Файл: Публичная власть (Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-пер вых, появилось р абство. Коль скор о человек смог пр оизводить большее количество пр одуктов, чем н ужн о было для его сохр ан ен ия как р абочей силы, то стал выгоден  н асильствен н ый пр ин удительн ый тр уд.

Стр емлен ие р одов к н ар ащиван ию объемов пр оизводства пр одуктов животн оводства, земледелия, р емесла, увеличен ию столкн улось с одн ой существен н ой пр облемой - отсутствием дополн ительн ой р абочей силы. Возможн ости каждого член а р ода в пр оизводстве матер иальн ых благ были н е безгр ан ичн ы, а увеличен ие числен н ости р ода пр едставляло собой достаточн о длительн ый пр оцесс. И в этих условиях был н айден  выход. Плен н иков стали обр ащать в р абов, т.е. людей, вын ужден н ых по пр ин ужден ию тр удиться н а своего господин а.

Во-вторых, рабство внесло раскол в общество. Появились два класса - господа и рабы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

В-третьих, появилась частная собственность на стада и рабов. Занятие пастушеством не требовало коллективных действий всего рода. Этим мог заниматься и один человек или несколько мужчин. Дошедшие до нашего времени исторические источники не позволяют судить, каким образом шел этот процесс, но на пороге «достоверной» истории главы семейств имели стада в обособленной, частной, а не в общинной собственности рода.

В-четвертых, происходила подлинная революция в семье. В условиях матриархата воин и охотник довольствовался вторым местом в доме, подчиняясь женщинам. Пастух же стал главой семьи, поскольку ему принадлежали и стада, и ухаживающие за ними рабы. «С утверждением фактического господства мужчины, - отмечает Ф. Энгельс, - в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. А это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду». Моногамия означала создание современной семьи в форме единобрачия.

Необходимость в такой форме брака была вызвана желанием мужа, главы семейства передавать по наследству имущество своим детям. При парном браке он этого делать не мог. Дети умершего мужчины принадлежали не его роду, а роду матери. Имущество же отца переходило по наследству к его братьям и сестрам, к детям сестер и даже потомкам сестер его матери. Собственные дети могли наследовать лишь имущество братьев своей матери, что было не всегда равноценной заменой.


Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма простым путем - потомство мужчин должно оставаться внутри рода, к которому принадлежали мужчины, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Эту проблему удалось успешно решить моногамным браком, при котором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной.

Противостояние семьи и рода выразилось в двух моментах: 1) расширился перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. В конце концов в частную собственность была передана и земля.

Общинная собственность родового строя перестала существовать; 2) моногамная семья создала условия для расслоения общества на бедных и богатых. Ибо собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей, что позволяло одним семьям богатеть, а другим - разоряться и беднеть.

Увеличению богатства в обществе способствовало второе крупное разделение труда - отделение ремесла от земледелия. Специализация производства привела к дальнейшему возрастанию мастерства земледельцев и ремесленников, а общество получило множество новых, ранее не известных продуктов и иных материальных благ. В этих условиях усиливается потребность в рабах, которые становятся основной производительной силой общества. [5]

С разделением племен на скотоводческие, земледельческие и появлением ремесленников возникает товарное производство - изготовление материальных благ не для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретения предметов, которые производились другими.

Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоянным занятием особой группы людей - купцов. Это был новый социальный слой, который сам непосредственно ничего не производил, а занимался только обменом товаров. С развитием торговли появляются и металлические деньги.

Процесс возникновения государства у разных племен и народностей протекал в самых различных формах. Вчастности, современная теория государства выделяет государства, возникшие на основе «азиатского способа производства» в виде восточных деспотий, рабовладельческие государства античного мира, феодальные государства, возникшие непосредственно из родового строя.

Процесс становления государства обстоятельно изучается в курсе всеобщей истории государства и права. Поэтому рассматривать подробно его в рамках настоящего учебника представляется нецелесообразным.

Таким образом, государство является необходимым итогом развития родового строя, его производительных сил, приведших к накоплению богатства, переходу от общественной собственности к частной и расслоению общества на бедных и богатых.


ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах

Пр изн аки любой вещи являются свойствами дан н ой вещи, обр азующими ее качествен н ую, а н е количествен н ую стор он у. Пр изн ак вещи н е может существовать вн е и помимо самой вещи. Пр изн аки позволяют н е только отличить вещь от ин ых, сходн ых с н ею или н е сходн ых, вещей. Он и помогают более н аглядн о, пр едметн о-веществен н о, осязаемо р аскр ыть содер жательн ую, сущн остн ую и фун кцион альн ую стор он ы вещи. Эти общие методологические положен ия вполн е пр имен имы и к государ ству.

Тр адицион н о в юр идической литер атур е чаще всего выделяют следующие пр изн аки государ ства:

В догосудар ствен н ом обществе пр ин адлежн ость ин дивида к тому или ин ому р оду обусловливалась кр овн ым или пр едполагаемым р одством. Пр ичем р од часто н е имел стр ого опр еделен н ой тер р итор ии, пер емещался с одн ого места н а др угое. В государ ствен н о-ор ган изован н ом обществе кр овн ор одствен н ый пр ин цип ор ган изации н аселен ия потер ял свое зн ачен ие.

Н а смен у ему пр ишел пр ин цип его тер р итор иальн ой ор ган изации.

Государ ство имеет стр ого локализован н ую тер р итор ию, н а котор ую р аспр остр ан яется его сувер ен н ая власть, а н аселен ие, н а н ей пр оживающее, пр евр ащается в поддан н ых или гр аждан  государ ства. Возн икают, таким обр азом, пр остр ан ствен н ые пр еделы государ ства, в котор ых появляется н овый пр авовой ин ститут - поддан ство или гр аждан ство.

С тер р итор иальн ой ор ган изацией н аселен ия сопр яжен о н е только возн икн овен ие государ ства, н о и н ачало складыван ия отдельн ых стр ан . А потому с этих позиций пон ятия «государ ство» и «стр ан а» во мн огом совпадают.

Админ истр ативн о-тер р итор иальн ая ор ган изация н аселен ия как пр изн ак государ ства, пр ежде всего, р аскр ывает взаимосвязь таких пон ятий и р еальн остей, как власть, н аселен ие (общество), тер р итор ия. Дан н ый пр изн ак показывает, что государ ство, каким бы он о н и было (большим или малым, сильн ым или слабым, р азвитым или слабор азвитым), всегда существует и фун кцион ир ует в опр еделен н ых тер р итор иальн о-пр остр ан ствен н ых и социальн ых (н аселен ие, общество, н ация, н ар од) гр ан ицах. Поэтому н ет мир ового государ ства, мир овой публичн ой власти (мир ового пр авительства).


Для общества свойствен н ы р азн ообр азн ые, р азн осодер жательн ые, р авн озн ачимые отн ошен ия и связи - экон омические, имуществен н ые, р елигиозн ые, н р авствен н ые, психо - эмоцион альн ые, цен н остн ые, кр овн ор одствен н ые и др .

Собствен н о, эти связи и отн ошен ия и делают общество обществом. Если же в обществе есть государ ство, то к дан н ым отн ошен иям с н еобходимостью добавляются властеотн ошен ия, государ ствен н ые упр авлен ческие отн ошен ия, админ истр ативн о-тер р итор иальн ые связи. Дан н ый пр изн ак (кон ечн о, н е только он ) естествен н о и н е случайн о пор ождает такие ин ституты и явлен ия, как "гр аждан ство", "гр аждан ин ", юр исдикция", "действие государ ства и его закон ов в пр остр ан стве и по кр угу лиц". Государ ство н ар яду с ин ыми видами социальн ых связей выполн яет фун кцию своего р ода политико-пр авовой скр епы общества, его фор мы, способа ор ган изации жизн едеятельн ости и существован ия общества. [2]

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2.2 Публичная (государственная) власть

В качестве признака публичная власть раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.


Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. [7]

Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Итак, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.