Файл: Стратегическое и тактическое планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство предприятий начинает осознавать значение стратегического планирования, однако, оно не нашло еще достаточно полного применения, а ведь именно стратегический план помогает субъектам рынка четче определять свои цели и политику, что приводит к лучшей согласованности в работе. Наличие плана помогает подготовиться к непредвиденным обстоятельствам и оперативно реагировать на них. Именно при стратегическом планировании предусматриваются такие цели и стратегии поведения субъектов рынка, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

Анализ внешней среды предполагает интерпретацию статистических показателей и данных различных внешних или внутренних исследований. Обычно информация рассматривается на двух уровнях.

Во-первых, анализируются данные, характеризующие состояние «макросреды» (факторы внешней среды косвенного воздействия, находящиеся вне контроля организации, но оказывающие серьезное влияние на ее деятельность)[25].

Во-вторых, исследуется информация о микросреде организации. Предприятие имеют возможность в определённой степени контролировать факторы микросреды.

Наиболее известным и распространенным методом анализа и сопоставления факторов внешней и внутренней среды является SWOT – анализ (SWOT – это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы))[26]. Проводится он в целях обобщения диагностики позиций предприятия, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития на рынке строительных услуг.

Помимо этого, в процессе анализа изучена вторичная информации предприятия. Для оценки таких показателей как выручка, прибыль, рентабельность, объём проданных товаров и прочее. А также проведена оценка конкурентоспособности предприятия на основе модели 5 сил Портера.

В качестве основного метода исследования было выбрано анкетирование, в котором приняли участие сотрудники и руководители организации.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Главное требование к анкете заключается в том, чтобы она обеспечивала получение от респондентов как можно более объективной информации, побуждала их сотрудничать с интервьюером.

Разработка анкеты данного исследования предполагала собой строго формализованный многоэтапный процесс, стадии которого следующие:


    1. Определение необходимого и достаточного объема информации.
    2. Определение вида анкеты и выбор метода проведения опроса.
    3. Определение содержания отдельных вопросов (разработка таких вопросов, которые исключают неспособность или нежелание отвечать).
    4. Определение формы ответа на каждый вопрос (определение типа вопросов).
    5. Формулирование каждого вопроса (определение словесной формулировки вопросов).
    6. Определение последовательности вопросов (расположение вопросов в правильном порядке).
    7. Определение физических характеристик анкеты (определение формы анкеты и компоновки вопросов; печать анкеты).
    8. Проверка предыдущих стадий и их корректировка.
    9. Предварительное тестирование анкеты и устранение недостатков[27].

Выводы по 1 главе.

Изучены методы стратегического менеджмента на современном предприятии. Выбор стратегий производится на основе оценки соответствия целям и миссии фирмы с учетом состояния ее внутренней среды (потенциала) и внешней среды, поэтому чаще всего к основным методам стратегического менеджмента относят: модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), модель БКГ, модель Мак-Кинси, метод SWOT – анализа, PEST-анализ, KPI, BSC, анализ 5 сил Портера, GAP-анализ, SNW-анализ.

Рассмотрена сущность, роль и место стратегического планирования в системе стратегического менеджмента. Стратегическое планирование – это процесс, направленный на формулирование образа желаемого состояния системы в длительной перспективе, определение пути и инструментов его достижения в зависимости от складывающихся условий функционирования данной системы.

В структуру стратегического планирования входят: миссия предприятия, цели и задач функционирования предприятия, оценка и анализ внешней среды, оценка и анализ внутренней структуры, разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «СКАЗКА»

2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Сказка»


Магазин «ООО «Сказка» находится в г. Фурманов по адресу: Ивановская область, город Фурманов, ул. Ленина, д. 12. ООО «Сказка» существует с января 2007 года. Тип собственности — частная собственность. К основным видам деятельности магазина относится розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная деятельность магазина - реализация широкого ассортимента продовольственных товаров.

ООО «Сказка» создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации[28], Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[29], Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»[30] и другими законодательными актами Российской Федерации.

Предприятие по критериям размера получаемой прибыли, масштаба деятельности, численности сотрудников и доле участия других лиц в капитале относится к категории малых предприятий[31].

К основному ассортименту реализуемой продукции магазина можно отнести: свежее мясо свинины, говядины, курицы, соки, плодовоовощную, рыбную и мясную консервацию, ликероводочные изделия, пиво и другие алкогольные и безалкогольные напитки, бакалейные товары, колбасные и хлебобулочные изделия, молочную продукцию. Помимо продуктов питания имеется также отдел непродовольственных товаров (предметы одежды, товары для дома и отдыха, бытовая химия, сувениры, газеты, журналы, средства гигиены, открытки, детские игрушки, парфюмерия и косметика, бытовая техника, и т.д.).

Данный магазин разделен на два отдела. Отдел с продовольствованными товарами и с не продовольствованными товарами.

Магазин имеет торговую площадь – 255 м2 и складскую – 85 м2. В магазине работают:

1 директор магазина;

28 сотрудника из основного персонала (старшие продавцы, товароведы, продавцы-консультанты, кассиры),

Вспомогательный персонал – 8 человек.

Рисунок 5. Организационная структура управления магазина ООО «Сказка»

Режим работы магазина с 8.00 до 20.00, без выходных и перерывов на обед.

Директор и кладовщик работают ежедневно, суббота и воскресенье выходной. Кассиры и продавцы работают по графику три через три. Т.е. три дня работают, а три дня выходной. Две уборщицы работают через день. Бухгалтерией в магазине занимается, стороння фирма. В магазине бригадная материальная ответственность.


Продавцы обедают по очереди, в специальном помещении, где стоит микроволновая печь, кофеварка, небольшой столик и стулья.

Атмосфера в коллективе доброжелательная, располагающая к общению, что благодатно сказывается на работе и на обслуживании покупателей.

Магазин работает с постоянными клиентами. Если товар оказывается не должного качества, то его легко меняют на другой более качественный товар.

В магазине «ООО «Сказка» обслуживаются не только жители города, но и приезжающие из Ярославской области.

Целями деятельности предприятия является извлечение прибыли.

Задача директора ООО «Сказка» заключается в том, чтобы, умело, сочетая товарные ресурсы с рыночными запросами, разрабатывать и осуществлять такую политику, которая способствовала бы устойчивому продвижению и росту продажи товаров.

В основу построения ассортимента магазина положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

- объема товарооборота склада;

- размера торговой площади;

- технической оснащенности;

- условий товароснабжения.

При формировании ассортимента учитываются:

• численность обслуживаемого населения;

• наличие между населенными пунктами транспортных связей;

• место расположения ООО «Сказка» по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемой им продукции).

В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров[32] ассортимент предлагаемых к продаже продуктов определяется самостоятельно директором в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.

Появляющиеся новинки широко рекламируются. В магазине выкладываются на специальные витрины, чтобы покупатель мог лучше и ближе познакомиться с этим товаром. Проводятся дегустации, выставки-продажи товарных новинок. При входе в торговый зал висит специальная доска, где указывается перечень товаров-новинок, а также цены дня. Используются специальные ценники, чтобы обратить внимание покупателя на тот или иной товар.

В то же время, те товары, которые перестают пользоваться спросом, исключаются из ассортимента или заменяются востребованными товарами данной товарной группы, таким образом, происходит постоянное обновление ассортимента в магазине ООО «Сказка».

Большое значение имеет сезонность потребления и производства отдельных продуктов, при формировании ассортимента товаров. То есть неравномерность потребления товаров в течение года, и спрос населения изменяется на товары, их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; весной и в начале лета при недостатке картофеля увеличивается продажа круп и макаронных изделий и т. д.


Увеличение товарооборота в магазине происходит как по продовольственным, так и по непродовольственным товарам.

Основные крупные поставщики ООО «Сказка»:

ООО «Кондитер Люкс» продукции холдинга «Балтимор». Имеется большой выбор продукции торговой фирмы «Гипар» под одноименной торговой маркой. Разнообразные наборы шоколадных конфет ООО "Одинцовская кондитерская фабрика" торговой марки "А.Коркунов". Компания "Мултон" осуществляет постоянную рекламную поддержку торговой марки "Niko", "Rich", "Добрый". ООО "Компания "Ангстрем Трейдинг", г. Санкт-Петербург, представляет в широком ассортименте торговые марки "Бистро", "Просто", "Ангстрем". Компания "Вимм-Биль-Данн" представлена торговыми марками "Нео Мажитель", "Чудо" (сырки, молоко, йогурты, твороженные десерты, ароматизированные коктейли, творог и пудинги), Компанией «Danone» также представлен большой ассортимент молочной продукции это «Активия» питьевая и твороженная. В число ведущих представителей чайного рынка входит компания Maytea Export, имеющая представительства в Индии, Китае и на Цейлоне.В широком ассортименте представлены в магазине товары такой известной фирмы, как "

2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и к опасностям (угрозам). Выявление таких возможностей и угроз является важным элементом процесса стратегического планирования. При этом должны быть определены соответствующие варианты стратегии предприятия с учетом их эффективного приспособления к изменению окружающих условий.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отражения (учета) сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних усилий и возможностей.

Далее проведем анализ внешней среды с применением методик: PESTEL – анализа, SNW – анализа, SWOT – анализа и других.

В результате проведенного анализа видно, что на работу ООО ««Сказка»» практически в равной степени влияют экономические, политические, социальные, экологические, технологические и законодательные факторы.

Таблица 1

PESTEL – анализ ООО ««Сказка»»