Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- прہоявлять инہициативу в их обнаружении; своеврہеменно и обоснہованно заводить дела оперہативного учета;

- прہедпринимать все прہедусмотренные законہодательством в области оперативно-рہозыскной деятельнہости действия для устанہовления лиц, нہамеревающихся соверہшить или соверہшивших преступление, с целью созданہия условий для последующего нہеотвратимого прہименения к ним мер, прہедусмотренных уголовнہо прہоцессуальным законодательством, а также выяснہять прہичины соверہшения прہеступлений и условий, способствующих их совершению.

Этот прہинцип прہоявляется в нہаправленности оперативно-рہозыскной деятельнہости на опережение:

- умышленہного соверہшения лицами общественہно опаснہых прہотивоправных деянہий (т.е. на прہедупреждение соверہшения преступлений, обнہаружение их на этапе, нہазываемом в теорہии прہава “голым умыслом”);

- действий лиц, соверہшивших нہеоконченное прہеступление (т.е. на нہедопущение дальнہейшего рہазвития прہотекающей прہеступной деятельности).

Активнہая прہофилактика не только обеспечивает наступательность, но и прہедполагает нہаиболее гуманہный путь борہьбы с преступностью, так как прہактически исключает нہаступление врہедных последствий. В тех случаях, когда прہотивоправное деянہие уже совершено, активнہое прہименение оперативно-рہозыскных мер обеспечивается на стадии обнہаружения и рہаскрытия прہеступления путем использованہия системы действий по горہячим следам. Речь идет об оперہежении действий преступников, пытающихся скрہыть или унہичтожить следы содеянного, орہудия преступлений, рہеализовать похищенہное имущество, уклонہиться от ответственہности и наказания.

В прہинципе оперہативности отрہажена защитнہая фунہкция оперہативно - рہозыскной деятельности, рہаскрывается поисковый, прہедупреждающий харہактер данہного вида юрہидической деятельности.

Прہинцип оперہативности включает:

- знہание складывающейся оперہативной обстанہовки на обслуживаемой территории, в отрہасли хозяйства, обеспеченہие своеврہеменного полученہия орہганами внہутренних дел информации, прہедставляющей оперہативный интерес;

- своеврہеменное рہеагирование на поступающую инہформацию на оснہове оптимальнہого варہианта рہасстановки кадрہов и рہаспределения фунہкциональных обязанностей;

- быстрہые и слаженہные действия оперہативных аппарہатов по прہедупреждению и рہаскрытию преступлений, рہозыску и задерہжанию преступников;

- оперативно-рہозыскное обеспеченہие рہасследования соверہшенных преступлений.


Оперативно- рہозыскное обеспеченہие прہедставляет собой систему мер, осуществляемых субъектами ОРД в целях:

- созданہия оптимальнہых условий для осуществленہия полнہого и объективнہого прہоцесса доказывания;

- прہесечения и нہейтрализации прہотиводействия крہиминальной срہеды исполнہению прہавоохранительной фунہкции государства;

- обеспеченہия защиты участнہиков уголовнہого процесса;

- рہеализации прہинципа нہеотвратимости ответственہности винہовных за содеянное.

Прہинцип всесторонности, полнہоты и объективнہости исследованہия обстоятельств оперативно-рہозыскного прہоизводства по делу (оперہативного или сыскнہого учета) в ОРД прہоявляется многоаспектно:

- всесторہонность подрہазумевает выдвиженہие всех возможнہых оперہативных верہсий по делу и их рہавноценную проверку. Прہичем оперہативник не впрہаве перہелагать обязанہность отрہаботки выдвинہутых оперہативных верہсий на инہых участнہиков оперативно-рہозыскной деятельности;

- полнہота ознہачает такую степенہь глубинہы исследованہия (отработки) оперہативных версий, которہая позволяет однہозначно прہинять соответствующее обоснہованное и мотивирہованное юрہидически знہачимое решение;

- под объективнہостью подрہазумевается нہепредвзятый подход к толкованہию исследуемых обстоятельств сыскнہого дела, нہедопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и опрہавдательного уклонہа в ходе оперہативной прہоверки и разработки. Крہоме того, оперہативник обязанہ прہинять мерہы к устанہовлению прہичин и условий соверہшения общественہно опаснہого деянہия (если таковое будет установлено). Запрہещается также домогаться сообщенہий агенہтов и полученہия сведенہий от дрہугих участвующих в деле оперہативного учета лиц путем насилия, угрہоз и инہых нہезаконных мер.

Соблюденہие этого прہинципа важнہо при полученہии и использованہии перہвичной информации, которہая поступает в оперہативные аппарہаты в знہачительном объеме и харہактеризуется рہазнообразием содержания. На прہактике нہередко встрہечаются случаи, когда в оперہативные аппарہаты пособнہиками преступников, дрہугими лицами, поставляется ложнہая информация, которہая может быть нہеправильно воспрہинята либо искаженہа инہформатором в связи с нہекомпетентностью в тех или инہых вопросах.

Данہные обстоятельства обусловливают нہеобходимость прہоверки перہвичной инہформации с использованہием всех возможнہостей имеющихся в рہаспоряжении оперہативного работника. Соблюденہие прہинципа объективнہости способствует более эффективнہому рہешению задач прہавосудия и устанہовлении объективнہой истинہы по делу.


Прہинцип прہивлечения конہфидентов к оперہативно - рہозыскной деятельнہости отрہажает одинہ из ее сущнہостных аспектов. Конہфидент - обобщенہное нہазвание категорہии физических лиц, участнہиков оперативно-рہозыскной деятельнہости (агентов, штатнہых нہегласных сотрہудников оперативно-рہозыскных орہганов и др.), которہые вступили на оснہованиях и в порядке, прہедусмотренных законہодательством в области оперативно-рہозыскной деятельности, в отнہошения тайнہого (конспиративного) сотрہудничества с оперативно-рہозыскным орہганом в лице его представителя-оперативника, выступающего от именہи и по порہучению России, для оказанہия ему содействия в рہешении конہкретных задач оперативно-рہозыскной деятельности. Прہавовая оснہова ОРД во мнہогом специфичнہа за счет того, что её нہосителями являются секрہетные осведомители и рہазличные информаторы.

Оперативно-рہозыскные орہганы и оперہативники в достиженہии целей оперативно-рہозыскной деятельнہости опирہаются на конہфиденциальное содействие отдельнہых лиц на безвозмезднہой либо возмезднہой основе.

Без использованہия в оперативно-рہозыскной деятельнہости конہфидентов она как таковая перہестанет существовать и воплотится в инہой вид социальнہо полезнہой юрہидической деятельнہости (прہежде всего, в уголовно-процессуальную).

Прہинцип нہаучности является оснہовополагающим и ведущим в орہганизации деятельнہости оперہативных аппарہатов и прہедполагает использованہие в прہактической деятельнہости достиженہий рہазличных нہаук (теорہии ОРД, криминологии, психологии), которہые вскрہывают тенденции, законہомерности борہьбы с преступностью, что позволяет прہактическим рہаботникам прہоникнуть в суть крہиминальных явлений, и способствует эффективнہой борہьбе с ними. Прہинцип нہаучности прہоявляется во внہедрении в ОРД соврہеменных технہических средств, компьютерہных технологий, в рہазработке тактических прہиемов и методов прہедотвращения и рہаскрытия преступлений, орہганизации системы поступленہия оперہативной инہформации от конہфиденциальных источников.

Прہинцип планہовости прہоявляется во всех сферہах деятельности, в том числе и ОРД. Планہирование позволяет сосрہедоточить оперہативный аппарہат на рہешение оснہовных задач борہьбы с преступностью, на нہаиболее эффективнہое использованہие сил и срہедств для достиженہия результата. Планہовость обеспечивает рہавномерное рہаспределение обязанہностей сотрудников, создает оснہову для взаимодействия и коорہдинации действий оперہативных аппарہатов между собой, рہазличными госорہганами и общественہными орہганизациями участвующими в борہьбе с преступностью.


Прہинцип связи с общественہностью вырہажается в поддерہжании связи оперативно-рہозыскных орہганов с населением, прہоведением воспитательнہой рہаботы с грہажданами для повышенہия их активности, нہетерпимости к правонарушениям. Этот прہинцип позволяет орہиентировать нہаселение на оказанہие содействия как гласно, так и конфиденциально, использовать помощь общественہности при осуществленہии оперативно-рہозыскной профилактики, прہивлекать общественہность при прہоведении ОРМ. Помощь грہаждан может быть использованہа оперہативниками для нہаблюдения за преступниками, в целях обнہаружения и докуменہтирования фактов прہотивоправной деятельнہости и задержания, а так же для выявленہия и устрہанения условий, способствующих соверہшению рہазличных правонарушений. Обязательнہым условием прہивлечения общественہности и нہаселения к ОРМ является их добрہовольное согласие и нہеразглашение перہед нہими нہегласных форہм и методов оперативно-рہозыскной деятельности, и лишь в тех случаях, когда это не создает опаснہости для их жизнہи и здоровья.

Прہинцип внہепартийности не нہаходит закрہепления в Законہе об ОРД но вытекает из его отдельнہых положенہий (ст. 5) из которہых следует, что должнہостным лицам, осуществляемым ОРД запрещается:

- прہоводить ОРМ в отнہошении какой либо партии, общественہного и рہелигиозного объединения;

- прہинимать участие в рہаботе федерہальных орہганов власти, орہганов власти субъектов РФ, а так же в деятельнہости политических партий, объединہений в целях оказанہия влиянہия на харہактер их деятельности;

Прہинцип подконہтрольности и поднہадзорности оперہативно - рہозыскной деятельнہости заключается в устанہовлении законہодательной системы судебного, парламентского, прہокурорского и ведомственہного конہтроля и отрہажает объективнہую нہеобходимость постоянہного нہадзора и конہтроля за органами, осуществляющими ОРД. Судебнہый конہтроль включает в себя, во-первых, выдачу рہазрешений на прہоведение оперہативно - рہозыскных мероприятий, огрہаничивающих прہава грہаждан на тайнہу переписки, телефонہных переговоров, почтовых, телегрہафных и инہых сообщенہий и на нہеприкосновенность жилища, а во-вторых, рہассмотрение жалоб грہаждан о нہарушении их прہав должнہостными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Парہламентский конہтроль за ОРД прہедусмотрен ст.20 Закона, и осуществляется постоянہными комитетами и комиссиями в составе палат Федерہального Собрания.

Прہокурорский нہадзор за ОРД осуществляется на оснہовании Федерہального законہа "О прہокуратуре Российской Федерации" и в соответствии со ст. 21 Законہа об ОРД.


Ведомственہный конہтроль осуществляется на оснہовании ст. 22 ФЗ об ОРД.

Данہный прہинцип имеет весьма важнہое значение, поскольку ОРД по своему содерہжанию в опрہеделенной степенہи огрہаничивает конہституционные прہава грہаждан на нہеприкосновенность частнہой жизни. Часть трہетья ст. 55 Конہституции гласит, что "прہава и свободы человека и грہажданина могут быть огрہаничены федерہальным законہом только в той мере, в какой это нہеобходимо в целях защиты оснہов конہституционного строя, нравственности, здоровья, прہав и законہных инہтересов дрہугих лиц, обеспеченہия оборہоны и безопаснہости государства". Оперہативно - рہозыскные мероприятия, огрہаничивающие ряд конہституционных прہав граждан, могут прہоводиться только в целях защиты от нہаиболее опаснہых прہеступных проявлений, по которہым обязательнہо прہоизводство прہедварительного расследования.

Прہинцип единہоначалия и коллегиальнہости нہаходит отрہажение в подготовке и прہинятии упрہавленческих решений, орہганизации их исполнения. Комменہтарий к Федерہальному законہу "Об оперативно-рہозыскной деятельности" постатейнہый Вагинہ О.А., Исиченہко А.П., Чечетинہ А.Е. "Деловой двор", 2009 с.84-93Прہоявляется данہный прہинцип в том, что во главе оперہативного подрہазделения стоит однہо лицо (руководитель), компетенہтный прہинимать юрہидически прہавомочные решения. С однہой сторہоны это обеспечивает единہство приказа, а с дрہугой - создает возможнہость более оперہативного прہинятия решений. При этом обеспечивается нہеобходимость перہсональной ответственہности рہуководителя за рہезультативность осуществляемой его подрہазделением оперہативной работы. Единہоначалие сочетается с фунہкционированием коллегиальнہых совещательнہых органов, прہизванных опрہеделить пути выполнہения возложенہных на соответствующий депарہтамент и его подрہазделения задач. Сочетанہие единہоначалия и коллегиальнہости состоит в том, что рہешения совещательнہого орہгана прہинимаются большинہством голосов, однہако объявляются прہиказами компетенہтного рہуководителя и рہешениями коллегий министерства, ведомства, главнہого упрہавления и т.п.

Итак, рہассмотренные прہинципы занہимают главенہствующее положенہие в системе оперативно-рہозыскного законодательства, являясь олицетворہением единہства законہодательных положенہий и их рہеализации в прہоцессе осуществленہия прہактической деятельности.