Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Объект: исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов

Задачи курсовой работы:

Раскрыть понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Охарактеризовать нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России

Описать конституционные и специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.


Глава 1. Теоретические положения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

Возникновение теории оперативно-розыскной деятельности было продиктовано объективной необходимостью распространения накопленного опыта борьбы с преступностью и среди оперативных работников. Интересные теоретические предложения по изучению преступности, личности преступника, тактике применения оперативно-розыскных средств и методов содержались в работах ученых-криминалистов. Ими были обобщены особенности процесса расследования многих уголовных преступлений, результаты оперативной работы, обнаружены соответствующие закономерности, подчеркнута самостоятельность оперативно-розыскной деятельности. Профессор И.Н. Якимов, уже в то время отождествляя разведывательную (негласную) работу с розыскным искусством, отмечал: «...розыскное искусство, как всякое искусство, имеет свою теорию, может быть еще не так глубоко разработанную... и свою пока не особенно богатую литературу».[1]

История становления и развития оперативно-розыскной деятельности отражает особенности преступности как крайне опасного, отрицательного явления в общественной жизни, приобретающего в разные исторические периоды различную направленность. В свою очередь, с изменением характера преступности менялся и характер деятельности правоохранительных органов. Накопление профессионального опыта привело к совершенствованию стратегии и тактики разведывательно-поисковой работы.

Прежде чем уточнить современное понятие оперативно-розыскной деятельности, отметим, что в нормативных актах и специальной литературе, изданной до 1958 г., для обозначения такой деятельности оперативных аппаратов употреблялись термины «негласное расследование» (Положение об уголовном розыске от 5 октября 1918 г.), «уголовно-розыскная работа», или «уголовный сыск», в дальнейшем укоренился термин «агентурно-оперативная» или «оперативная» работа. Все перечисленные термины, по сути, обозначали одну и ту же деятельность специальных служб по осуществлению негласных мероприятий в целях борьбы с преступностью. Разнобой в терминологии являлся прямым следствием отсутствия в УПК РФ 1926 г. упоминания об оперативно-розыскных мерах. Термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших.[2]


В настоящее время понятие «оперативно-розыскная деятельность» определяется в статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».[3] В ней сказано, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Деятельность как таковая - это занятие, труд, а оперативно-розыскная - это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в оперативно-розыскной деятельности. [4]

В «узком» смысле слова оперативно-розыскная деятельность - это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.[5]

В «широком» смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов - цели. Там же. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).


Использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в «узком» смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. [6]

История российских правоохранительных органов и мировой опыт борьбы с преступностью показывают, что оперативно-розыскная деятельность является одной из обязательных государственно правовых норм борьбы с преступностью. Она социально обусловлена, поскольку ориентирована на выполнение социально полезных задач и является одной из разновидностей правоохранительной функции государства.

Однہой из нہаиболее харہактерных черہт оперативно-рہозыскной деятельнہости является сочетанہие гласнہых и нہегласных способов ее осуществления. Под гласнہой следует понہимать деятельность, в ходе которہой должнہостные лица оперہативного подрہазделения открہыто (гласно) прہедставляют инہтересы соответствующего прہавоохранительного органа, не скрہывая своих целей. К нہегласной деятельнہость отнہосятся действия субъектов оперативно-рہозыскной деятельности, при которہых они скрہывают свою прہинадлежность к прہавоохранительным орہганам либо осуществляют их в тайнہе от окрہужающих грہаждан и, прہежде всего, от лиц, прہичастных к преступлениям. [7]

Необходимость использованہия нہегласных прہиемов в оперативно-рہозыскной деятельнہости обуславливает ее нہаправленностью на полученہие инہформации о тщательнہо скрہываемых и маскирہуемых прہизнаках прہеступной деятельности, которہая гласнہыми уголовно-прہоцессуальными мерہами обнہаружена быть не может.

Не менہее важнہой отличительнہой черہтой оперативно-рہозыскной деятельнہости является то, что она может осуществляться лишь специальнہо уполнہомоченными субъектами. К таким субъектам отнہосятся оперہативные подрہазделения государہственных прہавоохранительных органов, перہечень которہых закрہеплен в ст.13 Федерہального законہа «Об оперативно-рہозыскной деятельности».

Руководители указанہные в данہной статье Федерہального законہа «Об оперативно-рہозыскной деятельности» орہганов нہаделены крہугом своих полномочий, обусловленных, во перہвых их ведомственہной прہинадлежностью и, во-вторых, внہутриведомственным рہазделением функций. Полнہомочия оперہативных подрہазделений рہазличных прہавоохранительных органов, зависят, прہежде всего, от их уголовно-прہавовой компетенции, т.е. перہечня преступлений, прہедупреждением и рہаскрытием которہых они обязанہы заниматься, а также крہугом оснہовных задач, опрہеделенных в прہавовых актах, рہегламентирующих деятельнہость этих органов.


Прہеделы полнہомочий оперہативных подрہазделений субъектов ОРД более детальнہо рہегламентируются ведомственہными нہормативными актами, при этом часть служб в зависимости от рہешаемых задач может нہаделяться прہавом прہоведения оперативно-рہозыскных мерہоприятий в полнہом объеме, а часть - лишь в ограниченном.

Специфика оперативно-рہозыскной деятельнہости опрہеделяется в том, что она осуществляется посрہедством прہоведения специальнہых действий (операций) - оперативно-рہозыскных мероприятий. Перہечень этих мероприятий, составляющих содерہжание оперативно-рہозыскной деятельнہости закрہеплены в ст.6 Федерہального законہа «Об оперативно-рہозыскной деятельности».

1.2 Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая функция, ее задачи и принципы

Исследованہие сложнہой системы прہавоохранительных фунہкций орہганов внہутренних дел обнаруживает, что оперативно-рہозыскная фунہкция имеет возможнہость защищать общество от прہотивоправных посягательств, выявление, прہедотвращение и рہаскрытие которہых классическими методами рہасследования нہедостаточно эффективно. И криминалистика, и уголовнہый процесс, и админہистративная деятельность, в силу своей прہавовой природы, лишенہы возможнہости прہименять нہегласные методы. В то же врہемя крہиминально активнہые лица прہинимают мерہы по нہейтрализации действий прہавоохранительных орہганов путем:

- использованہия факторہа внезапности;

- выборہа или отрہаботки изощрہенных способов подготовки, соверہшения прہеступлений и маскирہовки их следов;

- прہоведения конہтрразведывательных мер, не позволяющих прہоникнуть во внہутренние стрہуктуры крہиминального мира, к его орہганизаторам и вдохновителям, прہепятствующих полученہию объективнہого прہедставления о процессах, прہотекающих в прہеступной среде.

Таким образом, автонہомное положенہие оперативно-рہозыскной деятельнہости позволяет сделать вывод, что она прہедставляет собой самостоятельнہый социальнہый институт, обладающий опрہеделенным нہабором харہактерных признаков. Анہализ этих прہизнаков дает возможнہость уяснہить сущнہость и особенہности ОРД.[8]