Файл: «Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • человек, то должны быть оценены и установлены психометрические свойства для оценки людей;
  • ситуация, то психометрические свойства необходимо относить к оцениваемым условиям.

Также нужно учитывать, на чем основаны результаты измерений: на единственной оценке/наблюдении или среднеарифметическом оценок/наблюдений.

Каждой процедуре оценки соответствует погрешность измерений, которая может быть уменьшена путем усреднения по некоторому количеству оценок/наблюдений.

Оборудование для оценки умственной нагрузки должно продемонстрировать валидность в отношении заявленных ее аспектов и иметь четко установленную границу применения (например умственная усталость или монотонность деятельности). Если данная область охватывает более одного аспекта умственной нагрузки, то документация по его валидности должна содержать подтверждение достоверности измерений для каждого аспекта.

С целью оценки умственной нагрузки могут быть использованы различные методы, но для конкретных ситуаций некоторые из них более эффективны, чем другие. В частности, могут быть применены следующие [ 5 ]:

  • физиологические - дают информацию о физиологическом состоянии сотрудника в конкретных рабочих условиях;
  • субъективное шкалирование - предоставляет информацию о субъективных оценках сотрудниками различных аспектов умственной нагрузки на рабочем месте, например, при использовании психометрических шкал и оценок сотрудниками своих рабочих условий);
  • оценка производительности труда - дают возможность оценить умственную и психомоторную производительность труда сотрудника в определенных рабочих условиях, например, оценить уменьшение или изменение производительности труда под влиянием умственной нагрузки);
  • анализ работы и производственного задания - позволяют оценивать элементы рабочего задания, физические и психологические условия работы, условия объективной действительности и организацию работы как источ-

ников умственной нагрузки.

Таким образом, величина умственной нагрузки определяется характером деятельности и зависит от степени сложности (объективной и субъективной) трудовых задач, длительности работы, уровня требований по скорости и точности выполнения операций и многих других показателей. Сложность оценки реальной рабочей нагрузки определяется сложностью сравнения ее в различных видах деятельности.


2.3 Методы анализа ошибок в профессиональной деятельности

Исследование результатов профессиональной деятельности - важнейшая составная часть изучения трудовых действий.

Анализ ошибок, которые возникают в данном процессе приводят к отрицательному влиянию на продукт труда. В литературе выделяют следующие виды ошибок [ 15 ].:

  • связанные с организационно-техническими факторами труда (неполадки в технологии и организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.);
  • обусловленные "личным" фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).

Для того, чтобы проанализировать возникшую ошибку необходимо придерживаться следующей схемы:

  1. Организовать и провести направленное наблюдение за отклонениями от требований к качеству продукта труда по плану:
  • описание рабочего дня (дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий. Например, следует отмечать и нелестные замечания мастера-руководителя типа: "Не сидеть сюда пришли, а работать", - когда исследователь сам присел у станка, и тот факт, что в процессе работы постоянно забывается последовательность манипулирования органами управления).
  • определение наиболее трудных моментов;
  • фиксация выполненных трудовых действий;
  • протоколирование явлений утомления;
  • выявление дефектов в организации труда и в инструктировании работников (причины ошибок).
  1. Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией организации о том, как они сами регистрируют свои ошибки, брак в работе и в действиях своих подчиненных; о том, какие по их мнению существуют причины возникновения ошибок и пути их профилактики.
  2. Внедрить конкретные предложения по совершенствованию условий труда и по организации процесса подготовки и переподготовки кадров.

Таким образом, анализ ошибок совершаемых при выполнении профессиональной деятельности зависит от поставленных целей, уровня зрелости организации, ее задач и типа корпоративной культуры.

Вывод

Рабочая нагрузка отражает процесс взаимодействия человека с рабочим заданием. Объем работы, который необходимо выполнить, определен в какой-то степени тем, что работник хочет сделать, и какими ресурсами он располагает для этого.


Одним из главных вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является социально приемлемый уровень рабочей нагрузки. Объективно поставленная задача может вызвать низкий или высокий в зависимости от того, какой уровень профессиональных способностей и обучения необходим, каково функциональное состояние организма и какая мотивация для ее выполнения.

Необходимо отметить, что рабочую нагрузку человека очень трудно из-

мерить в строго физических единицах, так как имеется широкий список возможных физиологических нагрузок человека:

  • тяжелая динамическая мышечная работа;
  • динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа небольших групп мышц);
  • статическая мускульная работа;
  • умственная работа (стресс от концентрации внимания и внимания и психоэмоциональное перенапряжение);
  • монотонные действия в однообразной ситуации;
  • постоянное воздействие факторов окружающей среды (температура и влажность, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации тела);
  • напряжение тела, вызванное другими факторами окружающей среды, например физические (шум, блики, плохое освещение, вибрация) и социальные (межличностные отношения или факторы, личные и групповые проблемы) и так далее.

Таким образом, можно подытожить, что на адекватную рабочую нагрузку влияет непрерывное развитие технологий производства, что привело к механизации тяжелого физического труда и созданию новых видов деятельности. Из-за этих изменений становиться достаточно сложно произвести измерения физической нагрузки и анализ возникшей ошибки.

Заключение

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с техническим прогрессом в промышленности, энергетике, а также в формировании трудовых ресурсов, воспитанием и подготовкой людей к выполнению общественно полезных индивидуально необходимых функций. В настоящее время возрастает не только значимость трудовой деятельности для человека, но и ее сложность, и ответственность за выполняемую работу.

Рабочую нагрузку можно определить как воздействие на субъекта совокупности факторов трудовой деятельности, определяющих содержание (сложность) и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями (способностями) реализовать предъявленные ею требования.


Одним из главных вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является социально приемлемый уровень рабочей нагрузки. Объективно поставленная задача может вызвать низкий или высокий в зависимости от того, какой уровень профессиональных способностей и обучения необходим, каково функциональное состояние организма и какая мотивация для ее выполнения.

Необходимо отметить, что рабочую нагрузку человека очень трудно измерить в строго физических единицах, так как имеется широкий список возможных физиологических нагрузок человека:

  • тяжелая динамическая мышечная работа;
  • динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа небольших групп мышц);
  • статическая мускульная работа;
  • умственная работа (стресс от концентрации внимания и внимания и психоэмоциональное перенапряжение);
  • монотонные действия в однообразной ситуации;
  • постоянное воздействие факторов окружающей среды (температура и

влажность, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации тела);

  • напряжение тела, вызванное другими факторами окружающей среды, например физические (шум, блики, плохое освещение, вибрация) и социальные (межличностные отношения или факторы, личные и групповые проблемы) и так далее.

Таким образом, можно подытожить, что на адекватную рабочую нагрузку влияет непрерывное развитие технологий производства, что привело к механизации тяжелого физического труда и созданию новых видов деятельности. Из-за этих изменений становиться достаточно сложно произвести измерения физической нагрузки и анализ возникшей ошибки.

Список использованной литературы

  1. Губарева Л. И. Психофизиология.- М. : ВЛАДОС, 2007. - 188 с.
  2. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 c.
  3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2011. - 454с.
  4. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В. А. Илюхина. - М.: Н-Л, 2010. - 368 c.
  5. Заварзина О. О., Козъяков Р. В., Коро Н. Р., Орлова Е., Рышлякова Н. В. Психофизиология профессиональной деятельности. - М.: Директ-Медиа, 2015. – 425 с.
  6. Калиниченко С. Г., Коротина О. А. Психофизиология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - 80 с.
  7. Козъяков Р. В. Психофизиология профессиональной деятельности. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 368 с.
  8. Кроль В. М. Психофизиология / В. М. Кроль, М. В. Виха - М.: КноРус, 2014. - 512 c.
  9. Лукьянова Т. В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т. В. Лукьянова, Т. В. Сувалова, С. И. Ярцева. - M.: Проспект, 2015. - 745 c.
  10. Лучинин А. С. Психофизиология. Конспект лекций / А. С. Лучинин. - М.: Феникс, 2014. - 256 c.
  11. Ляксо Е. Е. Психофизиология. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 c.
  12. Пряжников Н. С. Психология труда. - М.: Академия, 2014. - 224 c.
  13. Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. - СПб.: Питер, 2012. -464 с.
  14. Самко Ю. Н. Психофизиология. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 365 с.
  15. Толочек В. А. Психология труда. - СПб.: Питер, 2014. - 488 c.
  16. Щербатых Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. - М.: КноРус, 2011. - 248 с.

Приложение 1

Приложение 2