Файл: «Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что рабочая нагрузка это воздействие на субъекта совокупности факторов трудовой деятельности, определя-

ющих содержание и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями специалиста реализовать предъявленные ею требования.

1.2 Виды рабочих нагрузок

Для того, чтобы нам охарактеризовать и проанализировать методы измерения и анализа рабочих нагрузок необходимо разобраться в специфике профессиональной деятельности. Выделяют два основных ее вида – физический и умственный труд, каждый из которых имеет свои особенности возникновения рабочих нагрузок (Приложение 2). Рассмотрим их более подробно [ 9 ]:

  1. Физический - нагрузка на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат.

Она подразделяется на следующие подвиды:

  • по характеру работы мышц:
  • динамическая – это периодическое сокращение и расслабление скелетных мышц с целью перемещения тела в пространстве или отдельных его частей, а также выполнения конкретных рабочих действий;
  • статическая – это непрерывное сокращение мышц (без изменения длины скелетных мышц) для того, чтобы удержать положение тела или груз во время выполнения работы;
  • смешанная (статика-динамическая) - встречается практически в любом физическом труде.
  • В зависимости от величины мышечной массы, необходимой для выполнения той или иной работы:
  • локальная -участвует менее 1/3 скелетной мускулатуры; нагрузка ложится преимущественно на мышцы пальцев, кисти и предплечий.
  • региональная - участвует от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры с преимущественной нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса.
    • общая - выполняемая более 2/3 массы скелетной мускулатуры при

участии обширных групп мышц туловища и конечностей. Общие (глобальные) физические нагрузки, как правило, связаны с приложением значительных усилий, подъемом и перемещением груза,

наклонами корпуса, работой в неудобных и вынужденных позах.

В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер.

При рассмотрении физической нагрузки в ней можно выделить два подтипа нагрузок, которые выражаются в понятиях:

  • тяжесть труда - это характеристика трудового процесса, которая отражает преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивая деятельность специалиста. Она характеризуется следующими показателями:
  • величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • количеством стереотипно повторяющихся движений;
  • характером рабочей позы;
  • количеством глубоких наклонов корпуса;
  • величиной статической нагрузки.
  • напряженность труда - это нагрузки на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Она характеризуется наличием интеллектуальных (содержание и характер работы), сенсорных (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, время работы с оптическими приборами и видеодисплейными терминалами), эмоциональных (степень ответственности за принятое решение) монотонных нагрузок и сменностью труда.

  1. Умственная – нагрузка на систему перцепции (органы чувств) или высшие отделы центральной нервной системы

Существующие в психофизиологии теории умственной нагрузки разработаны на моделях, описывающие взаимодействия между двумя процессами:

  • познавательный – помогает переводить сенсорную информацию в моторные действия, используя формальные и логические действия;
  • энергетический - контролирует функциональное состояние организма и обеспечивает активацию познавательной системы, косвенно влияя на преобразование и обработку информации. В данном аспекте «Энергетика» применяется как термин для обозначения всех процессов (активация, возбуждение, утомление, истощение) при описании состояния организма.

Когда специалист начинает выполнять поставленную перед ним задачу, автоматически включаются различные виды активации, обеспечивающие оптимальные и адекватные требованиям задачи состояния. Активация формируется на этапе ожидания будущей задачи. Мобилизация дополнительной энергии через умственное усилие является единственным средством оказания воздействия на энергетическое состояние в связи с выполнением задачи и зависит от мотивации достижения определенной

цели. Умственное усилие играет одну из главных ролей тогда, когда приходится работать в субоптимальных условиях, например, выполнять задачу, требующую повышенного проявления внимания. Это происходит при выполнении сложных задач, когда ресурсы приходится перераспределять между разными компонентами задачи и когда для ее выполнения необходимо использовать процессы с ограниченными возможностями по обработке информации (например, оперативную память). Умственные усилия требуются для выполнения задач, в которых цели или взаимосвязи вводимой или выводимой информации постоян-

но и непрерывно меняются [ 7 ].

В отличии от других теорий по обработке информации модель регуляции энергии объясняет снижение эффективности деятельности в виде отклонения от оптимального энергетического состояния. А. Джайллард сформулировал следующие положения данной модели:

  • она многомерная – состояние определяется несколькими энергетическими характеристиками;
  • задача имеет свой собственный оптимальный уровень, необходимый для ее эффективного выполнения;
  • при отклонении от оптимального состояния происходит компенсация при помощи мобилизации дополнительной энергии через умственные усилия;
  • сфера, в которой выполнение задачи бывает оптимальным, чем выше требования со стороны задачи, тем более чувствительной бывают изменения в энергетическом состоянии.

Большинство теорий рабочую нагрузку связывают только со способностью человека к обработке информации, но некоторые другие рассматривают лишь эмоциональные и физические аспекты. В теориях умственной наг-рузки ресурсы психики, способность обрабатывать информацию, необходимую и имеющуюся для выполнения задачи, требования по нагрузке относятся к содержанию исходных данных и процессу обработки информации для ее выполнения, а также не только к процессу решения задачи, но и к средствам, рабочим условиям и организации деятельности.

Итак, охарактеризованная выше концепция умственной нагрузки, опирающаяся на положения когнитивно – энергетических теорий направлена на изучение и оценку возможностей пределов и ограничений человека как системы обработки информации. Она отражает [ 9 ]:

  • специфику взаимосвязи между информационно - преобразовательными и энергетическими процессами;
  • различия между требованиями деятельности и способностью челове-

ка удовлетворять их;

  • различия во взаимоотношениях информационных и энергетических процессов, требований деятельности и способностей человека не толь--ко в связи со спецификой разных видов деятельности, но и между субъектами, имеющими индивидуальные особенности информационно-энергетической регуляции процесса формирования и проявления профессиональной пригодности по критерию активации рабочих усилий на воздействующую умственную нагрузку.

Умственная нагрузка подразделяется на следующие виды [ 12 ]:

  • Операторская - связанна с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. У операторов в основном преобладают сенсорные рабочие нагрузки, то есть:
  • зрительный анализатор - восприятие малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране;
  • слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех;
  • голосовой аппарат.
  • Управленческая – возникает в результате преобладания факторов, детерминированных увеличением объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Управленческая деятельность характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
  • Творческая - реализуется на основе многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации. Для такой работы характерны интеллектуальные нагрузки, предусматривающие творческую деятельность, решение сложных задач при отсутствии алгоритма, работу по индивидуальному плану при ненормированном рабочем дне. Творческая деятельность предусматривает использование значительного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Для определения умственной рабочей нагрузки выделяют три функциональных признака:

  • исходная;
  • рабочие усилия человека;
  • процесс исполнения или результат деятельности.

В связи с разнообразием видов рабочей нагрузки при выполнении различных задач по мнению Дж. Хокки, должно существовать несколько приемов измерения нагрузки. При этом необходимо учитывать:

  • оценку фактора временных требований;
  • концентрацию внимания;
  • требования усилий;
  • эмоциональные переживания.

Величина умственной нагрузки определяется характером деятельности и зависит:

  • от степени сложности (объективной и субъективной) трудовых задач;
  • длительности работы;
  • уровня требований по скорости и точности выполнения операций.

Умственную нагрузку можно отнести либо к объективной рабочей нагрузке, налагаемой задачей (сложностью, объемом операций, ограничением во времени), либо к субъективным оценкам человека относительно требований задачи.

Таким образом, сложность оценки реальной рабочей нагрузки определяется сложностью сравнения ее в различных видах деятельности.

Вывод

В настоящее время вопрос о рабочей нагрузке на человека в психофи-

зиологической системе весьма важен и сложен. Неумение анализировать его потенциальные возможности приводит к таким последствиям как:

  • низкая производительность труда;
  • плохое качество производимой продукции или выполняемой работы;
  • ошибки и несчастные случаи;
  • аварии и катастрофы.

В оптимизированной системе рабочая нагрузка должна соответствовать реальным возможностям человека, его работоспособности, то есть быть адекватной. В свою очередь, работоспособность человека зависит от трех основных и равнозначных факторов:

  • приспособленности физиологических функций к трудовой деятель­ности – она может значительно увеличиваться за счет тренировки;
  • эмоционального состояния человека;
  • условий труда.

Пределом работоспособности является общее утомление организма, в основе которого лежат тормозные процессы в центральной нервной системе и в ее высшем отделе – в больших полушариях головного мозга. Само по себе утомление - это реакция организма, сигна­лизирующая о психоэмоциональной перегрузке, и, тем самым, защищающая он нее организм. Утом­ление - процесс обратимый.

Есть и такое понятие - социально приемлемый уровень рабочей наг­рузки, то есть допустимый, приемлемый для данного общества в данный мо­мент времени, но он постоянно изменяется.


При анализе литературы нами были выделены следующие физиологические рабочие нагрузки:

    • тяжелая динамическая мышечная работа;
    • динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа малых групп мышц);
    • статическая мышечная работа;
    • умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внима­ния);
    • однообразная работа в монотонной обстановке;
    • влияние атмосферных условий (температура и влажность воздуха, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации организма;
    • напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды (например, физическими - шум, блики, плохое освещение, вибрация
    • и социологическими - межличностные отношения или факто­ры, личностные м групповые проблемы.

Превышение уровней рабочих нагрузок приводит к негативным последствиям для организации: снижению работоспособности, к формированию неблагоприятного социально – психологического климата, профессиональным заболеваниям, травматизму. В связи с этим в психологии труда существует понятие опасных и вредных факторов производства.

Глава 2. Методы анализа и измерения рабочих нагрузок в зависимости от вида труда

2.1 Методы измерения физической нагрузки

Одним из факторов, приводящим к снижению качества продукции или эффективности производительности труда, ошибкам и несчастным случаям является недостаточный учет рабочей нагрузки и психофизиологических возможностей работника.

В связи с этим измерение и анализ рабочих нагрузок при организации труда персонала применяется с целью [ 7 ]:

  • контроля за состоянием условий труда работника и соответствия их санитарно - гигиеническим правилам и нормам, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения;
  • определение приоритетности осуществления предупредительных мер по нарушению производственных обязанностей и оценка их эффективности;
  • создание банка данных об условиях работы на уровне организации, отрасли и так далее;
  • проведение аттестация рабочих мест по условиям труда и охраны труда в организации;
  • установление взаимосвязи между ошибками и браками в работе с интен-