Файл: Психофизиология ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • двигательном - повышение общего тонус а всей скелетной мускулатуры, поворот головы, туловища, глаз, настораживания ушей в сторону раздражителя;
  • вегетативном - учащается пульс, повышается артериальное давление, изменяются кожно-гальванической реакции;
  • корковом - локальные изменения биоэлектрической активности (депрессия альфа-ритма), повышение активности нейронов коры;
  • сенсорном - повышение чувствительности всех анализаторов, вне зависимости от того, стимулом какой модальности был вызван ориентировочный рефлекс

Физиологической основой данной фазы является общее усиление активности стволовой ретикулярной формации.

  1. Анализ стимул а - осуществляется фиксация раздражителя, происходит дифференцировочный анализ внешних стимулов и принятие решения об ответной реакции организма. При этом происходит угасание многих компонентов реакции общей активации.

Н а этой стадии одно из главных мест отводится взаимодействию между корой больших полушарий, лимбической системой и таламусом. Также важную роль здесь играет гиппокамп.

В гиппокампе и новой ассоциативной коре также выделены нейроны внимания, н а которые сходятся сигналы от нейронов-детекторов. В результате многократного повторения стимул а происходит как бы проторение пути по одной и той же нейронной сети з а счет морфофункциональных изменений в синапсах.

Предположение о механизмах возникновения и угасания ориентировочного рефлекс а сформулировал Е. Н. Соколов в 80-х гг. XX в.. Оно получило название «нервная модель стимул а Соколова» (Приложение 1).

Суть данной модели заключается в том, что в процессе повторения одного и того же стимул а в нейронных сетях мозг а фиксируются абсолютно все его параметры и формируется так называемая «нервная модель», в которой они отражены и записаны. Так, если хотя бы один из параметров стимул а изменится, то возникнет рассогласование между воздействующим в настоящий момент стимулом и его нервной моделью. Именно в результате этого рассогласования и формируется ориентировочный рефлекс. Однако, стоит отметить, чем сильнее расхождение между моделью и реально действующим стимулом, тем более выраженной будет ориентировочная реакция.

По мнению Е. Н. Соколова, развитие модели стимул а начинается с определения признаков стимул а нейронами-детекторами в проекционных областях коры. Нейроны-детекторы - это нервные клетки, воспринимающие только определенные признаки стимула.

П. К. Анохин охарактеризовал три формы взаимоотношений ориентировочного рефлекс а с текущей деятельностью [ 2 ]:


  1. Первая - «конфликтные отношения», когд а ориентировочная активность оказывает тормозной эффект. Эти отношения более подробно были проанализированы И. П. Павлова.
  2. Вторая - отражает ассимиляцию ориентировочной реакции ведущей деятельностью, которая не тормозит, а усиливает ее. Например, в ситуации оборонительной доминанты появление нового стимул а вызывает не ориентировочный, а оборонительный рефлекс.
  3. Третья – это трансформация ориентировочной реакции в поведенческую, связанную со скрытой доминантой.

Их анализ позволил П. К. Анохину сделать вывод том, что эффект ориентировочной реакции зависит от прошлого опыт а животного и от ранее сформировавшихся и закрепленных в памяти доминант.

В 1929 г. Г. Бергер открыл альфа-ритм у человека. Совершенствование техники записи волновой активности мозг а позволили ему связать ориентировочный рефлекс с депрессией альфа-ритма.

Важный вклад в изучение ориентировочной реакции стало открытие двумя учеными Г. Моруцци и X. Мэгуном ретикулярной активирующей системы мозга, которая позволил а связать блокаду альфа-ритм а с реакцией активации, регулируемой этой системой.

Ориентировочная реакция является неотъемлемой частью условно-рефлекторного поведения. Он а способствует повышению возбудимости корковых и подкорковых структур мозга, что необходимо для «замыкания» временной связи между индифферентным раздражителем и безусловным подкреплением при совпадении их во времени.

Одно из свойств данной реакции заключается в способности к постепенному исчезновению при многократном предъявлении раздражителя. При этом формирование условного рефлекс а существенно затрудняется.

Суть ориентировочно – исследовательской реакции состоит в [ 13 ]:

  • концентрации внимания и мобилизации внутренних систем организм а для выяснения биологической (у человек а часто и социальной) значи-

мости неизвестного фактора;

  • обеспечении готовности к необходимым и адекватным ответным действиям н а раздражитель.

У человек а он а получает особое преломление в виде сознательной исследовательской деятельности.

В ориентировочно – исследовательской реакции можно выделить следующие признаки:

  • Общие - генерализованные двигательные реакции (вздрагивание, замирание), повышение возбудимости нервной системы и активация анализаторов, сопровождающаяся возрастающим выделением адреналин а и различными вегетативными сдвигами: возрастает уровень кровяного давления, учащается сердцебиение, изменяется дыхание и т. д.

Мобилизация центральной нервной системы, происходящая в ответ н а действие нового фактор а (раздражителя), отображается н а ЭЭГ человек а в виде учащения альфа-ритм а и его десинхронизации. Это означает, что при бодрствовании (A-стадия) или вспышки альфа-колебаний — в полудремотном состоянии (B-стадия). При этом также регистрируются вызванные ответы (вертекс-потенциалы). Н а клеточном уровне можно обнаружить учащение, реже уменьшение частоты импульсной активности нейронов в корковых отделах мозга.

Ориентировочно – исследовательская реакция не всегд а сочетается с активным исследовательским поведением: убедившись при пассивном выжидании в индифферентности нового раздражителя, человек или животное может больше не обращать н а него внимание.

  • Специализированные - видовые, индивидуальные.

Ориентировочно – исследовательская реакция может иметь конкретную «окраску» (оборонительную, агрессивную, пищевую, половую), что отражается в направленности поведенческой реакции. В зависимости от вида, темперамент а или функционального состояния животного он а может завершиться бегством, сближением или нападением [ 5 ] .

Формы ее проявления различаются у организмов, находящихся н а раз-

личных ступенях эволюции. Например, у низших животных он а выражается в общем двигательном возбуждении или, наоборот, в замирании. С постепенным усложнением строения и функционирования нервной системы возникают и совершенствуются специализированные установочные мышечные реакции, с целью ориентации тел а и органов чувств в направлении раздражителя. В этот же момент происходит повышение чувствительности соответствующих анализаторов, концентрация внимания и другое.

Данные реакции направлены н а выявление не только новых раздражителей, но и уже известных при незначительном сдвиге их объективных параметров, например, силы звук а при той же частоте, насыщенности цвет а при той же окраске. Отбор признаков происходит до пределов дифференциальной чувствительности анализаторов. Поэтому это реакция появляется как в начале действия стимула, так и при его выключение.

Стоит отметить, что физиологические закономерности протекания ориентировочно – исследовательской реакции у человек а и высших животных во многом похожи. Но вместе с тем есть ряд особенностей, которые зависят от уровня развития высших отделов мозга, совершенств а деятельности конкретных анализаторов, их преимущественного экологического значения (зрения - у человека, обезьян, многих видов птиц; обоняния, слуха, ночного зрения - у хищников; слух а - у травоядных; ультразвукового слух а - у дельфинов, летучих мышей и т. д.). У высокоорганизованных животных, в частности у приматов, активный исследовательский поиск источников и причин возникновения нового явления с целью определения его биологической значимости становится доминирующей стороной данной реакции, что выражается в сложных формах поведения - у антропоидов даже с применением простейших орудий (палок, камней и пр.). Для понимания и классификации нового используется прежний опыт и развившаяся способность к начальным обобщениям, одновременным и последовательным ассоциациям, к образованию первичных представлений и понятий, фиксируемых в памяти. Все это уже является зачатками мышления. Наконец, у человек а исследовательская направленность данной реакции, при сохранении ее общебиологических основ, приобретает качественно новые особенности проявляющиеся в форме сознательной практической и научной деятельности, стремления к знаниям, способности к абстрагированному теоретическому мышлению.


В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов впервые описал ориентировочно – исследовательскую реакцию назвав ее старт-рефлекс. Он представляет собой «отраженное» вздрагивание «нервной дамы» н а неожиданный стук в дверь. Он отмечал, что этот рефлекс, при действии нового раздражителя проявляется «роковым образом», то есть слабеет и исчезает при его повторении в результате «задерживающих механизмов», действия центрального торможения.

В дальнейшем данный особенности ориентировочно - исследовательской реакции были выявлены и подтверждены И. П. Павловым и JI. А. Орбели. Они отмечали, данная реакция начинается как безусловный рефлекс («роковым образом»), но протекает как условный, так как подвергается угашению — внутреннему торможению [ 9 ] .

Реализация этой реакции сопровождается торможением всех текущих процессов организм а и активизацией ранее остановившихся. Он а подавляет другие безусловные рефлексы, которые достигая пик а вызывают максимальное возбуждение животного (пищевое, половое, болевое, оборонительное), но в тоже время реакция может и не проявиться.

Действуя по механизму внешнего торможения, ориентировочно – иссле-

довательская реакция прекращает и условные рефлексы. С биологической точки зрения это очень важно, так как новый, неизвестный раздражитель может потребовать концентрации внимания, всех сил и срочного ответного действия. Если же раздражитель многократно повторяется и оказывается индифферентным, то реакция угасает и внутреннее состояние животного возвращается к прежним показателям или к состоянию покоя. Организм привыкает к новому стимулу, или, по мнению И. М. Сеченова, приобретает навык ему противодействовать. Такая простейшая форм а обучения приводит к формировании отрицательного, то есть тормозного условного рефлекса.

Угасательное торможение ориентировочно – исследовательской реакции рассматривается как особый вид привыкания проявляющийся в пластичности организмов, который в свою очередь является активным процессом и позволяет быстро адаптироваться к изменившейся обстановке. По прошествии какого – то количеств а времени он а восстанавливается, как и угашенный положительный условный рефлекс, что также указывает н а сходство в их протекании.

Скорость угасания ориентировочно – исследовательской реакции определяется ее выраженностью, что характеризуется:

  • физико - химическими параметрами раздражителя;
  • биологической, в частности экологической, спецификой стимула;
  • сложностью содержащейся в нем нерасшифрованной информации (последнее имеет особенное значение для человека).

Важную роль в этом процессе играет степень новизны, неожиданности и скрытой двусмысленности стимула, а также сходство его с раздражителями, которые несут в себе генетически заложенную информацию о пользе или вреде имеющегося признак а (писк мыши - для кошки, вид змеи - для обезьян и т. д.).

В онтогенетическом плане развития ориентировочно – исследовательская реакция первоначально наблюдается в виде обобщенной двигательной активности, обусловленной пищевой доминантой. В дальнейшем сформировывается специализированная установк а органов чувств, исследовательский рефлекс, а в результате более сильного воздействия стимул а он а приобретает оборонительную окраску. Существенное значение имеет и вид стимуляции. Так, например, у новорожденных наибольшее тормозное действие н а сосательные движения оказывают звуковые стимулы, менее значительное - световые, обонятельные, тактильные. А у животных (обезьяны, щенки) раньше

Всего появляется реакции н а запах и тактильные раздражения.

В психофизиологии существуют различные взгляды в отношении нейрофизиологических механизмов ориентировочно – исследовательской реакции. Некоторые исследователи связывают ее проявление с особыми «нейронами новизны», способными реагировать только н а ранее не встречавшийся стимул.

Однако, общепринятой классификации нет. Чаще всего их подразделяют по степени сложности н а следующие категории [ 10 ]:

  1. Генерализованные, вздрагивания (старт-рефлекс), общего возбуждения или замирания.
  2. Мотивационные – характерны для доминантной потребности.
  3. Установочные рефлексы.
  4. Простые ориентировочно-исследовательские реакции.
  5. Активный исследовательский поиск - у высших животных, приматов, дополняемый использованием орудий - у антропоидов.
  6. Сознательная исследовательская деятельность человека, направленная н а познание законов жизни, развития природы и человеческого социума.

Ориентировочно – исследовательская реакция как один из физиологических коррелятов внимания является важным компонентом различных условных рефлексов, участвующих во всех видах высшей нервной деятельности. Психофизиологами проведены многочисленные эксперименты, которые позволили установить, что ее влияние н а условный сигнал необходимо для формирования условнорефлекторных связей. Так, например, обучение человек а возможно лишь при достаточной степени внимания к предмету, о чем можно объективно судить по тем или иным показателям данной реакции.