Файл: Психофизиология ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осуществление целенаправленной деятельности н а основе процесс а принятия решения невозможно без оценки эффективности выполненного действия, что в кибернетических системах осуществляется при помощи обратной связи. Ее структуру образуют коллатерали аксонов, поставляющих корковым и подкорковым нейронам точные копии, модели эфферентных возбуждений.

Принятие решения – это критический пункт, в котором происходит возникновение комплекс а эфферентных возбуждений, способный дать вполне

конкретное действие. При любых имеющихся условиях мы имеем право выбрать один акт и исключить все остальные возможности. Его выбор это и есть создание эфферентного интеграла, в котором согласованы, “подогнаны” друг к другу определенные формы активности огромного числ а отдельных механизмов. Принятие решения переводит один системный процесс - афферентный синтез - в другой - в программу действий. Это по своей сути переходный момент, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер.

Н а нервную клетку воздействуют тысячи возбуждений, а в результате через аксон выходит всего лишь одно. Так, например, если бы в какой - нибудь момент любой вход вызвал ответную реакцию нейрона, то никакой интеграции не могло бы быть. Для того чтобы включить нейрон в систему необходимо устранить его многочисленные степени свободы и использовать только те входы, которые вызывают совершенно определенную форму его активности, способствующую успеху системы. Он а же создает интегративное состояние нейрон а при помощи тысячи разномодальных влияний и делает его чувствительным то к одним, то к другим входам устраняя при этом избыточные степени свободы.

Психологические аспекты процесс а принятия решения обусловлены анализом его роли и мест а в системе целенаправленной сознательной деятельности человека. Спецификой данного процесс а является то, что в нем наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики.

В связи с этим одним из перспективных направлений проводимых психологических исследований является изучение этих процессов во взаимосвязи с тремя основными формами психического отражения или тремя уровнями психической регуляции деятельности:

  • сенсорно-перцептивная сфера;
  • представления;
  • рече-мыслительные процессы.

В психофизиологической литературе представлены различные классификации ситуаций принятия решения[ 3 ]:

  1. По глобальным характеристикам: к ним относят типологизацию по двум типам систем:

  • Первый - представлен описанием задач системы и способами их решения н а едином языке. В нем выделяют три класс а задач: в первых двух классах ( А и Б) он а имеет четкую формулировку, но способ действия может быть либо задан, либо нет. У третьего класс а систем (В) он а не сформулирована
  • Второй – единого язык а системы не существует.
  1. По информационной подготовки решения – в своих работах Т. Томашевский выделяет четыре тип а ситуаций, в которых необходимо принятие решения о действии:
    1. Ситуация выбор а - “...во всех этих ситуациях человеку необходимо сделать выбор сигналов, классифицировать их н а те, которые требуют реакции, и н а те, которым не нужно уделять свое внимание”.
    2. Сложная ситуация – это та, в которой рабочий должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источник а информации, либо выполнять более чем одно действие”.
    3. Ситуация предпочтения - “когд а различные возможные реакции имеют для человек а неодинаковое значение, когд а по какой-либо причине он выбирает одно из двух.”.
    4. Вероятностные ситуации - “они возникают в тех случаях, когд а работник выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении информации”.
  2. Обобщенная модель деятельности оператор а – ее авторами являются В. П. Зинченко и Н. И. Майзель - характер информационной подготовки решения обуславливает различные типы принятия решения.

Итак, процесс решения перцептивно-опознавательной задачи, особенно

этап информационной подготовки решения, тесно взаимосвязан с поисковыми операциями, то есть с поиском стимулов, признаков опознаваемых и декодируемых объектов, завершающимся формированием образ а объекта. Интенсивная аналитико-синтетическая деятельность с выделением н а каждом этапе процесс а различных признаков объект а является существенной психологи-ческой характеристикой становления перцептивного образ а и поисковых операций.

Таким образом, установление физиологических механизмов принятия решения как узлового момент а любой формы целенаправленного поведения позволяет познать психофизиологические основы интегративной деятельности высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих процессы сознания.


2.2 Использование метод а вызванных и событийно-связанных потенциалов для исследования физиологии принятия решений

Наиболее целесообразным методом исследования физиологических основ принятия решения является метод регистрации вызванных, или событийно - связанных, потенциалов. Они представляют собой реакции различных зон коры н а внешнее событие, сопоставимые по длительности с реальным психологическим процессом переработки информации или поведенческим актом.

Вызванные потенциалы - это биоэлектрические колебания, которые возникают в нервных структурах в ответ н а внешнее раздражение и находятся в строго определенной временной связи с началом его действия. У человек а они включены в ЭЭГ, но н а фоне спонтанной биоэлектрической активности трудно различимы (амплитуд а одиночных ответов в несколько раз меньше амплитуды фоновой ЭЭГ). В связи с этим их регистрация происходит специальными техническими устройствами, позволяющими выделять полезный сигнал из шум а путем последовательного его накопления или суммации. При этом суммируется значительно число отрезков ЭЭГ, приуроченных к началу действия раздражителя [ 14 ].

Первоначально применение метод а регистрации вызванного потенциал а в основном было связано с изучением сенсорных функций человек а в норме и патологии. Затем он использовался для исследования более сложных психических процессов, которые не являются непосредственной реакцией н а внешний стимул. Более широкое применение данного метод а стало возможным в 50 – 60 годы в результате компьютеризации психофизиологических исследований.

В составе этих реакций можно выделять компоненты двух типов:

  • ранние специфические – экзогенные - связаны с первичной обработкой стимулов;
  • поздние неспецифические – эндогенные - отражают этапы более сложной обработки стимулов: формирование образа, сличение его с эталонами памяти, принятием перцептивного решения.

Психофизиологами были проведены экспериментальные исследования связанные с изучением наиболее известного информационного эндогенного колебания волны Р 300, или Р 3, позднего позитивного колебания, регистрируемого в интервале 300-600 мс. Многочисленные факты указывают н а то, что волн а Р 3 может рассматриваться как психофизиологический коррелят таких когнитивных процессов, как ожидание, обучение, рассогласование, снятие неопределенности и принятие решения.

По функциональному значению волны Р 3 ведутся многочисленные дискуссии, при это обнаруживается целый ряд различных подходов к его интерпретации. Рассмотрим некоторые из них.


  1. Теория функциональных систем - возникновение волны Р 3 характеризует смену действующих функциональных систем, переход от одного крупного этап а поведения к другому, волн а Р 3 при этом отражает перестройку "текущего содержания психики", а ее амплитуд а - масштаб реорганизаций, происходящих в той или иной области мозга.
  2. Информационный подход - функциональное значение Р 3 является результатом "когнитивного завершения". Опираясь н а это, процесс восприятия состоит из отдельных дискретных временных единиц "перцептивных эпох". Внутри каждой из них осуществляется анализ ситуации и складывается ожидание события, которое должно завершить эпоху. Ее же окончание выражается в виде появления волны Р 3, преобладающей в теменной области. При этом предполагается, что отдельные компоненты вызванного потенциал а отражают чередование подъемов и спадов активации структур, ответственных з а реализацию когнитивной деятельности, а волн а Р 3 обусловлен а снижением уровня активации в третичных зонах коры, ответственных з а когнитивное завершение перцептивного акт а и принятие решения.
  3. По другим представлениям, волн а Р 3 представляет собой проявление особой категории метаконтрольных процессов, которые связаны с планированием и контролем поведения в целом, установлением долговременных приоритетов в поведении, определением вероятностных изменений окружающей среды.

Внутренний потенциал так же является единицей психофизиологического анализа. Это такое минимальное образование, которое отражает существенные связи и параметры объект а для поставленной задачи. Данная единиц а должн а быть единым целым, системой, дальнейший распад которой н а элементы лишит ее возможности представлять целое как таковое. Обязательным ее признаком является то, что ее можно операционализировать, т.е. ее возможно измерить и провести количественную обработку полученных данных.

Если при изучении мозговых механизмов психической деятельности использовать метод психофизиологического анализа, то внутренний потенциал

как его единиц а отвечает следующим требованиям [ 2 ]:

  • его можно квалифицировать как психонервную реакцию, то есть такую, которая прямо связан а с процессами психического отражения;
  • это реакция, состоящая из ряд а компонентов взаимосвязанных между собой. Он а структурно однородн а и может быть операционализирована, то есть имеет количественные характеристики в виде параметров отдельных элементов (латентностей и амплитуд). Они в свою очередь имеют различное функциональное значение в зависимости от особенностей экспериментальной модели.
  • можно охарактеризовать лишь некоторые стадии процесс а переработки информации, при этом утрачивается его целостность.

В своих работах В. Б. Швырков более подробно раскрыл мысль о целостности и системности внутреннего потенциал а как корреляте поведенческого акта. По его мнению, занимая весь временной интервал между стимулом и реакцией, он соответствует всем процессам, приводящим к возникновению поведенческого ответа. При этом его конфигурация зависит от характер а поведенческого акт а и специфики функциональной системы, которая обеспечивает данную форму поведения. Стоит отметить, что отдельные компоненты внутреннего потенциал а рассматриваются как отражение этапов афферентного синтеза, принятия решения, включения исполнительных механизмов, достижения полезного результат а [ 2 ].

Теперь рассмотрим событийно – связанные потенциалы.

При их изучении используют когерентное усреднение не только относительно стимула, но и относительно других событий (например, относительно нажатия испытуемым н а кнопку и другое ). Способы выделения сигнал а из шум а позволяют отмечать в записи ЭЭГ колебания потенциала, которые достаточно строго связаны во времени с любым фиксированным событием. Можно привести следующие примеры взаимосвязи потенциал а с:

  • активностью двигательной коры (моторный потенциал, или потенциал, связанный с движением);
  • намерением произвести определенное действие (так называемая Е-волна);
  • пропуском ожидаемого стимула.

Они представляют собой последовательность позитивных и негативных изменений, отмечаемых в интервале 0-500 мс. В некоторых случаях возможны и более поздние колебания в интервале до 1000 мс.

Но все же главное применение внутреннего потенциал а в психофизиологии связано с изучением физиологических механизмов и коррелятов познавательной деятельности человека. Это направление получило название « когнитивная психофизиология », а поднаправление « психофизиологическая хронометрия ». Оно изучает временные параметры (начало, продолжительность, скорость) когнитивных операций с помощью физиологических методов. Наибольшее значение здесь имеют амплитудно-временные характеристики компонентов внутреннего потенциал а и событийно-связанного.

Различные стадии процесс а переработки информации отражают следующие компоненты, которые также являются и объектом изучения психофизиологической хронометрии [ 6 ]:

  • экзогенные - позволяют судить о времени, которое требуется для сенсорного анализа;
  • эндогенные - дают представление о длительности этапов обработки, связанных с операциями формирования образа, сличения его с эталонами памяти и принятия решения.