Файл: Психофизиология ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате анализ а амплитудно-временных параметров этих компонентов в различных ситуациях можно определить круг психологических переменных, от которых зависит не только скорость переработки информации в целом, но и длительность некоторых стадий этого процесса. Например, латентный период Р 300 прямо связан с информационной спецификой стимул а и обратно пропорционален сложности экспериментальной задачи. При этом амплитуд а компонент а Р 300 тем больше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше познавательных операций требует от ис-

пытуемого ситуация эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод, что параметры внутреннего потенциал а и событийно – связанного потенциал а все чаще применяются как инструмент микроструктурного анализа, В свою очередь, это позволяет определить временные характеристики конкретных стадий внутренней организации поведенческого акта, недоступные внешнему наблюдению.

Вывод

Внутренний потенциал – это уникальный инструмент для исследования

генотип-средовых соотношений в индивидуальных особенностях физиологических механизмов переработки сенсорной информации. Он сочетает в себе все условия, необходимые для такого исследования:

  • рассматривается как электрофизиологический коррелят информационного процесса;
  • его компонентную структуру можно соотнести с отдельными этапами, или стадиями, процесс а переработки информации;
  • благодаря региональной специфичности создает возможность для оценки вклад а генотип а в специфику функционирования различных зон мозга;
  • относится к индивидуально-специфическим реакциям, параметры которых характеризуются непрерывной изменчивостью, что позволяет ставить вопрос о роли генотип а в происхождении этой изменчивости и использовать для его решения методы биометрического анализа.

Заключение

Жизнь человек а состоит из принятия решений, непрерывной последовательности операций, при этом он постоянно сталкивается с проблемой выбор а между несколькими способами реализации своего поведения. Поэтому принятие решения становится обязательным моментом в жизни и поведении человека: с момент а рождения и до самой смерти он оказывается постоянно в состоянии необходимости принять те или иные решения, одни из которых осуществляются автоматически н а подсознательном уровне, другие становятся предметом длительного мучительного раздумья, выбор а одного из возможных вариантов.


Процесс принятия решения является универсальным принципом анализа, синтез а и переработки в центральных нервных образованиях входной сенсорной информации и формирования выходной реакции. Это ключевой акт в деятельности любой достаточно сложной биологической системы, функционирующей в реальных условиях внешней среды, нашедший свое кульминационное развитие и совершенствование в различных формах проявления высшей нервной деятельности.

Продуктивным методом исследования физиологических основ принятия решения является метод регистрации вызванных, или событийно-связанных, потенциалов. Это реакции разных зон коры н а внешнее событие, сопоставимые по длительности с реальным психологическим процессом переработки информации или поведенческим актом.

Ориентировочно – исследовательская реакция как один из физиологических коррелятов внимания является важным компонентом различных условных рефлексов, участвующих во всех видах высшей нервной деятельности. Психофизиологами проведены многочисленные эксперименты, которые позволили установить, что ее влияние н а условный сигнал необходимо для формирования условнорефлекторных связей. Так, например, обучение

человек а возможно лишь при достаточной степени внимания к предмету, о чем можно объективно судить по тем или иным показателям данной реакции.

Также экспериментально доказано, что обучение (особенно детей) проходит более успешно тогда, когд а степень новизны является высокой. Он а сам а по себе выступает как фактор подкрепления, обеспечивающий формирование новых условнорефлекторных связей, облегчая процесс восприятие и запоминание информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что познание психофизиологической основы интегративной деятельности высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих процессы сознания, мышления, невозможно без установления физиологических механизмов принятия решения как узлового момент а любой формы целенаправленного поведения, а так же без понимания возникновения ориентировочно – исследовательской деятельности.

Список использованной литературы

  1. Базылевич Т. Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
  2. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - СПб. : Питер, 2009. - 317 с.
  3. Губарев а Л. И. Психофизиология.- М. : ВЛАДОС, 2007. - 188 с.
  4. Данилов а Н. Н. Психофизиология: Учебник / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 c.
  5. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2011. - 454с.
  6. Илюхин а В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человек а / В. А. Илюхина. - М.: Н-Л, 2010. - 368 c.
  7. Калиниченко С. Г., Коротина, О. А. Психофизиология. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
  8. Караулов а Л. К. Физиология. - М. : Академия, 2009. - 384 с.
  9. Кроль В. М. Психофизиология / В. М. Кроль, М. В. Виха. - М.: КноРус, 2014. - 512 c.

10. Лучинин А. С. Психофизиология. Конспект лекций / А. С. Лучинин. - М.: Феникс, 2014. - 256 c.

11. Ляксо Е. Е. Психофизиология. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 c.

12. Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. - СПб.: Питер, 2012. -464 с.

13. Самко Ю. Н. Психофизиология. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 365 с.

14. Смирнов В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

15. Толочек В. А. Психология труда. - СПб.: Питер, 2014. - 488 c.

Приложение 1