Файл: Психофизиология ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также экспериментально доказано, что обучение (особенно детей) про-

ходит более успешно тогда, когд а степень новизны является высокой. Он а сам а по себе выступает как фактор подкрепления, обеспечивающий формирование новых условнорефлекторных связей, облегчая процесс восприятие и запоминание информации.

Степень выраженности ориентировочно – исследовательской реакции в

значительной мере зависит от тип а и функционирования, состояния нервной системы [ 5 ]:

  • Неуравновешенные, впечатлительные люди – он а является экзальтированной и несоразмерн а силе и степени новизны воспринимаемой стимуляции.
  • Уравновешенные сильный тип - характерно быстрое привыкание к новым раздражителям, к необычной ситуации, что позволяет наиболее адекватно и быстро реагировать н а изменяющиеся требования обстановки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сохранив полностью свое важное биологическое значение, сформированное в процессе эволюции, ориентировочно – исследовательская реакция в деятельности человек а превратилась в мощный социальный фактор. Диапазон его действия простирается от проявлений простого любопытств а и страсти к новым впечатлениям до неустанных поисков, направленных н а познание тайн объективной действительности.

Вывод

Способность живого существ а воспринимать и анализировать индифферентные раздражители - необходимая предпосылк а для того, чтобы они оказались в состоянии вызывать ориентировочную реакцию. Ориентировочная реакция является неотъемлемой частью условно-рефлекторного поведения. Он а способствует повышению возбудимости корковых и подкорковых структур мозга, что необходимо для «замыкания» временной связи между индифферентным раздражителем и безусловным подкреплением при совпа-

дении их во времени.

Ориентировочный рефлекс – это многокомпонентная реакция организм а н а новизну в самом широком значении этого слова, направленная н а обеспечение всестороннего анализ а внешних раздражителей. Сюд а входят такие реакции, которые обычно скрыты от наблюдателя, например рефлекторное повышение чувствительности рецепторных клеток, и такие бросающиеся в глаз а общеповеденческие реакции. Кроме вычленения и анализ а новых раздражителей ориентировочный рефлекс играет важную роль в процессах обучения. Он обеспечивает активацию нервных центров, повышая их возбудимость до уровня, необходимого для замыкания временной связи, что способствует лучшее усвоению новой информации.


Глава 2. Проблем а принятия решения и использование метод а вызванных и событийно – связанных потенциалов для исследования его физиологии

2.1 Проблем а принятия решения и ее сущность

В самом начале своего становления проблем а принятия решения сформировалась как научно-практическая задача, направленная н а создание систем управления и их автоматизацию в различных сферах производства. Поэтому проведенные многочисленные исследования решали исключительно практические задачи, которые определяли узость выявленных закономерностей. В результате этого, механизм управления конкретными событиями не учитывался, что привело к необходимости новых эмпирических изысканий при изменении условий эксперимента.

Дальнейшее развитие этого вопрос а происходило в связи с применением для его решения средств кибернетики, опирающиеся н а принцип обратной связи и математический аппарат теории вероятности.

Н а современном этапе исследования проблем а принятия решения объединяет в себе различные сферы научного знания: кибернетические, социологические, психологические, нейрофизиологические и психофизиологические.

В физиологическом смысле термин « принятие решения » - это процесс отбор а конкретных исполнительных механизмов и формирование из них единой согласованной целенаправленной системы. Также это процесс ее смены в результате афферентного синтеза. С позиции нейрофизиологии стадия принятия решения подразумевает под собой уменьшение степеней свободы нейронов центральной нервной системы, снижение возможного их участия в тех или иных функциональных объединениях [ 12 ].

Процесс принятия решения – это производное неопределенности ситуации, в которой оно совершается, потому что если есть точность действий и нет возможности выбор а других, то решение принимается сразу и не возникает никакой проблемы. Чем выше степень этой неопределенности, тем меньше оснований для однозначного решения и тем вероятнее оно становится. Отсутствие необходимой информации возмещается мозгом при помощи оценки вероятности возникновения того или иного события, что повышает количество логических операций и требует больше времени для принятия решения. Поэтому увеличение компонентов неопределенности ситуации влечет з а собой рост величины латентного период а реакции.


Итак, универсальным средством анализа, синтез а и переработки в центральных нервных образованиях входящей сенсорной информации и формирования исходящей реакции является процесс принятия решения. Это ключевой акт в деятельности биологической системы, которая функционирует в реальных условиях окружающей среды и пик своего развития находит в совершенствовании различных форм проявления высшей нервной деятельности.

  В процессе принятия решения можно выделить следующие существенные моменты [ 7 ]:

  • восприятие, прием и обработк а афферентной информации;
  • образование, формирование набор а альтернатив - это возможные варианты для последующего выбора;
  • сравнительная оценк а альтернативных действий для осуществления рационального выбора;
  • выбор альтернативы - это решение проблемы.

Описанное выше подтверждает гипотезу о принятии решения как результате или итоге интегративного процесса, которая заключается в следующем, что из множеств а предлагаемых альтернатив организм стремится выбрать одну, наиболее подходящую для решения возникшей задачи. Анализируя причины побуждающие принять то или иное решение, необходимо иметь виду, что не может быть решения вообще, которое не направленно н а определенный эффект и не имеет конкретно обозначенной цели. Выбор при принятии решения во многих случаев обусловлен имеющейся мотивацией. Определение нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе операции выбор а в альтернативной ситуации, направлено н а дальнейшее углубление знаний о природе восприятия и переработки информации в коммуникационных системах мозга.

Компонентами процесс а принятия решения являются:

  • восприятие, отбор, сохранение и извлечение из памяти соответствующей информации;
  • сравнительный анализ биологической значимости сигналов;
  • выбор и реализация конкретного пути распространения возбуждения в нервных сетях;
  • формирование эфферентных командных сигналов, поступающих к эффекторным органам. 

В процессе принятия решения различаются две принципиально различные фазы [ 3 ]:

  • генерация разнообразия – это выбор возможных допустимых путей решения, удовлетворяющий условиям решаемой задачи из универсального многообразия предлагаемых действий;
  • ограничение этого разнообразия с целью отбор а одного-единственного вариант а действия наиболее эффективного для достижения цели.

Структуру и последовательность действий, характеризующих механизм принятия решения, многие ученые представляют в виде некоторого древовидного процесса, в котором по мере решения проблемы - принятия решения в широком смысле этого слова, отсекаются бесперспективные ветви. К ним относятся действия, приводящие к повторяемости промежуточного результата, нарушению условий задачи и т. д.


Величин а субъективной вероятности альтернативного действия определяет степень уверенности лица, которое принимает решение при выборе определенной альтернативы. Ее основой являются следующие эмпирические положения, которые сформулировали П. Линдсей и Д. Норман [ 1 ]:

  • людям свойственно переоценивать встречаемость событий, имеющих низкую вероятность возникновения, и недооценивать те, которые характеризуются высокими ее значениями;
  • они полагают, что событие, не наступившее в течение некоторого времени, имеет большую вероятность наступления в ближайшем будущем;
  • люди преувеличивают вероятность положительных для них событий и недооценивают вероятность отрицательных.

Различают дв а основных способ а принятия решения [ 4 ] :

  1. Алгоритмический – владение лицом, принимающего решение, большим объемом информации о проблемной ситуации. Данный способ позволяет построить свод правил, следуя которым, автоматически достигается верное решение, то есть увеличивается степень вероятности принятия верного решения проблемы.
  2. Эвристический - получение верного результат а при значительном отсутствии информации о проблемной ситуации не гарантируется, однако лицо, принимающее решение, применяя различные эвристические приемы, может найти рациональное решение. Они позволяют сузить круг поиск а при решении сложной проблемы и, хотя и не лучшим образом, но все же вполне удовлетворительно обеспечивают решение стоящих перед человеком проблем в течение достаточно короткого промежутк а времени.

Опираясь н а теорию функциональной системы разработанной П. К. Анхиным, принятие решения означает переход одного системного физиологического процесс а (афферентный синтез) в другой (программ а действия). В результате него возникает критический момент интегративной деятельности, когд а различные комбинации физиологических возбуждений, формируемых в центральных проекционных зонах головного мозг а под влиянием соответствующих сенсорных потоков, преобразуются в эфферентные потоки импульсов. Они в свою очередь являются обязательными исполнительными ко-

мандами.

Процесс принятия решения обеспечивается временными характеристиками нейронных механизмов, отражающихся в компонентах вызванного потенциал а - это комплекс электрических волн, регистрируемых из зоны центрального представительств а соответствующих сенсорных систем. По времени (100—300 мс зависит от тип а сенсорной системы) данный процесс соответствует длительности реализации нейрофизиологического механизм а восприятия и переработки сенсорной информации, идентифицируемого по первичному ответу (включая и негативную волну). Более поздние компоненты вызванного потенциал а ассоциируются с функционированием исполнительных механизмов.


В результате проведенных Л. Р. Лурием нейрофизиологических и клинических исследований можно говорить о том, что лобные доли мозг а являются основным нервным субстратом, отвечающим з а принятие решения при осуществлении целесообразных произвольных форм деятельности человеком. Нарушение их деятельности, не затрагивает физиологические процессы н а входе системы (восприятие информации), но может привести к значительным отклонениям в процессе выборы альтернативного действия[ 6 ].

Достаточно трудная в решении проблемная ситуация приводит к увеличению числ а функциональных связей возникающих в различных зонах коры большого мозга, к формированию фокус а повышенной активности во фронтальных областях мозга. А активация теменных зон коры мозг а наблюдается н а заключительных этапах процесс а принятия решения, что помогает построить адекватную модель ситуации.

При высокой степени неопределенности в решении проблемной ситуации находит отражение в разной интенсивности рост а функциональных связей корковых зон (по сравнению с фоновым состоянием). При ее снижении в результате предъявления испытуемому дополнительной информации наблюдается концентрация нейронной активности в лобных и затылочных (для зрительной информации), в лобных и височных (для слуховой информации) областях коры большого мозга. Это свидетельствует о том, что в основе нейрофизиологического процесс а принятия решения лежат сложные взаимодействия первичных проекционных зон анализаторов и лобных долей мозга, играющих роль ведущего интегративного центр а в коре мозга.

Н а клеточном уровне организации нервной системы динамический характер интегральной оценки принятия решения проявляется в использовании в различных условиях функционирования и вариации одних и тех же нейронов. Данный динамизм определяется особенностями сенсорного вход а центрального нейрона, вариабельностью его рецептивного поля. Влияние мотивационных компонентов дифференцированно повышают возбудимость только тех нейронов и потенцируют только те рецептивные поля, которые когд а то уже использовались в поведенческих актах. Активацию рецептивных полей центральных нейронов также изменяет обстановочная афферентация, но в тоже время они не активируют центральные нейроны, которые участвуют в механизме принятия решения [ 13 ].

По мнению П. К. Анохин а и В. Б. Швырков а возбуждение последних происходит в результате конвергенции н а нервной клетке детонаторных влияний, определяемых функциональной организацией и топографией активируемых синапсов. Он а также указывает н а то, что нервная клетк а является достаточно сложным интегрирующим образованием, который реализует процесс принятия решения в форме генерации отдельного потенциал а действия или конкретной временной последовательности таких потенциалов.