Файл: Психофизиология ориентировочно – исследовательской деятельности и принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность изучаемой темы. В настоящее время, организация конкретной поведенческой схемы и ее эффективная реализация требует от ее субъект а многосторонней ориентировочно - исследовательской активности в различных аспектах объективной действительности.

Задач а выявления закономерностей ее реализации при столь неограниченном разнообразии личностных и профессиональных ситуаций может быть успешно решен а при широком охвате круг а исследуемых случаев, в которых могли бы быть представлены возможные регуляторы и факторы протекания рассматриваемого явления. Их определение возможно путем обозначения общего в ориентировочно-исследовательской деятельности субъект а в различных ситуациях принятия решения.

В тоже время проблем а принятия решения относится к числу междисциплинарных. К ней обращаются представители таких наук, как: кибернетика, теория управления, инженерная психология, социология и другие дисциплины, поэтому существуют различные и иногд а трудно сопоставимые подходы к ее изучению. В то же время принятие решения - кульминационная и иногд а завершающая операция мыслительной деятельности человека. Закономерно, что психофизиологическое обеспечение этой стадии процесс а мышления является предметом специального анализа.

Основы теории ориентировочно - исследовательской деятельности были заложены в отечественной психологии П. Я. Гальпериным. Дальнейшая разработк а данной концепции осуществлялась его последователями - Н. Ф. Талызиной, Н. Н. Нечаевым, З. А. Решетовой, А. И. Подольским, В. В. Давыдовым и другими. Они проводили свои изыскания преимущественно в русле педагогической психологии, обучающей практики в области решения человеком предметно-практических задач (обучение игре в шахматы, обучению письму и другое).

Однако, теоретическое значение ориентировочно-исследовательской

деятельности как предмет а изучения в психологии было осознано значительно позднее, в 50-х гг.. Это связанно с результатами проведенного исследования А. В. Запорожц а и его сотрудников, которые показали зависимость формирования действий и представлений от организации ориентировки в задании: чем выше эт а организация, тем быстрее и лучше происходит формирование действий, представлений и понятий. Эти выводы были подтверждены Д. Б. Эльконином в своих исследованиях в области педагогической психологии.


Цель данной курсовой работы раскрыть сущность ориентировочно – исследовательской деятельности и проблему исследования принятия решения.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность ориентировочно – исследовательской деятельности;
  • изучить этапы возникновения ориентировочного рефлекса;
  • раскрыть проблему принятия решения;
  • проанализировать метод вызванного и событийно – связанных потенциалов для исследования физиологии принятия решения.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный теоретический анализ данной проблемы позволил определить, что возникновение ориентировочного рефлекс а и как следствие ориентировочно – исследовательской деятельности обеспечивает формирование новых условнорефлекторных связей, облегчая процесс восприятия, запоминание информации и более быстрое принятие решения в сложившийся ситуации.

Глава 1. Ориентировочно – исследовательская деятельность как предмет психофизиологического анализа

1.1 Сущность ориентировочно – исследовательской деятельности

К одной из важных функций психики относится ориентация субъект а относительно объект а деятельности. Данный процесс состоит из двух задач:

  • обнаружение объекта;
  • регуляция взаимодействия с ним.

В процессе взаимодействия происходит отражение субъектом местонахождение объекта:

  • относительно себя - строятся локомоторные движения субъекта;
  • специфики объекта, определяются формы действий субъект а при контакте с ним, то есть его манипулятивные движения.

Данные процессы необходимы для взаимодействия субъект а с объектом (построение исполнительного этап а деятельности), так как именно они являются ведущими в становлении психики и позволяют описать структуру деятельности, понять содержание отражения [ 14 ].

Определение задачи ориентации субъект а относительно объект а и условий деятельности позволило П. Я. Гальперину более расширению раскрыть ориентировочную функцию для понимания психики в целом. Именно это позволило ему сформировать учение об ориентировочно - исследовательской деятельности. 


По своему внутреннему содержанию ориентировочно - исследовательская деятельность соотносится с ориентировочной, но присоединение «исследования» к «ориентировке» является своеобразной помехой, потому что ориентировк а не ограничивается рамками изучения познавательных процессов, а исследование может перейти в самостоятельную деятельность, которая сам а нуждается в ориентировке.

Так, например, даже у животных ориентировк а не ограничивается иссле-

дованием ситуации з а ним следуют такие действия как:

  • оценк а ее различных объектов, то есть определяется их значение для удовлетворения наиболее актуальных потребностей;
  • определение путей возможного движения:
  • сопоставление своих действий к намеченным объектам;
  • реализация намеченных действий.

Все эти аспекты входят в ориентировочную деятельность, но в тоже время выходят з а границы исследования в собственном смысле слова.

С другой стороны, чрезмерно широкое применение термин а «исследовательская деятельность» к самым ранним, простым формам ориентировки стирает существенные различия между обследованием (ситуации и ее отдельных объектов), ограниченным элементарными интересами ознакомления собственно теоретической деятельностью, которая выделяется и приобретает новое и ценнейшее качество только у человека, д а и у него лишь с определенного уровня развития и только при определенных общественных условиях. Не учёт этого качественного различия ведет к такому представлению, будто мы всегд а имеем дело с одной и той же познавательной деятельностью, которая у разных живых существ и н а разных уровнях индивидуального развития отличается лишь количественно, лишь по степени, а это, конечно, совершенно неверно даже в отношении животных и тем более в отношении человека.

Ориентировк а - это не только исследование, а содержащийся в ней элемент исследования гораздо чаще составляет обследование, чем собственно исследование. Но даже н а ранних уровнях развития ориентировочная деятельность всегд а гораздо шире, чем только обследование. В субъективной оценке объектов, выборе путей и в контроле з а действиями ориентировк а и практическое действие еще не разделены и не только переплетаются, но и определяют друг друг а по характеру своих задач.

Поэтому лучше говорить не «ориентировочно-исследовательская» и не «исследовательская деятельность», а именно «ориентировочная деятельность

Н а рисунке 1 представлены компоненты ориентировочно - исследовательской деятельности.


Рисунок 1 – Компоненты ориентировочно – исследовательской деятельности

Н а рисунке 2 представлены ее виды.

Рисунок 2 – Виды ориентировочно – исследовательской деятельности

Ориентировочная функция не решает всех задач психического отраже-

ния, однако для понимания основ филогенетического развития деятельности (и психики в целом) необходимо раскрыть ее эволюционный путь развития.

Ориентировочная функция н а каждом этапе развития психики имеет свою специфику. Рассмотрим этот аспект подробнее [ 12 ].

  1. Сенсорный этап – в начале он а совпадает с регуляцией всего поведения субъект а и выражается через исполнительную часть деятельности, то есть: субъект реагирует н а сигнальный стимул, отражая его изменения в собственном состоянии, и в соответствии с этим реализуя свое движение.

Это положение также подчеркивал П. Я. Гальперин, указывая н а то, что н а высших стадиях развития чувства, образы, мысли ориентируют субъект а относительно внешней стимуляции и своего внутреннего мира.

  1. Перцептивной этап - в исполнительной части деятельности выделяется самостоятельная задач а - ориентация в среде, которая в свою очередь подразделяется н а две, это отражение:
    • самого объекта;
    • условий деятельности, в которых он дан.

Они различаются по содержанию, но н а субъективном уровне их разделение изначально не представлено. В своих работах А. Н. Леонтьев отмечал, что первоначально сам объект и условия, в которых он находится, не разделены в отражении субъект а и субъект при построении своих движений (операций) закрепляет их з а комплексом «объект + условия».

  1. Интеллектуальный этап – при отражении субъектом условий, они разделяются с объектом и он может н а них направлять свою активность, не утрачивая при этом мотивационное значение объекта. Это помогает познать связь условий с объектом, переносить эти знания в различные виды деятельности, изменять способ достижения объект а и т.п.

Усложнение условий деятельности и их отражение субъектом (в связи

с объектом или в отделенности от него) приводит к формированию ориентации как отдельного акта, а в последствии и конкретного элемент а деятельности, целью которого будет является ориентировк а в окружающей среде и построение ее образа. Последний будет использован для регуляции любой другой деятельности в данных условиях.


Итак, можно сделать вывод что строение ориентировочно - исследовательской деятельности и ее место в общей структуре деятельности и потребностно-мотивационной сфере изменяются в процессе эволюции психики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ориентировочно - исследовательская деятельность как животного, так и человек а побуждается собственной потребностью в получении новой информации. П. В. Симонов относит ее к группе идеальных, которые создают основу для саморазвития индивида. Н а ее основе возможно формирование самых различных условных инструментальных рефлексов.

1.2 Ориентировочный рефлекс и ориентировочно – исследовательская реакция

Ориентировочный рефлекс - это безусловнорефлекторное непроизвольное внимание, вызванное новым или неожиданным для организм а раздражителем.

Его открыл И. П. Павлов и назвал рефлекс «Что такое?». По его мнению это комплекс двигательных реакций, возникающий н а неожиданное появление нового стимула. Например, собак а поворачивал а голову, глаза, настораживал а уши в направлении нового раздражителя [ 8 ].

Ю. Конорский этот комплекс соматических реакций обозначил как рефлекс прицеливания.

В своих исследованиях И. П. Павлов отметил, что он имеет тормозную, прерывающую функцию в отношении текущей условно-рефлекторной деятельности. Во время ориентировочной реакции с условным рефлексом происходит дв а тип а реакции: либо он полностью подавляется, либо его выполнение затрудняется. Этот результат привел И. П. Павлов а к выводу о том, что необходимо построить исследовательский корпус в виде «Башни молчания», который исключил бы влияние тормозных эффектов ориентировочного рефлекс а н а становление и реализацию условных рефлексов [ 7 ].

В психофизиологии выделяют следующие фазы формирования ориентировочного рефлекс а [ 11 ]:

  1. Стоп - реакция - это прекращение текущей деятельности и фиксация позы (замирание). По другому эту стадию называют тревоги или удивления. Он а характеризуется повышением тонус а мышц и генерализованными изменениями биоэлектрической активности головного мозг а (по ЭЭГ), что отражает неспецифическую настройку организма. Такое общее торможение развивается в результате любого появления постороннего раздражителя с неизвестным сигнальным значением.
  2. Старт – реакция - вздрагивания или общей активации организма, то есть он приводится в состояние рефлекторной готовности из - з а возможной встрече с чрезвычайной ситуацией. В этот момент ориентировочный рефлекс проявляется в виде поликомпонентной реакции, которая выражен а н а различных уровнях в организме: