Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Содержание и структура налоговой системы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокое неравенство доходов связано со слабостью перераспределительных механизмов, включая плоскую шкалу подоходного налога, регрессивные взносы на социальное страхование и низкие налоги на имущество. При этом трудовые доходы подвергаются все более значимому обложению. В то же время высокодоходные группы в относительном выражении фактически выплачивают точно такие же взносы на социальное страхование, как и низкодоходные группы. У высокодоходных групп населения преобладают нетрудовые доходы, в которые входят доходы от предпринимательства, собственности, инвестиций, а также теневые доходы. По расчетам журнала «Деньги», эффективная налоговая ставка (сумма подоходного налога и взносов на социальное страхование) в отношении располагаемого дохода самой богатой 10%-ной группы составляла 10,6%, а для самой бедной 10%-ной группы - 14,7%; то есть имущество богатых налогами практически не облагается.

Следует также отметить, что в настоящее время Правительству РФ поручено создание для самозанятых граждан условий ведения предпринимательской деятельности в упрощенной форме (в виде приобретения патента), а также продление до 1 июля 2018 г. срока действия преимущественного права на приобретение арендуемого субъектами малого предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ.

По оценкам экспертных организаций в сфере экономики и финансов, российский малый бизнес так и не сумел стать ключевой структурой в общей экономической системе государства. Это обстоятельство расценивается как отрицательное явление, поскольку недостаточная активность мелкого и среднего частного капитала негативно сказывается на таких основообразующих экономических процессах, как: занятость населения и уровень его благосостояния; перераспределение капитала между всеми отраслями экономики и, как следствие, наличие одинаковых возможностей для развития каждой из этих отраслей; общие возможности для роста добавленной стоимости в составе национального продукта. Отсутствие позитивных изменений по указанным направлениям является одной из основных причин невозможности переориентировать российскую экономику с сырьевой на инновационную.

Существенные преобразования сформировавшихся за последние годы финансово-хозяйственных отношений невозможны без поддержки государством представителей малого бизнеса. В рамках рыночной экономики такая поддержка может осуществляться путем целевого субсидирования, налоговых льгот и введения благоприятных условий администрирования и контроля над деятельностью субъектов хозяйствования.


В целях снижения неформальной занятости экономически активного населения предполагается введение для физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющихся индивидуальными предпринимателями, возможности добровольного уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением получаемых от такой деятельности доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, а также освобождением указанных граждан от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды и от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31 декабря 2018 года.

При этом предполагается определение в гражданском законодательстве правового статуса категории самозанятых граждан. В качестве меры, исключающей риск перехода действующих индивидуальных предпринимателей на предлагаемый режим в целях неуплаты налогов и страховых взносов, такими преференциями смогут воспользоваться только те физические лица, которые ранее не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

В связи с тем, что с 1 июля 2018 года на индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения, возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в целях снижения их издержек, связанных с закупкой новой техники, предлагается предоставить им право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно- кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных при условии регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, в размере не более 18 000 рублей за один аппарат [18].

Кроме того, прорабатывается вопрос о создании механизма снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками контрольно-кассовой техники путем предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий изготовителям данной техники.

Предполагается корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу.


В частности, будет предложено при принятии актов законодательства о налогах и сборах в рамках бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период зафиксировать на трёхлетний период значения указанного коэффициента на каждый год исходя из уровня прогнозируемой инфляции.

В качестве дополнительных мер по развитию малого предпринимательства предлагается предоставить налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, по аналогии с плательщиками, применяющими ЕНВД и упрощенную систему налогообложения, а также исключить несвоевременную оплату патента из числа оснований для прекращения применения патентной системы налогообложения, одновременно установив применение штрафа в размере 20 процентов за несвоевременную уплату стоимости патента.

Указанные меры будут способствовать совершенствованию налоговой политики государства в части налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, что в целом должно положительно сказаться на экономике Российской Федерации.

Оценивая текущую налоговую ситуацию в целом, можно утверждать, что в налоговой политике России не просматривается тот модернизационный базис, которого требует амбициозная стратегическая цель, провозглашенная Концепцией-2020, т. е. достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции.

Таким образом, можно сделать вывод, что только реализация всего комплекса предлагаемых мер дает возможность решить большинство ключевых проблем на пути формирования эффективной налоговой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-экономическое общественное устройство государства, социально - общественная направленность действий людей, находящихся во властных структурах, определяют сущность и цели налоговой политики, которые направлены на увеличение и сосредоточение государственных доходов в бюджете страны, улучшение и целенаправленность их использования.

В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на вывод экономики из кризиса.

Российская система налогообложения – мощнейший экономический и политический механизм в системе функционирования государства, который существует в постоянно изменяющейся среде.


Реформа налоговой политики в целом должна быть комплексной, что означает запуск регулирующих механизмов повсеместно, одновременно и в полном объеме. Изменение структуры и сущности общественных отношений определяет необходимость в обеспечении адаптивности налоговой системы Российской Федерации, как главного инструмента воздействия государства на развитие хозяйства и определения перспектив развития как социального, так и экономического.

Важнейшим элементом развития рыночной экономики, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации является её налоговая система. Налоги занимают важное место среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство определяет приоритеты социального и экономического развития, оказывает влияние на структуру и динамику общественного воспроизводства, воздействует на рыночную экономику. Являясь основным источником доходов государства, налоги формируют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны. Всё это обуславливает необходимость адаптации налоговой системы России к новым общественно-экономическим отношениям, складывающимся в мировом пространстве.

Нестабильность российской налоговой системы (постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, сокрытие доходов и т.д.) в настоящее время является главной проблемой как отечественному, так и иностранному инвестированию, отрицательно сказывается на результатах перехода российской экономики к рыночным отношениям.

Государство, используя налогообложение, осуществляет экономическую политику, сущность которой заключается в проведении антиинфляционных мер, в сдерживании монополий на рынке, в изъятии образовавшейся у производителей в результате монопольного роста цен сверхприбыли в бюджет, в регулировании личных доходов населения страны, в обеспечении социальной защиты нуждающихся в ней слоёв общества, в проведении протекционистской или ограничивающей политики.

Реализация государством своих задач и функций осуществляется с использованием финансовых средств, взимаемых с организаций в форме как прямых (налог на прибыль и налог на имущество), так и косвенных (НДС, акцизы, таможенные пошлины) налогов.

Значимость налоговой политики резко возрастает в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений, когда в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения, государство осуществляет перераспределение национального дохода.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России / М.Д. Абрамов // Налоговые споры. Теория и практика – 2016. – №9. – С. 18-28.
  3. Алиева Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие. М.: Юнити–Дана, 2014. – 211 с.
  4. Анищенко А. Две стороны одной медали, или Определение налоговых обязательств без "двойных стандартов" // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. 2015. N 2. С. 57 - 61.
  5. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 544 с.
  6. Брызгалин А. Основные положения Основных направлений налоговой политики на 2017 и на 2018-2019 гг. – Режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/brizgalin_av/1854922-echo/ (
  7. Власова Е.В. Концепция развития налогового потенциала // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Вып. 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54551.htm
  8. Дмитриев А.А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития // Молодой ученый. Серия «Экономика и управление». – 2017. – 25(159). – С. 144 (С. 144-147).
  9. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. – 270 с.
  10. Ефремова Т.А. Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования // Финансовое право и управление. – 2013. – 2. – C. 1-23.
  11. Зацепина Ю.С., Тюнина О.С. Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета РФ // Экономика и социум. – 2017. – № 3. – С. 29-33.
  12. Золотарева А. Б. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы. В 3-х томах. Том 1. Ин-т экономики переход. Периода. - М.: ИЭПП, 2008. – 328 с.
  13. Ильин В.А., Поварова А.И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. – 2017. – Т. 13, вып. 1. – С. 25–37.
  14. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.
  15. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействие теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. 2014. N 1. С. 81 - 90.
  16. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие/ под ред. Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 439с.
  17. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Г. Б. Поляк [и др.]; под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 133.
  18. Нещадимова А.А, Лапина Е.Н. Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации // Novainfo, 2016. – №57-4.
  19. Никитишин А. Исследование социально-экономической природы принципов налогообложения / А. Никитишин // Мир финансов. Серия «Налоги и фискальная политика». – 2016. – №3. – С. 130-137.
  20. Огородникова, И. И., Сысоев В. В. Аспекты налоговой политики: направления эффективности на региональном уровне // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2016. – Том 2. № 1. – С. 166-178.
  21. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 382 с.
  22. Позднякова Т.А., Абаев Э.О. Субъект и объект налоговой политики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. – 2015. – №5(49). – С. 239-250.
  23. Попова Н. А. Влияние налоговой системы на развитие деятельности субъектов малого бизнеса [Текст] / Н. А. Попова, Е. А. Бадеева // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : матери-алы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 116.
  24. Прищепова А. О., Клочко С. Н. Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. – 2016. – №5.1. – С. 130-133.
  25. Семенов А. И. Снижение налоговой нагрузки на предпринимательский сектор как существенный фактор стимулирования национальной инновационной системы России // Международный научно- исследовательский журнал, 2014. № 5-2 (24). С. 52-54
  26. Химичева Н.И. Налоги как основной источник бюджетов: актуальные вопросы правового реформирования // Налоги. 2014. N 1. С. 43 - 45.
  27. Черник Д.Г. Теория и история налогообложения: учебник / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев; под ред.Д.Г. Черника. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
  28. Шимширт Н. Д. Методологические основы финансового управления: монография. – Томск: Изд-во том. ун-та. 2013. – 365 с.
  29. Юдахина Е. О новой системе налогового контроля // Практическая бухгалтерия. 2015. N 1. С. 69 - 73.