Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Содержание и структура налоговой системы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В исполнении глобальной задачи современности, построения правового государства в России, определяющая роль отводится созданию эффективной налоговой системы. Ведь от механизма взимания налогов зависит формирование доходной части бюджета, а это, как известно, основная финансовая база государства. Если говорить образно, то налоги показывают температуру хозяйственного механизма, то есть когда она высокая - экономика больна. Именно налоговая система способствует постоянным, стабильным и полноценным поступлением средств в бюджет. Поэтому анализ функционирования налоговой системы особенно сейчас в условиях системного кризиса приобретает большое значение. Поскольку недостатки налоговой системы является вызовом современности в сфере экономики, права, политики и государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что с помощью налоговой системы решается комплекс задач, связанных с управляемостью экономики, развитием производства, повышением жизненного уровня населения, то есть эффективная налоговая система является залогом наполнения бюджета страны, достаточного для финансирования социальных процессов и развития России.

Целью курсовой работы является определение основных проблем и направлений развития налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить содержание и структуру налоговой системы;

- изучить характеристику основных бюджетообразующих налогов;

- исследовать методы разработки налоговой политики;

- провести анализ налоговых доходов федерального бюджета;

- выявить основные причины снижения собираемости налогов в бюджет;

- определить основные пути совершенствования налогового администрирования.

Объектом исследования является налоговая система государства.

Предметом исследования - структура, принципы построения, тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.

Теоретической базой исследования работы отечественных и зарубежных ученых: Абрамов М.Д., Алиева Б.Х., Кашин В. А., Дмитриев А.А., Ефремова Т.А., Золотарева А.Б. и другие. Эмпирической базой исследования являются статистические данные, опубликованные на официальных интернет-сайтах Федерального казначейства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы России и других.


Основу информационной базы исследования составляют: федеральные законы РФ, аналитические материалы специализированных периодических изданий. Для общего представления объекта анализа и рассматриваемых проблем была использована современная учебная литература и периодическая печать.

В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, метод сравнительного анализа, расчетно-аналитические методы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1 Содержание и структура налоговой системы государства

Основным регулятором современных экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития.

Налоговая система – это совокупность взаимосвязанных, взаимосогласованных налогов и других обязательных платежей, построенная на определенных принципах [8].

Налогообложением является определённая совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, где проявляется принудительно-властное, невозвратное и безвозмездное изымание доли доходов юридических и физических лиц для государства и местных органов власти [7, с.11].

Налоговую систему можно определить так: это совокупность налогов и методов их взимания: как нераздельное единство четырёх её элементов касательно налогов и сборов: законодательства, их совокупности, плательщиков, системы налогового администрирования. Каждый из элементов пребывает друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Налоговая система заключается из таких элементов:

-налоги;

-налогоплательщики;

-налоговые органы;

-налоговое законодательство [6, с.11].

Состав налогов в России представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Состав налогов в России [11, с.31]

Уровень налога

Налог

Федеральные налоги и сборы

1) Налог на добавленную стоимость

2) Акцизы

3) Налог на доходы физических лиц

4) Налог на прибыль организаций

5) Налог на добычу полезных ископаемых

6) Водный налог

7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

8) Государственная пошлина

Региональные налоги

1) Налог на имущество организации

2) Налог на игорный бизнес

3) Транспортный налог

Местные налога и сборы

1) Земельный налог

2) Налог на имущество физических лиц

3) Торговый сбор


В России имеет место трехуровневая система налогообложения, т.е. параллельное использование федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировой практике федеративных государств.

Основными задачами современной налоговой системы России, стоящими перед территориальными органами ФНС, которые совместно с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами являются непосредственными исполнителями всех функций налогового администрирования, являются:

  • формирование бюджета государства;
  • создание стимулов и благоприятных условий для развития бизнеса, повышение эффективности производства;
  • снижение налоговой нагрузки на предпринимателей;
  • борьба с теневой сферой экономики;
  • организация налогообложения.

1.2 Характеристика основных бюджетообразующих налогов

Налоги, уплачиваемые предприятиями, возможно разделить по источнику оплаты, за счет которого они осуществляют оплату налогов:

• налоги, которые организации включают в цену продукции и их оплачивает потребитель (НДС, акцизы);

• налоги, которые организации относят на затраты (таможенные пошлины, налог на имущество организации и др.);

• налоги, которые организации уплачивают из прибыли – налог на прибыль.

В зависимости от уровня установления налоги необходимо классифицировать на федеральные, региональные и местные (рис. 1.1).

Рис. 1.1 - Классификация налогов в зависимости от уровня установления [15, с.59]

В зависимости от места формирования источника выплаты налогов они подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Основные различия между прямыми и косвенными налогами отражены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Признак сравнения

Прямые налоги

Косвенные налоги

1

Субъект правоотношений

Бюджет и налогоплательщик

Бюджет, носитель налога и юридический  налогоплательщик (посредник между ними)

2

Факторы, определяющие величину налога

Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

3

Объект налогообложения

Доход и имущество

Реализация товаров (работ, услуг)


Таким образом, косвенный налог — налог на товары и услуги, представляющий собой надбавку к стоимости и частично или полностью перелагаемый на конечного потребителя.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.) Косвенные налоги подразделяются на:

- индивидуальные (акцизы) – устанавливаются на отдельные виды товаров, как правило, высокорентабельные, для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли;

- универсальные (налог на добавленную стоимость) – взимаются со всех товаров;

- фискальные монополии – платежи, которые уплачиваются юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями. Примерами фискальных монополий являются, плата за государственные лицензии, разрешения, оформление документов и т.п. [24, C. 375]

Изменение налоговых ставок косвенных налогов является частью фискальной политики государства и используется для регулирования уровня совокупного спроса: увеличение налога приводит к сокращению располагаемого дохода, что в свою очередь уменьшает расходы на потребление; снижение налога имеет обратное действие. Используя инструменты регулирования косвенных налогов, государство может изменить не только уровень, но и структуру спроса: увеличение налоговых ставок ведет к снижению потребления сигарет и алкогольных напитков, в то время как снижение налогов стимулирует потребление продуктов питания, печатной продукции и т.д. В отличие от прямых налогов, величина которых меняется в зависимости от дохода налогоплательщика по прогрессивной шкале, косвенные налоги имеют регрессивный характер, то есть каждый потребитель платит одинаковую сумму налога вне зависимости от уровня своего дохода. Косвенные налоги относятся к категории налогов на расходы в отличие от прямых налогов, которыми облагаются доходы. [22, C. 428]

К особенностям взимания косвенных налогов относятся:


- закрепленную возможность переложить налог на третье лицо (носителя налога), при этом обязанность по учету объекта, исчислению и уплате в бюджет возложена на налогоплательщика;

- государство не обязывает уплачивать налог носителя и не применяет к нему мер принуждения, отношения по поводу взимания возникают только между налогоплательщиком и государством;

- косвенные налоги более тесно связаны с объектом налога. [19, C. 52]

Основным преимуществом косвенных налогов является увеличение поступлений без изменения ставок, только за счет увеличения потребления, обусловленного естественным приростом населения и ростом его благосостояния.

Система косвенного налогообложения – один из эффективных стимулов развития внутреннего производства. Например, частичное или полное освобождение от уплаты косвенных налогов может повысить конкурентоспособность продукции, а введение таможенных пошлин нацеливает промышленность на производство импортозамещающих товаров.

Основным недостатком косвенного налогообложения, в отличие от прямого, является нарушение принципа всеобщности. Уплату косвенных налогов нельзя переложить на потребителей, не приобретающих определенные товары или услуги. Например, если у гражданина нет автомобиля, он не будет приобретать бензин, тем самым не будет уплачивать причитающийся акциз. Кроме того, величина уплаченного косвенного налога прямо пропорциональна объему потребленной продукции. Таким образом, большие семьи с высоким достатком платят налог в большем размере, чем малообеспеченные. И наоборот, чем меньше доход семьи, тем большая его часть расходуется на приобретение товаров первой необходимости, и следовательно косвенные налоги отнимают у такой категории населения большую долю дохода, чем у семей с высоким достатком. В этом заключается принцип обратной прогрессивности косвенного налогообложения. [7, C. 97]

В бывшем СССР преобладали косвенные, опосредованные налоги. Объясняется это рядом особенностей этого налога. Прежде всего простотой его изъятия у населения через механизм ценообразования. Косвенные налоги для советской власти были выгодны и тем, что давали возможность в определенной степени негласно получать доход за счет повышения цены. Они непосредственно государством не изымались из заработной платы или иного дохода граждан. Этот налог, который по сути был акцизом, изымался при покупки товара, оплате услуг.

Оценка этого вида налогов в СССР и капиталистических странах советскими экономистами была неоднозначной. Его применение в зарубежных странах, как и в дореволюционной России, трактовалось как замаскированная форма грабежа трудящихся в пользу монополистической буржуазии. Правительства при этом ссылались на В. Ленина, который считал, что чем беднее человек, тем большую долю собственного дохода он отдает государству в виде косвенных налогов.