Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень методов расчета максимальной (начальной) цены приводится в ст. 22 закона № 44-ФЗ:

Приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен, который строится на получении информации об аналогичных расценках. Остальные методы применяются только в оговоренных законом случаях.

Нормативный метод предусматривает расчет на основании требований, сформированных в процессе нормирования.

Тарифный метод необходим в случае государственного регулирования цен на закупаемые товары, работы или услуги[65].

Проектно-сметный метод применяется в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта с учетом нормативов, применяемых при строительных работах при определении подрядчика по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (постановление Правительства РФ «О порядке привлечения подрядных организаций…» от 01.07.2016 № 615[66]).

Затратный метод задействуется при невозможности применения других методов или в дополнение к ним и заключается в определении цены как суммы затрат плюс и нормальной прибыли.

В отдельных случаях возможно использование других рекомендованных органом субъекта РФ способов (п. 20.1 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Неправильное применение метода является серьезным нарушением, ведущим к отмене результата торгов[67].

При использовании метода сопоставимых рыночных цен должно быть принято во внимание, как правило, не менее 3 показателей расценок по аналогичным — идентичным или однородным (при отсутствии идентичных) — товарам.

Этап выявления таких товаров определяющим образом влияет на весь результат.

В определении Верховного суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910[68] на основе толкования чч. 2, 3 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64 закона № 44-ФЗ подчеркивается необходимость полного учета при обосновании начальной цены контракта сведений о коммерческих и (или) финансовых условиях оказания услуг, таких как:

- сроки и место оказания услуг;

- сведения о потребности заказчика (описание объекта закупки);

- требования заказчика к гарантийным обязательствам и т.д.[69]

Отсутствие учета этих данных приводит к неполноте исходной информации и может отразиться на достоверности представленных цен.

В числе основных понятий закона № 44-ФЗ (ст. 3) максимальная (начальная) и предельная цены отсутствуют. Однако потребность в сопоставлении этих понятий возросла начиная с 01.01.2016, когда ст. 19 закона № 44-ФЗ, оперирующая понятием «предельная цена», была введена в действие.


По своему содержанию эти термины схожи, но употребляются в нормативных актах в разном значении. Первый термин подчеркивает, что в цене заключен максимум запланированных расходов покупателя. Предельная цена — величина (предел), определяемый регулирующим органом. Таким образом, в соответствии с нормативным регулированием соотношение понятий заключается в следующем:

- Максимальная (начальная) цена определяется организатором закупки, предельная цена — вышестоящим государственным органом.

- Максимальная цена может определяться одним из применимых расчетных методов определения начальной цены, предел дается в готовом виде.

- При использовании нормативного метода применяется следующий вариант расчета (п. 4.2 методических рекомендаций):

НМЦКнорм = v × цпред,

где: НМЦКнорм — определяемая величина;

v — количество (объем) закупаемого товара (работ, услуг);

цпред — предельная цена за единицу.

Если закупается 20 шт. товара, на который установлен предел в 100 руб., то расчет выглядит следующим образом: НМЦК = 20 × 100 = 2 000 руб.

Сумма контракта составит 2 000 руб.[70]

2.2. Проблемы и особенности твердой цены договора

Согласно положениям ст. 424 ГК РФ стороны правомочны согласовать цену, по которой в дальнейшем будет оплачено исполнение договора.

При этом цена может быть зафиксирована различными способами, самыми распространенными из которых являются:

- твердая цена, т. е. установленная в определенном размере, в общем случае не подлежащем изменению;

- приблизительная цена, т. е. цена, окончательный расчет которой будет произведен по факту исполнения договора.

При этом стороны на основании норм ст. 450 ГК РФ правомочны изменить по взаимному соглашению или в судебном порядке всякое условие договора, в т. ч. и установленную в твердой форме цену договора.

Твердая цена может быть предусмотрена практически любым договором, в т. ч. подряда, оказания услуг, госконтрактом, договором аренды и т.д.

Зачастую на практике в договорах встречаются формулировки типа «окончательная цена работ», «фиксированная цена» и т. д. Однако с учетом отсутствия единообразной позиции судов в отношении трактовки дополнительных указаний эксперты рекомендуют все же остановиться на термине «твердая цена».


Примерами формулировок положений, закрепляющих такой способ фиксации цены работ, могут быть следующие:

«Цена работы по настоящему договору является твердой и равна _____ руб.».

«Цена работы определяется согласно смете (приложение № ___ к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит» и т. д.

Конструкция типа «стоимость (цена) работ по договору подряда не может превышать ______ руб.» уже говорит о приблизительности определения цены[71].

Иногда в договорах встречается неоднозначная формулировка — ориентировочная цена, взгляды судов на которую также не всегда сходятся. Так, суды трактуют ориентировочную цену как:

Возможность пересмотра указанной в договоре цены, а не как приблизительную цену. Занимая такую позицию, суды апеллируют к тому, что при отсутствии других указаний цена считается твердой, а ориентировочно установленная цена к таким указаниям не относится[72].

Приблизительно определенную цену. В обоснование такой позиции суды приводят аргумент, что ориентировочно рассчитанная цена — это открытая и подлежащая дальнейшим корректировкам цена[73].

Рассмотрим твердую цену по договору подряда.

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (сметы) в договоре подряда может быть приблизительной или твердой. Во втором случае предполагается, что по общему принципу цена не подлежит изменению ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения вне зависимости от фактического объема выполненных работ и понесенных подрядчиком расходов, какая бы из сторон договора ни предъявила это требование. В т. ч. не может быть основанием для изменения цены работы (сметы) тот факт, что при подписании договора подряда не было возможности определить предстоящие объемы работ и сопутствующих им расходов[74].

Кроме того, абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ закрепляет право подрядчика требовать пересмотра цены в сторону увеличения, если обнаружится факт существенного увеличения стоимости расходных материалов и иных затрат, связанных с проведением работ, которые невозможно было предугадать на стадии заключения договора подряда[75]. В случае несогласия заказчика увеличить сумму оплаты по договору вторая сторона будет правомочна на отказ от его выполнения.

В рамках договора строительного подряда заказчик вправе в одностороннем порядке внести изменения в техдокументацию, если при этом стоимость допработ не превысит 10% от согласованной сметы (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Подрядчик, в свою очередь, может требовать пересмотреть смету, если по независящим от него причинам стоимость работ превышает смету более чем на 10%.


Если в договоре нет прочих указаний, принимается, что цена работ твердая (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

Рассмотрим положения твердой цены и государственный контракт.

В госконтракте цена работ должна быть твердой и не может изменяться в течение срока его исполнения, кроме как по соглашению сторон в установленных законом случаях (п. 2 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ)[76].

Несмотря на разъяснения, представленные в совместном письме от 18.08.2009 Минэкономразвития России № 13613-АП/Д05, ФАС РФ № ИА/27690 об обязанности заказчика оплатить госконтракт по установленной цене при его надлежащем исполнении, ВАС РФ все же рассматривал соответствующие споры с позиции экономии бюджетных средств:

Госзаказчиком был принят результат работы, которая была оплачена по указанной в контракте твердой цене. Позже в ходе проверки было выявлено, что цена работ была несколько завышена, в связи с чем госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения подрядчика, и его требование было удовлетворено[77].

Подрядчик в рамках госконтракта организовал перевозку граждан, число которых было несколько меньше, чем указывалось в контракте, и получил за это меньшую оплату, что послужило причиной обращения в суд. Его требования не были удовлетворены, т. к. президиум ВАС РФ указал на зависимость расчета изначальной цены контракта от планируемого объема работ, который по факту исполнения был ниже предполагаемого[78].

ВАС РФ не обозначил, что используемый им подход применяется только в рамках правоотношений, возникающих при исполнении госконтрактов. Однако положения п. 7 ИП президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165[79] разграничивают сферу госконтрактов и сферу предпринимательских отношений вне госконтрактов в части применения такой практики по признанию неосновательного обогащения сторон.

Что происходит если реальная стоимость работ оказалась меньше установленной договором?

Юридическое значение твердой цены состоит в обеспечении защиты законных интересов обеих сторон (и подрядчика, и заказчика) соответственно на получение или выплату конкретной суммы, даже если стоимость фактически выполненных работ или их объем будут отличаться от согласованных в договоре.

Тем не менее при разрешении вопроса об экономии подрядчиком средств у судов существуют 2 противоположные позиции:

Подрядчик имеет право получить оплату по договору в полном объеме, если вторая сторона не докажет, что уменьшение стоимости работ связано с дефектами их исполнения[80].


Цена договора должна быть оплачена с учетом реальных расходов подрядчика. Например, подрядчик должен доказать, что разница между твердой ценой контракта и реальной стоимостью работ — это экономия подрядчика в том смысле, которым данный термин наделяет ст. 710 ГК РФ[81].

Регламентированная ст. 710 ГК РФ экономия подрядчика не может связываться с частичным невыполнением регламентированных договором работ (но, например, может стать следствием его усилий по применению более эффективных способов исполнения работ) либо с динамикой на рынке цен на те материалы и оборудование, которые были учтены при расчете цены[82]).

Если же условиями контракта определено, что должны быть использованы конкретные материалы, то их замена без согласования с заказчиком также не рассматривается как экономия подрядчика[83].

Что происходит если фактическая стоимость работ оказалась выше заявленной в договоре?

В ситуации, когда был подписан акт приемки работ, цена по которому превышает заявленную в договоре твердую цену, и подрядчик требует вознаграждения в сумме, указанной в акте, суды все же чаще принимают сторону заказчика[84]. Хотя и здесь есть противоположное мнение[85].

П. 6 ст. 709 ГК РФ устанавливается: при значительном удорожании материалов или стоимости услуг третьих лиц, необходимых для надлежащего исполнения работ по договору подряда, которые невозможно было предугадать при подписании договора, подрядчик правомочен требовать увеличить цену договора. Если вторая сторона не согласна пересмотреть цену, подрядчик может расторгнуть договорные отношения.

При этом закон не указывает, на каком конкретно этапе подрядчик может обратиться с этим вопросом ко второй стороне договора. Хотя судебная практика показывает: это возможно до передачи работ заказчику[86].

Что происходит если суммы выплат по договору при изменении объемов работ относительно заявленных в смете?

При вынесении решений по данному вопросу суды также не приходят к общему знаменателю. Так, высказываются следующие мнения:

- расчет подлежащей выплате подрядчику суммы должен основываться на реально выполненном объеме работ и не зависит от того, в какой форме цена установлена договором[87];

- по факту реализованные объемы работ не играют роли, если получен требуемый результат[88].