Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также надлежит учесть, что допработы по договору с твердой ценой могут оплачиваться только при условии существования допсоглашения сторон о согласовании таких работ или доказанности необходимости незамедлительного произведения действий в интересах заказчика[89].

В т. ч. законодательство не позволяет выполнять допработы без их предварительного согласования с заказчиком. При отсутствии ответа заказчика на уведомление о необходимости проведения допработ подрядчик обязан приостановить их. В противном случае он не может претендовать на их оплату (п. 4 ст. 743 ГК РФ)[90].

Локально-сметные расчеты, подписанные сторонами, не являются актами выполненных работ и не могут быть обоснованием согласования и принятия работ, т. к. подтверждают только факт выполнения истцом работ, но не факт их согласования с заказчиком[91]. Кроме того, даже включение в акт приемки допработ, исполненных подрядчиком при несоблюдении им требований п. 3 ст. 743 ГК РФ, не позволяет подрядчику требовать их оплаты (п. 10 ИП президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51[92]).

Самый удобный и однозначный способ изменить цену договора, в т. ч. твердую, — подписание соответствующего дополнительного соглашения.

Однако даже в отсутствие допсоглашений или корректировок в смете суды могут признать основанием для изменения цены:

- Переписку между сторонами[93].

- Выполнение заказчиком действий, свидетельствующих о согласовании им дополнительных выплат. Например, перечисление денег в счет оплаты допработ[94] или принятие заказчиком работы, представляющей для него некую ценность как для потребителя[95].

Сторонам следует иметь это в виду, если возникнут разногласия по вопросу фиксации изменений твердой цены договора.

Если заказчик намеревается требовать уменьшения твердой цены по договору за выполненные работы через суд, ему надлежит позаботиться о наличии исходных документов, в которых были бы зафиксированы выявленные при приме работы или в процессе эксплуатации объекта на гарантийном сроке дефекты[96].

Вывод по 2 главе.

Согласно ст. 424 ГК РФ цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).


Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах...» от 28.02.1995 № 221 и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239.

Основные направления государственного воздействия — цены: на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы); услуги некоторых видов транспорта; социальные услуги; лекарства; товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Одним из направлений государственной политики регулирования цен является усложнение порядка расчета и нормирования цен при осуществлении закупок для государственных нужд. Выбор одного из методов, установленных законом, регламентирован на основе требований целесообразности и эффективности. Порядок расчета определяется содержанием используемого метода.

По своей правовой природе твердая цена — это размер вознаграждения, который не может быть изменен в одностороннем порядке или по желанию одной из сторон. Однако суды все же производят оценку фактических обстоятельств каждого дела, чтобы установить, каким образом должны быть оплачены услуги подрядчика — по их реальной стоимости или по цене договора.

Кроме того, при разрешении споров с участием бюджетных учреждений наметилась тенденция, когда из 2 вариантов оплаты (по твердой цене госконтракта или по фактической стоимости работ) суды выбирают меньшую по размеру, мотивируя это обоснованным расходованием бюджетных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулируемая (административная) цена - это денежное выражение стоимости предмета договора, установленное нормативными правовыми актами уполномоченных на то государственных органов и (или) органов местного самоуправления в случаях, определенных федеральными законами.

В целях систематизации федеральных законов, определяющих случаи, когда при расчетах применяется регулируемая (административная) цена, по нашему мнению, требуется разработка единого Федерального закона «Об основах ценовой политики Российской Федерации».

Принятие базового системообразующего закона станет логическим завершением исторического процесса по формированию правовой основы государственного управления в сфере регулирования цен (тарифов). Это позволит повысить успешность и эффективность управления процессами образования цен; защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность; определить четкие границы между сферами влияния государства и рынка на процесс формирования цен.


В настоящее время ФАС России приступила к формированию новой нормативно-правовой базы в сфере ценообразования.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что цена, как условие договора, представляет собой очень тонкий инструмент регулирования договорный отношений. Она всегда вы-ступает компромиссом между возможным и должным. С одной стороны, цена определяется через реализацию принципа свободы договора при вступлении в правоотношение равных партнеров. С другой, если на одной из сторон выступает сильная сторона, доминирующая на рынке в силу определенных обстоятельств, закон устанавливает определенные ограничения реализации принципа свободы договора путем закрепления императивных правил в интересах слабой стороны в обязательстве. Такой подход позволяет выстраивать компромисс между публичными и частными интересами, обеспечивать взаимные интересы участников гражданского оборота и его устойчивость. Границы этого компромисса постоянно меняются в зависимости от многих факторов, в том числе потребностей гражданского оборота, с целью обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения национальной безопасности, уровня правового сознания и правовой культуры в обществе и целого ряда иных факторов.

Согласно ст. 424 ГК РФ цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).

Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах...» от 28.02.1995 № 221 и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239.

Основные направления государственного воздействия — цены: на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы); услуги некоторых видов транспорта; социальные услуги; лекарства; товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Одним из направлений государственной политики регулирования цен является усложнение порядка расчета и нормирования цен при осуществлении закупок для государственных нужд. Выбор одного из методов, установленных законом, регламентирован на основе требований целесообразности и эффективности. Порядок расчета определяется содержанием используемого метода.


По своей правовой природе твердая цена — это размер вознаграждения, который не может быть изменен в одностороннем порядке или по желанию одной из сторон. Однако суды все же производят оценку фактических обстоятельств каждого дела, чтобы установить, каким образом должны быть оплачены услуги подрядчика — по их реальной стоимости или по цене договора.

Кроме того, при разрешении споров с участием бюджетных учреждений наметилась тенденция, когда из 2 вариантов оплаты (по твердой цене госконтракта или по фактической стоимости работ) суды выбирают меньшую по размеру, мотивируя это обоснованным расходованием бюджетных средств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  5. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 N 41-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.
  6. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, N 34, ст. 3426.
  7. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.
  8. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
  9. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1177.
  10. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
  11. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, N 1, ст. 2.
  12. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
  13. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4159.
  14. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7358.
  15. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
  16. Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4346.
  17. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
  18. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 25.01.2017) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, N 11, ст. 997.
  19. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 (ред. от 30.11.2016) «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (вместе с «Правилами определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)») // СПС «Консультант Плюс».
  20. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») // СПС «Консультант Плюс».
  21. Приказ ФСТ России от 18.12.2012 N 398-т/3 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)» // СПС «Консультант Плюс».
  22. Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // СПС «Консультант Плюс».
  23. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 288-О-П // СПС «Гарант».
  24. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. // Вестник ВАС РФ. 1993. № 2. С. 63.
  25. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
  26. Постановление Президиума ВАС РФ от 3 февраля 2009 г. N 13348/08 // СПС «КонсультантПлюс».
  27. Определение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2002 г. N 39-Г02-11 // СПС «КонсультантПлюс».
  28. Определение Верховного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС03-513 // СПС «КонсультантПлюс».
  29. Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2015 г. по делу N 307-ЭС14-8293, А56-78322/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
  30. Определение ВС РФ от 11.08.2016 № 306-КГ16-9318 // СПС «Консультант Плюс».
  31. Определение Верховного суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910 // СПС «Консультант Плюс».
  32. Постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 04.04.2011 № А70-1109/2010 // СПС «Консультант Плюс».
  33. Определение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу № А45-1299/2008 // СПС «Консультант Плюс».
  34. Постановление ФАС Северо-Кавказского окр. от 09.07.2010 № А32-22037/2008, решение Советского райсуда г. Иваново от 24.02.2015 по делу № 2-203/2015 // СПС «Консультант Плюс».
  35. Постановление ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13 // СПС «Консультант Плюс».
  36. Постановление ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13 // СПС «Консультант Плюс».
  37. Постановление ФАС Северо-Кавкзазского окр. от 18.04.2014 по делу № А32-6315/2013 // СПС «Консультант Плюс».
  38. Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 13.02.2014 по делу № А21-2330/2013 // СПС «Консультант Плюс».
  39. Решение АС Красноярского края от 15.12.2014 по делу № А33-17439/2014 // СПС «Консультант Плюс».
  40. Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 20.09.2010 по делу № А56-53960/2009 // СПС «Консультант Плюс».
  41. Определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-774/11 // СПС «Консультант Плюс».
  42. Постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 16.09.2009 по делу № А27-2745/2009 // СПС «Консультант Плюс».
  43. Определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10, Решение АС Липецкой обл. от 14.08.2015 по делу № А36-1693/2015 // СПС «Консультант Плюс».
  44. Постановление ФАС Восточно-Сибирского окр. от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011 // СПС «Консультант Плюс».
  45. Постановление ФАС Поволжского окр. от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011 // СПС «Консультант Плюс».
  46. Решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13 // СПС «Консультант Плюс».
  47. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен // Вестник ВАС РФ. 1995. № 5. С. 57.
  48. Информационное письмо президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 // СПС «Консультант Плюс».
  49. Варшавская О.Ю. Цена как условие договора // Власть Закона. 2016. № 1 (25). С. 154-161.
  50. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности: Коллективная монография / Под науч. ред. профессора В.С. Белых. М.: Проспект, 2015.
  51. Государственное регулирование цен. В книге: Роль ценообразования в управлении финансами предприятия в условиях конкурентной среды Мордовец В.А., Угольникова О.Д., Гурен Т.В. Учебное пособие : В двух частях. Санкт-Петербург, 2016. С. 55-91.
  52. Здоровцева А.А., Климова О.В. Государственно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения граждан России. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. госун-та, 2014.
  53. Информация от 24 февраля 2016 г. URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=45093.
  54. Кванина В.В. Государственное регулирование цен продовольственных товаров // Юрист. 2015. N 20. С. 41 - 46.
  55. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е издание / Под ред. А.П.Сергеева М.: Издательство Проспект, 2017.
  56. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование: курс лекций, тесты и задачи: Учебное пособие. Омск: [б. и.], 2014. С. 13 - 19.
  57. Марухно В. М. Недействительность завещания с пороками формы // Власть Закона. 2015. № 4 (24). С. 106.
  58. Машкин Н.А., Шамба Т.М., Рослякова Н.В., Ткаченко Д.П. Предпринимательское право. Учебно-методическое пособие. Москва, 2016.
  59. Пендюрин Н.П. Категория цены в современном обязательственном праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/kategoriya-tseny-v-sovremennom-obyazatelstvennom-prave-rossii#ixzz458a2bdo0.
  60. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Косяковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 402 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  61. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. — 218 с. — (Краткий курс).
  62. Предпринимательское право : учеб. пособие для СПО / О. В. Ефимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 156 с. — Серия : Профессиональное образование
  63. Предпринимательское право / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова: учебник для бакалавров. М., 2015.
  64. Рубцова Н.В. К вопросу о цене в предпринимательском договоре // Бизнес. Образование. Право.
  65. Саидов З.А. Административно-правовое регулирование экономики: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.
  66. Семенова О.В. Особенности цен на современном этапе // Налоговый вестник. 2014. N 5. С. 4.
  67. Современное предпринимательское право: монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова [и др.]; отв.ред. И.В. Ершова. М., 2014.
  68. Филипенкова О.Г., Джакупов Ж.А., Скутельник О.А., Ли Н.И., Николаева А.В., Рыблова Ю.Э., Симко Е.И., Элизбарян В.Д., Яаниметс В.А. Актуальные проблемы российского права. Монография / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Москва, 2016.

  1. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности: Коллективная монография / Под науч. ред. профессора В.С. Белых. М.: Проспект, 2015.

  2. Саидов З.А. Административно-правовое регулирование экономики: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015.

  3. Романова В.В. Правовой анализ (прогноз) приоритетных сфер регулирования в сфере энергетики с точки зрения национальных интересов // Юридический мир. 2015. N 7. С. 54.

  4. Романова С.И. Ценовое регулирование российских естественных монополий (на примере электроэнергетики). М.: Полиграф-сервис, 2006.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

  6. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1177.

  7. Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4346.

  8. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4159.

  9. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.

  10. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7358.

  11. Семенова О.В. Особенности цен на современном этапе // Налоговый вестник. 2014. N 5. С. 4.

  12. Пендюрин Н.П. Категория цены в современном обязательственном праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/kategoriya-tseny-v-sovremennom-obyazatelstvennom-prave-rossii#ixzz458a2bdo0.

  13. Определение Верховного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС03-513 // СПС «КонсультантПлюс».

  14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е издание / Под ред. А.П.Сергеева М.: Издательство Проспект, 2017. С. 215.

  15. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 68.

  16. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 288-О-П // СПС «Гарант».

  17. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

  18. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 70.

  19. Здоровцева А.А., Климова О.В. Государственно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения граждан России. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. госун-та, 2014. С. 115.

  20. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е издание / Под ред. А.П.Сергеева М.: Издательство Проспект, 2017. С. 229.

  21. Кванина В.В. Государственное регулирование цен продовольственных товаров // Юрист. 2015. N 20. С. 41.

  22. Определение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2002 г. N 39-Г02-11 // СПС «КонсультантПлюс».

  23. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 157.

  24. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

  25. Предпринимательское право : учеб. пособие для СПО / О. В. Ефимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 76.

  26. Постановление Президиума ВАС РФ от 3 февраля 2009 г. N 13348/08 // СПС «КонсультантПлюс».

  27. Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2015 г. по делу N 307-ЭС14-8293, А56-78322/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

  28. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование: курс лекций, тесты и задачи: Учебное пособие. Омск: [б. и.], 2014. С. 14.

  29. Предпринимательское право : учеб. пособие для СПО / О. В. Ефимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 81.

  30. Информация от 24 февраля 2016 г. URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=45093.

  31. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Косяковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. С. 216.

  32. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование: курс лекций, тесты и задачи: Учебное пособие. Омск: [б. и.], 2014. С. 15.

  33. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, N 34, ст. 3426.

  34. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 25.01.2017) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, N 11, ст. 997.

  35. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 N 41-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.

  36. См.: Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 24; Российское предпринимательское право. Учебник. Отв. ред. Ершова И. В., Отнюкова Г.Д. М., 2006. С. 43; Брагинский М., Суханов Е., Ярошенко К. Объекты гражданских прав. (Комментарий ГК РФ) // Хозяйство и право. 1995. № 5. С. 23.

  37. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

  38. Предпринимательское право : учеб. пособие для СПО / О. В. Ефимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 86.

  39. Марухно В. М. Недействительность завещания с пороками формы // Власть Закона. 2015. № 4 (24). С. 106.

  40. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.

  41. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Косяковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. С. 229.

  42. Варшавская О.Ю. Цена как условие договора // Власть Закона. 2016. № 1 (25). С. 154.

  43. Машкин Н.А., Шамба Т.М., Рослякова Н.В., Ткаченко Д.П. Предпринимательское право. Учебно-методическое пособие. Москва, 2016. С. 219.

  44. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. // Вестник ВАС РФ. 1993. № 2. С. 63.

  45. Витрянский В. В. Проценты по денежному обязательству как форма ответственности // Хозяйство и право. 1997. - № 8. - С. 54-73; Извеков Ю. Н. Проблемы правового регулирования расчетных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород. 2002. С. 45.

  46. Рубцова Н.В. К вопросу о цене в предпринимательском договоре // Бизнес. Образование. Право. 2016. С. 15.

  47. Филипенкова О.Г., Джакупов Ж.А., Скутельник О.А., Ли Н.И., Николаева А.В., Рыблова Ю.Э., Симко Е.И., Элизбарян В.Д., Яаниметс В.А. Актуальные проблемы российского права. Монография / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Москва, 2016. С. 112.

  48. Рубцова Н.В. К вопросу о цене в предпринимательском договоре // Бизнес. Образование. Право. 2016. С. 18.

  49. Государственное регулирование цен. В книге: Роль ценообразования в управлении финансами предприятия в условиях конкурентной среды Мордовец В.А., Угольникова О.Д., Гурен Т.В. Учебное пособие : В двух частях. Санкт-Петербург, 2016. С. 57.

  50. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

  51. Сафин З. Ф. Проблемы правового регулирования валютно-финансовых отношений с участием хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Казань. 2002. С. 67.

  52. См.: Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен // Вестник ВАС РФ. 1995. № 5. С. 57.

  53. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Косяковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. С. 226..

  54. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, N 1, ст. 2.

  55. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

  56. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 25.01.2017) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, N 11, ст. 997.

  57. Приказ ФСТ России от 18.12.2012 N 398-т/3 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)» // СПС «Консультант Плюс».

  58. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815.

  59. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.

  60. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 (ред. от 30.11.2016) «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (вместе с «Правилами определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)») // СПС «Консультант Плюс».

  61. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

  62. Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // СПС «Консультант Плюс».

  63. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Косяковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. С. 231.

  64. Предпринимательское право : учеб. пособие для СПО / О. В. Ефимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 92.

  65. Предпринимательское право : учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Косяковой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. С. 239.

  66. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») // СПС «Консультант Плюс».

  67. Определение ВС РФ от 11.08.2016 № 306-КГ16-9318 // СПС «Консультант Плюс».

  68. Определение Верховного суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910 // СПС «Консультант Плюс».

  69. Предпринимательское право : учеб. пособие для СПО / О. В. Ефимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. С. 93.

  70. Предпринимательское право / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова: учебник для бакалавров. М., 2015. С. 163.

  71. Предпринимательское право / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова: учебник для бакалавров. М., 2015. С. 172.

  72. Постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 04.04.2011 № А70-1109/2010 // СПС «Консультант Плюс».

  73. Определение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу № А45-1299/2008 // СПС «Консультант Плюс».

  74. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 153..

  75. Постановление ФАС Северо-Кавказского окр. от 09.07.2010 № А32-22037/2008, решение Советского райсуда г. Иваново от 24.02.2015 по делу № 2-203/2015 // СПС «Консультант Плюс».

  76. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 153..

  77. Постановление ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13 // СПС «Консультант Плюс».

  78. Постановление ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13 // СПС «Консультант Плюс».

  79. Информационное письмо президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 // СПС «Консультант Плюс».

  80. Постановление ФАС Северо-Кавкзазского окр. от 18.04.2014 по делу № А32-6315/2013 // СПС «Консультант Плюс».

  81. Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 13.02.2014 по делу № А21-2330/2013 // СПС «Консультант Плюс».

  82. Решение АС Красноярского края от 15.12.2014 по делу № А33-17439/2014 // СПС «Консультант Плюс».

  83. Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 20.09.2010 по делу № А56-53960/2009 // СПС «Консультант Плюс».

  84. Определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-774/11 // СПС «Консультант Плюс».

  85. Постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 16.09.2009 по делу № А27-2745/2009 // СПС «Консультант Плюс».

  86. Определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10, Решение АС Липецкой обл. от 14.08.2015 по делу № А36-1693/2015 // СПС «Консультант Плюс».

  87. Постановление ФАС Восточно-Сибирского окр. от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011 // СПС «Консультант Плюс».

  88. Постановление ФАС Поволжского окр. от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011 // СПС «Консультант Плюс».

  89. Решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13 // СПС «Консультант Плюс».

  90. Предпринимательское право. Краткий курс : учебное пособие / К.Г.Токарева, Ю.О.Алмаева. — М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 155.

  91. Решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13 // СПС «Консультант Плюс».

  92. Информационное письмо президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 // СПС «Консультант Плюс».

  93. Постановление ФАС Московского окр. от 13.08.2012 по делу № А40-60947/11-89-399 // СПС «Консультант Плюс».

  94. Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 18.05.2012 по делу № А56-39795/2009 // СПС «Консультант Плюс».

  95. Постановление ФАС Северо-Западного окр. от 19.11.2010 по делу № А56-5230/2009 // СПС «Консультант Плюс».

  96. Решение АС Белгородской обл. от 08.05.2015 по делу № А08-69/2014 // СПС «Консультант Плюс».