Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принимая во внимание кризисные явления в экономике, некоторые субъекты Российской Федерации в целях сохранения потребления основных видов продовольствия на душу населения, защиты имущественных интересов граждан устанавливают цены без правового основания. Так, например, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации[22] были установлены предельные розничные цены на хлеб, что повлекло незаконное ограничение прав хозяйствующих субъектов по установлению цен на реализуемую ими продукцию. Достижение экономических и социальных целей не может производиться путем нарушения действующего законодательства о государственном регулировании цен. Таким образом, не подлежат государственному регулированию цены на товары, продукцию и услуги, прямо не перечисленные в федеральном законе[23].

2. Государственное регулирование цен возможно только уполномоченными органами. Например, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ[24]).

3. Государственное регулирование цен осуществляется путем принятия уполномоченными органами нормативных правовых актов.

Установленные государством цены применяются в течение всего периода их действия и всеми лицами - участниками рынка, для которых они установлены.

Установленные государством цены - это императивное условие заключения и исполнения договоров, предметом которых являются продукция, товары и работы, цены на которые подлежат государственному регулированию[25].

Поскольку цены относятся к императивным правилам заключения и исполнения договоров, а их установление направлено на урегулирование имущественных отношений в сфере гражданского оборота и рассчитано на неоднократное применение[26], правовые нормы о цене должны содержаться в нормативном правовом акте.

Если правовой акт об установлении тарифа признан судом противоречащим закону и не действующим в течение периода, предшествовавшего признанию судом незаконности его установления, стороны не вправе требовать исполнения договора по цене, установленной таким актом[27].


Таким образом, регулируемая (административная) цена - это денежное выражение стоимости предмета договора, установленное нормативными правовыми актами уполномоченных на то государственных органов и (или) органов местного самоуправления в случаях, определенных федеральными законами.

В целях систематизации федеральных законов, определяющих случаи, когда при расчетах применяется регулируемая (административная) цена, по нашему мнению, требуется разработка единого Федерального закона «Об основах ценовой политики Российской Федерации»[28].

Принятие базового системообразующего закона станет логическим завершением исторического процесса по формированию правовой основы государственного управления в сфере регулирования цен (тарифов). Это позволит повысить успешность и эффективность управления процессами образования цен; защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность; определить четкие границы между сферами влияния государства и рынка на процесс формирования цен[29].

В настоящее время ФАС России приступила к формированию новой нормативно-правовой базы в сфере ценообразования. Как сказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев, чтобы «сменить тарифную политику на 180 градусов, нужно переписать сотни документов, в которых сейчас заложены дискриминационные принципы тарифного регулирования»[30].

Остается надеяться, что проведенное административно-правовое исследование и предложенный понятийный аппарат будут способствовать формированию нового ценового права. В результате появится эффективный механизм ценообразования, обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики.

1.2. Цена как условие договора

Относительно цены, как условия договора, в ГК РФ можно выделить три основных правила, регулирующих общие подходы. Они несколько отличаются от ранее действовавших правил ГК РСФСР 1964 г. Согласно общему правилу, получившему закрепление в действующем российском законодательстве, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон[31]. Применение свободной договорной цены, устанавливаемой соглашением сторон, соответствует сущности и потребностям рыночной экономики, в которой цены формируются, исходя из существующего спроса, структуры потребностей, покупательной способности граждан и юридических лиц, наличия реальной конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности, представляющие на рынок товары, работы и услуги. Исходя из общей логики развития рыночных отношений с участием свободных и экономически независимых субъектов предпринимательской деятельности сфера деятельности, позволяющая свободно определять цену договора, должна в дальнейшем расширяться, а количество случаев, предполагающих применение фиксированных цен – сокращаться.


Только в случаях, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) (ч. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами[32]. Регулирование цен возможно различными способами: путем установления твердой денежной суммы, путем установления предельного уровня цены, установления коэффициента к цене, предельного уровня рентабельности. В этом случае закон выступает основанием, позволяющим устанавливать сторонам договора цену по соглашению сторон. Однако свобода волеизъявления сторон при заключении соглашения относительно условия договора о цене ограничена пределами, предусмотренными законом. В этом нет ничего плохого, поскольку любая свобода, не имеющая границ, есть произвол сильного над слабым.

Применение регулирования цен наиболее характерно для деятельности естественных монополий. Согласно федеральному Закону «О естественных монополиях»[33] цена на товары, производимые субъектами естественных монополий, определяется органами регулирования их деятельности. Например, Федеральная энергетическая комиссия и региональные энергетические комиссии ценовое регулирование осуществляют путем установления конкретных цен (тарифов) либо их предельного уровня на единицу электрической энергии.

Порядок государственного регулирования цен установлен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[34]. В этом же нормативном акте утверждены перечни товаров и услуг, на которые устанавливаются фиксированные цены. Важное значение для государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию имеет Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»[35].

В отличие от ранее действовавшего ГК РСФСР в ГК РФ цена в большинстве видов возмездных договоров не отнесена к числу существенных условий[36]. Исключение из общего правила составляют договоры продажи объектов недвижимости, предприятий, аренды зданий и сооружений. В этих договорах цена должна быть согласована сторонами на этапе заключения договора и быть зафиксирована в письменной форме. При отсутствии согласованного условия о цене недвижимости договор ее продажи считается незаключенным (ст. 555 ГК РФ[37]). К существенному условию договора отнесена цена в иных видах договора купли - продажи в случаях, когда по соглашению сторон продажа товара осуществляется в кредит с рассрочкой платежа (п. 1 ст.489 ГК). В возмездном договоре может быть установлена фиксированная цена или установлен порядок определения цены. В публичном договоре, а также в договоре присоединения цена определяется одной стороной. Например, в договоре розничной купли-продажи цену определяет продавец. При этом в публичном договоре в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ цена должна устанавливаться одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей[38].


Условия возмездного договора, нарушающие установленные или регулируемые государством цены, недействительны и оплата принятых покупателем (потребителем) товаров, работ или услуг должно осуществляться по фиксированным или регулируемым государственными органами ценам. В этих случаях применяются правила ст. 168 и п. 1 ст. 422 ГК РФ. Это обусловлено тем, что правила о фиксированных или регулируемых государством ценах носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению. В случаях, установленных законом, условия договора о цене должны соответствовать требованиям закона иным правовым актам под угрозой его недействительности[39]. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Ограничения свободы усмотрения сторон возмездных договоров в определении цены установлены также в ст. 5 Закона о конкуренции[40], согласно которой хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещено использовать монопольно высокие и монопольно низкие цены. Применение таких цен квалифицируется как запрещенная законом монополистическая деятельность. Согласно ст. 6 Закона о конкуренции запрещается заключать соглашения (согласованные действия) о ценах между хозяйствующими субъектами, чья совокупная доля на рынке определенных товаров превышает 35 процентов[41].

Во второй части ГК РФ для отдельных видов договоров установлены специальные правила определения цены договора. Например, в ст. 485 ГК РФ установлены специальные правила определения цены для договоров купли-продажи. В соответствие с п. 1 указанной статьи покупатель обязан оплатить товар по определенной цене. Наряду с этим на него возлагается обязанность совершить за свой счет действия, которые необходимы для осуществления платежа. Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена договора определяется по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 424 ГК РФ. По своей структуре цена договора подряда состоит из двух частей. Она должна обязательно включать полную компенсацию издержек подрядчика, а также причитающееся ему вознаграждение за выполненную работу. По форме она может быть определена путем составления сметы, которая может быть приблизительной, либо твердой, если иное не предусмотрено договором[42].


Согласно п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается изменение цены уже после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных:

- договором;

- законом;

- либо в установленном законом порядке[43].

Такой подход к определению оснований и порядка изменения цены, согласованной ранее сторонами возмездного договора, обеспечивает определенную стабильность гражданского оборота, гарантирует невозможность ее произвольного изменения по воле одной из участниц договорного обязательства. В этом направлении формируется и судебная практика. Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. суды должны отказывать в удовлетворении требований об увеличении или уменьшении обусловленной договором цены в случаях, когда в договоре не содержится оговорка о возможности изменить цену[44].

Например, для отдельных видов договоров во второй части ГК РФ установлен порядок изменения (пересмотра) цены на тот случай, когда в договоре предусмотрена возможность изменения цены, но способ не определен. Например, согласно п. 3 ст. 485 ГК РФ в случае изменения показателей, которые учитываются при определении цены в договоре купли - продажи в момент заключения договора (себестоимость, фактические затраты, уровень инфляции, курс иностранной валюты по отношению к рублю и др.), новая цена при передаче товара устанавливается сторонами исходя из соотношения этих показателей не на момент заключения договора, а на момент передачи товара[45].

Изменение цены договора возможно не только применительно к возмездным договорам по передачи имущества в собственность, но и договорам по передачи имущества во временное владение и пользование на определенный срок[46]. Порядок изменения арендной платы соглашением сторон по договору аренды установлен п. 3 ст. 614 ГК РФ, согласно которому размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено законом. Это правило защищает арендатора от стремления арендодателя повышать цену договора в любое время по своему усмотрению, обеспечивая тем самым устойчивость арендных правоотношений[47].

В отдельных случаях законом могут быть предусмотрены случаи, запрещающие увеличивать цену договора. Так в силу закона не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи (п. 3 ст.500 ГК РФ, ч. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ) даже если покупатель допустил просрочку исполнения платежа.