Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Система управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в последнее время все чаще становится отдельным предметом научных исследований. Особенности административно-правовых режимов тарифного регулирования и регулирования в области ценообразования рассматриваются в рамках научных исследований, посвященных административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности[1], экономики Российской Федерации в целом[2] и отдельных ее отраслей[3], правовому регулированию в сфере естественных монополий[4].

При этом в своих работах ученые пользуются различным понятийным аппаратом, что не способствует формированию единой правовой терминологии в сфере ценообразования.

Как и всякая другая деятельность, государственное регулирование ценообразования отличается целесообразностью, цель правового регулирования данной деятельности раскрывает ее смысл, а также особое значение для достижения устойчивости финансовой системы.

Проблема определения цены в любом возмездном договоре является предметом исследования ученых достаточно давно. Это один из фундаментальных вопросов в сфере частного права. Повод к многочисленным дискуссиям дает сам законодатель, поскольку в статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации[5] (далее – ГК РФ) предусмотрена возможность определения цены по аналогии. Однако в любом возмездном договоре, а особенно в предпринимательском, от четкого определения цены зависит и возможность заключения самого договора. Кроме того, тема определения цены в предпринимательском договоре имеет и определенную социальную значимость, поскольку от государственного регулирования цен зависит и состояние экономики, и уровень инфляции, и в конечном итоге социальное положение отдельных групп населения.

На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Цель работы - рассмотреть правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги в Российской Федерации.

Задачи проведенного исследования:

- рассмотреть цену как правовую категорию;


- исследовать цену как условие договора;

- проанализировать проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора;

- отразить проблемы и особенности твердой цены договора.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием цен на продукцию, работы и услуги.

Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с правовым регулированием цен на продукцию, работы и услуги.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.

1. Основные правовые положения регулирования цен на продукцию, работы и услуги

1.1. Цена как правовая категория

В своих работах ученые пользуются различным понятийным аппаратом, что не способствует формированию единой правовой терминологии в сфере ценообразования.

Нет такого единства и в действующем российском законодательстве. Так, в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[6] под ценой понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках. Понятие «регулируемая цена» не раскрывается.

Если Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7] относит к «регулируемым тарифам» тарифы, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, то Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»[8] - цены (тарифы), подлежащие государственному регулированию.


Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»[9], определяющий принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения, и Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»[10], устанавливающий методы и способы регулирования тарифов в указанной сфере, вообще не содержат определения терминов «цена», «тариф», «регулируемые цены (тарифы)».

Именно поэтому предлагается исследовать административно-правовую характеристику категории «цена», в том числе «свободная» и «регулируемая», а по результатам исследования сформулировать их понятия.

Цена как экономическая категория, будучи важнейшим элементом механизма рынка и основным инструментом воздействия на спрос и предложение, представляет собой денежное выражение стоимости и относится к наиболее сложным экономическим категориям, поскольку в ней переплетаются экономические интересы хозяйствующих субъектов и социальные интересы потребителей, общества в целом. Это взаимосвязь экономических, политических, психологических и социальных факторов[11].

Рассматривая место и роль цены в системе управления экономикой, необходимо обозначить основные и наиболее важные функции цены: измерение затрат производства продукции, товаров, работ и услуг; сопоставление эффективности производственных программ предприятий одной отрасли экономики; распределение доходов между различными группами, регионами страны; стимулирование эффективного использования материальных ресурсов или развития производства.

Анализируя научные исследования, можно согласиться с мнением о том, что «цена как правовая категория представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав»[12].

Судебная практика[13] показывает, что термин «цена» может использоваться и для обозначения обязательства произвести платеж по возмездному договору, и для определения суммы договора, соответствующей стоимости передаваемого по нему имущества.

По нашему мнению, цена как правовая категория представляет собой денежное выражение стоимости предмета договора. Основное отличие цены как экономической категории от цены как правовой категории заключается в денежном выражении, в первом случае - любого товара, а во втором - только такого товара, работ и услуг, которые стали или становятся предметом соответствующих гражданских договоров.


В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления[14].

Указанной правовой нормой заложен основной принцип рыночной экономики: ценообразование свободно, за исключением случаев, установленных законом. Стороны договора самостоятельно определяют цену договора, ориентируясь на ряд экономических и иных факторов[15].

Таким образом, свободная (договорная) цена - это денежное выражение стоимости предмета договора, установленное соглашением сторон.

Особое внимание следует уделить термину «регулируемая (административная) цена».

Выполняя важные функции, цены оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, уровень жизни населения и развитие научно-технического прогресса, поэтому они занимают центральное место в системе управления отдельным предприятием, экономикой региона и экономикой страны.

Как указал Конституционный Суд РФ[16], возможность и необходимость государственного регулирования цен прямо вытекает из предписаний Конституции РФ[17], согласно которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), а установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71).

Государственное регулирование цен осуществляется путем прямого воздействия государственных органов на формирование стоимости товаров, работ и (или) услуг.

Рассматривая прямые (административные) методы воздействия в сфере ценообразования, следует отметить односторонность государственно-властного воздействия субъекта управления на объект. Прямое воздействие государства в лице его административных органов на экономические отношения, в том числе в сфере ценообразования, осуществляется в целях реализации социальных и экономических функций государства, защиты экономических интересов производителей и потребителей продукции, товаров, услуг, для создания условий рыночного равновесия[18]. Методы прямого административного воздействия в сфере ценообразования характеризуются:


- прямым воздействием на волю производителя (поставщика) продукции, товаров, услуг (обязывают выполнять в соответствии с установленными законодательными или иными правовыми актами). В идеальном варианте воли управляющих и производителя (поставщика) должны совпадать. И здесь очень важно, чтобы регулирование осуществлялось с учетом интересов участников регулируемых общественных отношений (принцип достижения баланса экономических интересов участников рынка);

- прямым воздействием на волю потребителей (покупателей) продукции, товаров, услуг (цена определена государством, «торг не уместен»). При этом органы регулирования должны учитывать социальные интересы общества, особенно незащищенных его слоев;

- применением принудительных мер за нарушение порядка ценообразования[19].

Прямое государственное регулирование в сфере ценообразования - регулирование цен на товары, продукцию и услуги органами исполнительной власти посредством установления обязательных для применения хозяйствующими субъектами основ ценообразования и правил регулирования цен и путем вмешательства исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в процесс формирования цен на товары, продукцию и услуги. К прямым методам государственного регулирования цен относятся следующие: замораживание цен; установление фиксированных цен, предельных максимального и минимального уровня цен, предельного уровня (норматива) рентабельности, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам, базовых и гарантированных цен; декларирование цен. Эффективность перечисленных методов установления цен зависит от конкретно-исторических условий для их применения[20].

Имеется мнение о том, что регулируемые цены - это «цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия»[21]. С данным мнением можно согласиться, но только при условии замены термина «складывающиеся» на термин «устанавливаемые».

Рассматриваемые цены не могут «складываться», они устанавливаются или регулируются уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления и должны отвечать следующим правовым критериям:

1. Государственное регулирование цен возможно только на основании федерального закона. Например, регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».