Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенно иной подход подлежит применению в случаях, когда имеет место существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны, по сравнению с теми, которые имели место при заключении договора. В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ стороны могут изменить условие о цене соглашения, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа. Причем речь идет о таких существенных изменениях обстоятельств, которые изменились настолько, что если бы стороны могли их разумно предвидеть, то они бы не заключали этот договор, либо закладывали в его содержание другую приемлемую цену[48].

В тех случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из содержания условий договора, надлежащее исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Соответствующие ссылки на закрепленное в п. 3 ст. 424 ГК РФ общее правило содержатся в ГК РФ, к примеру, применительно к договору подряда (п. 1 ст. 709 ГК РФ), при определении размера вознаграждения поверенному (п. 2 ст. 972 ГК)[49]. Согласно п. 54 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[50], если цена определяется исходя из сравнимых обстоятельств, наличие таких обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и не достижения сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным[51].

Споры о цене, возникающие при расчетах за переданные товары, оказанные услуги, выполненные работы, стороны вправе передать на рассмотрение суда. Иначе решается вопрос о подведомственности суду споров о цене, возникших при заключении договора. Это зависит от степени свободы волеизъявления сторон. В тех случаях, когда существует обязанность одной из сторон заключить договор, и при этом возникает спор о цене, то он подведомствен арбитражному суду. Если же такая обязанность отсутствует, то спор о цене может разрешаться судом только в том случае, когда стороны достигли соглашения о передаче спора арбитражному суду[52].

Наряду с этим правила об отдельных видах возмездных договоров императивно исключают возможность применения п. 3 ст. 424 ГК РФ. Например, при отсутствии в договоре продажи недвижимости согласованного условия о конкретной цене объекта недвижимого имущества, договор о его продаже считается незаключенным (п. 1 ст. 555 ГК). Аналогичное правило действует в отношении договора аренды здания или сооружения при отсутствии в содержании договора условия о размере арендной платы (п. 1 ст. 654 ГК РФ). Невозможно применить это правило и при продаже индивидуальной вещи (произведения живописи, поделки народного промысла и пр.), поскольку применительно к ним нет аналогичных товаров[53].


Таковы общие правила определения цены как условия возмездного договора, получившие закрепление в действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законах.

Вывод по 1 главе.

Регулируемая (административная) цена - это денежное выражение стоимости предмета договора, установленное нормативными правовыми актами уполномоченных на то государственных органов и (или) органов местного самоуправления в случаях, определенных федеральными законами.

В целях систематизации федеральных законов, определяющих случаи, когда при расчетах применяется регулируемая (административная) цена, по нашему мнению, требуется разработка единого Федерального закона «Об основах ценовой политики Российской Федерации».

Принятие базового системообразующего закона станет логическим завершением исторического процесса по формированию правовой основы государственного управления в сфере регулирования цен (тарифов). Это позволит повысить успешность и эффективность управления процессами образования цен; защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность; определить четкие границы между сферами влияния государства и рынка на процесс формирования цен.

В настоящее время ФАС России приступила к формированию новой нормативно-правовой базы в сфере ценообразования.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что цена, как условие договора, представляет собой очень тонкий инструмент регулирования договорный отношений. Она всегда вы-ступает компромиссом между возможным и должным. С одной стороны, цена определяется через реализацию принципа свободы договора при вступлении в правоотношение равных партнеров. С другой, если на одной из сторон выступает сильная сторона, доминирующая на рынке в силу определенных обстоятельств, закон устанавливает определенные ограничения реализации принципа свободы договора путем закрепления императивных правил в интересах слабой стороны в обязательстве. Такой подход позволяет выстраивать компромисс между публичными и частными интересами, обеспечивать взаимные интересы участников гражданского оборота и его устойчивость. Границы этого компромисса постоянно меняются в зависимости от многих факторов, в том числе потребностей гражданского оборота, с целью обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения национальной безопасности, уровня правового сознания и правовой культуры в обществе и целого ряда иных факторов.


2. Гражданско-правовые особенности регулирования цен на продукцию, работы и услуги

2.1. Проблемы и особенности государственного регулирования максимальной цены договора

Согласно ст. 424 ГК РФ цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).

Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ[54], регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах...» от 28.02.1995 № 221[55] и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239[56].

Основные направления государственного воздействия — цены: на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы); услуги некоторых видов транспорта; социальные услуги; лекарства; товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрим установление максимальных и предельных цен в числе методов государственного регулирования.

Основные методы государственного регулирования цен:

- Установление тарифов (коридора тарифов), по которым должны продаваться соответствующие товары, услуги. Это касается, например, железнодорожного транспорта (см. приказ ФСТ «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта…» от 18.12.2012 № 398-т/3[57]).

- Введение предельных размеров надбавок на цены производителя (порядок ценообразования лекарств, ст. 61–63 закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ[58]).


- Определение цены комбинированным способом — расчетным путем с одновременным учетом предельной цены (закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ[59]).

Во всех случаях метод устанавливается с учетом характера регулируемых отношений. Однако, как показывает практика, метод установления коридора более эффективен по сравнению с установлением максимума (регулирование надбавок — наиболее жесткий метод, его мы не рассматриваем), поскольку не устраняет возможность применения демпинговых цен (с соответствующим низким качеством товара).

Своеобразие правового регулирования закона № 44-ФЗ заключается в применении как метода установления предельных цен (верхней ценовой границы), так и метода определения цены на торгах с установлением расчетного максимума (начальной цены).

В рамках системы, установленной законом № 44-ФЗ, начиная с 01.01.2016 вводится нормирование (ст. 19 закона № 44-ФЗ). Под этим понятием имеются в виду 2 вида мер, направленных на предотвращение закупки предметов, обладающих избыточными потребительскими свойствами:

- установление требований к объектам закупки, включая установление предельной цены;

- введение лимита расходов.

Оба вида регламентации могут быть применены как по отдельности, так и одновременно.

Правительством РФ начиная с 2014 года принят ряд нормативных актов как общего, так и конкретного регулирования в этом направлении. К числу последних относится, например, постановление «Об определении требований…» от 02.09.2015 № 927[60], в котором указаны числовые значения в рублях предельных цен на ряд видов товаров.

Требование об обосновании цены договора (госконтракта) основано на принципе эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации[61] (далее — БК РФ)).

При осуществлении закупок составляется план закупок (ст. 17) и план-график (ст. 21 БК РФ). В процессе формирования плана закупок обоснованию подлежат объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки. Затем при составлении плана-графика обоснованию подлежат:

- начальная (максимальная) цена контракта;

- способ определения поставщика.

В плане-графике на основе методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567[62] (далее — методические рекомендации), также приводятся:


- Описание объекта закупки.

- Обоснование применения отраслевого регулирования (медицинское оборудование, оборонный заказ и др.), предельных цен (если они установлены).

- Применение одного или нескольких методов определения цены.

- Ее расчет.

- Исходные данные и их источники[63].

Роль нормирования, как было указано, заключается в определении требований к товару и его предельной цены, в рамках которых устанавливается начальная цена. При отсутствии нормирования цена вычисляется применимым расчетным методом. Вопрос о том, в каких областях нормирование необходимо, а в каких нет, остается на усмотрение регулирующего органа (муниципального, субъекта РФ, Правительства РФ и т. д.).

От конкретной величины цены контракта зависит возможность выбора способа закупки. Если аукцион, конкурс, запрос предложений применимы при любом значении показателя, то в других случаях существуют ограничения:

- для применения запроса котировок — при сумме не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 72 закона № 44-ФЗ);

- закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — не более 20 млн руб. (ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ);

- при закупке у единственного поставщика цена не должна превышать:

100 000 руб. — при ограничении годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93);

400 000 руб. — для учреждений (п. 5 ч. 1 ст. 93);

200 000 руб. — по некоторым лекарственным средствам (п. 28 ч. 1 ст. 93).

От способа и размера (в денежном исчислении) закупки зависят сроки размещения извещения в ЕИС (от 4 рабочих дней до 20 календарных дней до даты проведения процедуры, ст. 49, 63, 74, 83 закона № 44-ФЗ)[64].

В октябре 2016 года Минэконоразвития РФ внесен законопроект 01/05/10-16/00055623, по которому в закон № 44-ФЗ вводится новое понятие — референтная цена. Подразумевается, что это параметр, определяемый автоматически ЕИС на основе успешно (без применения неустоек) исполненных госконтрактов, — средневзвешенные расценки по аналогичным товарам (услугам). Исходя из содержания поправок, учитывать этот показатель будет необходимо при использовании любого из методов, но конкретный порядок ее учета отнесен к полномочиям Правительства РФ и других органов власти, указанных в ч. 2 ст. 2 закона № 44-ФЗ.

Очевидно, что должны приниматься во внимание как минимум несколько факторов:

- индекс инфляции;

- региональные показатели;

- коммерческие и финансовые условия планируемой закупки.

В настоящее время заказчики не ограничены в добровольном использовании цен госконтрактов, в количестве общедоступной информации (при использовании метода сопоставимых рыночных цен), но такое использование не во всех случаях будет аналогичным применению референтной цены, т. к. могут анализироваться не все имеющиеся показатели в полном объеме.