Файл: Земельный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании принятого закона «О государственной кадастровой оценке» [4] с 2018 года государственная кадастровая оценка земельных участков производится созданным в области государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки». При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков учитывается месторасположение, особенности инфраструктуры [17, с.37].

В настоящее время отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот, не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства. В том числе – в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности.

Для расчёта земельного налога муниципалитеты берут кадастровую оценку земель, которая в большинстве случаев оказывается выше реальной цены земельного участка, что приводит к завышению суммы налогового платежа [24, с.41].

Местные власти не берут во внимание инфраструктуру местоположения земельного участка.

При применении методики современной кадастровой оценки земли для исчисления земельного налога требуется доработка и многоуровневый подход к решению данных проблем [24, с.41].

Местные налоги, а именно налог на имущество физических лиц и земельный налог являются основной доходной частью бюджетов многих муниципальных образований. Одним из достоинств данных налогов является то, что их величина не зависит от финансово-экономических факторов, условий ведения бизнеса и кризисных явлений в экономике. Это объем налоговых поступлений от налога на прибыль, НДС, НДФЛ, в отличие от земельного налога и налога на имущество физических лиц, напрямую зависят от общего состояния экономике в стране. В этих условиях на первый план выходит грамотное управление местными налогами, умение пользоваться полномочиями, которые имеют местные органы власти, при установлении отдельных элементов налога [12, с.28].

Еще одним фактором, который повышает роль земельного налога в доходной части бюджетов муниципалитетов, является то, что его составляющая в общей сумме доходов была не слишком велика. Еще совсем недавно расходы на администрирование земельного налога были более затратными, чем сами налоговые поступления. Данный парадокс был связан с тем, что во многом администрирование данного налога осуществлялось по остаточному принципу. Местные органы власти просто не придавали ему большого значения и не уделяли должного внимания своим возможностям при его установлении.


Сегодня ситуация резко меняется, и поэтому рассмотрение проблемных вопросов, вопросов грамотного управления, трудностей, которые возникают при установлении и взимании земельного налога, еще очень много.

    1. 1.2. Особенности исчисления и уплаты земельного налога

Земельный налог занимает в налоговой системе Российской Федерации особое место. Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется положениями главы 31 НК РФ [2].

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) в соответствии с п.2 ст. 387 НК РФ определяют следующие элементы налога:

  • налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, основания для их применения [19, с.626].

Земельный налог является местным налогом и одним из источников доходной части местных бюджетов.

Элементы земельного налога и налогоплательщики представлены в таблице 1.2.

Земельный налог обязаны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения [14, с.269].

К организациям - налогоплательщикам могут относиться, например гаражно-строительные кооперативы и садоводческие некоммерческие товарищества. Кроме этого, налогоплательщиками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории Российской Федерации. При этом не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таблица 1.2

Элементы налога и налогоплательщики [2]

Элементы налога

Определено НК РФ для земельного налога

Общие положения

Устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налогоплательщики

Организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненно наследуемого владения

Налогооблагаемая база

Кадастровая стоимость

Ставка налога

В соответствии с НК РФ не могут превышать 0,3% для земель с/х назначения, личного подсобного хозяйства, занятых жилищным фондом, а также ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, 1,5% в отношении прочих земельных участков

Налоговый период

Календарный год

Отчетный период

Первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Срок уплаты

Для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим, а авансовых платежей ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября)

Налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Источник: составлено автором на основании [2]

Объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в пределах муниципальных образований и городов федерального значения, на территории которых введён налог.

Налоговый кодекс РФ в п.2 ст.389 [2] предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Налоговые ставки определяются представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения) и закрепляются в нормативных правовых актах муниципальных образований или городов федерального значения. Такие локальные ставки не должны превышать предельных значений ставок, установленных на федеральном уровне.

Так, в соответствии со ст. 394 Налогового Кодекса РФ предельная ставка налогообложения определена в размере 0,3 % и 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка [13, с.64].

Выбор процентной ставки зависит от использования земли и ее назначения, представленных в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Размер предельных налоговых ставок, установленных НК РФ [2]

Ставка, %

Объекты налогообложения

0,3

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли, предусмотренные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

3) земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства;

4) земли жилищного фонда;

5) земли, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности Российской Федерации и таможенных нужд;

6) земли, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство

1,5

прочие земельные участки

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ [2].

Понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости дано в ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - это стоимость, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки [4].


Специфические вопросы определения налоговой базы, в т.ч. связанные с изменением по разным причинам кадастровой стоимости земельных участков, устанавливаются ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Для определения кадастровой стоимости и возможной корректировки в ту или иную сторону государственная оценка повторяется регулярно - не реже 1 раза в 5 лет [2].

При исчислении земельного налога налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарный год).

Сведения о кадастровой стоимости содержатся в ЕГРН, получить которые можно на официальном портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. С 1 января 2019 года она равняется полной стоимости участка, зафиксированной в базе данных ЕГРН [9, с.202].

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом принадлежащим им участке земли. В то время как для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами (на основании сведений, предоставленными Росреестром).

В общем виде размер годового земельного налога определяется по формуле (1) [9, с.203]:

ЗН = Кст×Д×Cт×Кв, (1)

где Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – размер доли в праве на земельный участок;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу устанавливаются как на федеральном, так и на местном уровне и представляют из себя конкретное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ) [2].

При расчете земельного налога налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков

То есть, если площадь земельного участка составляет не более 600 кв.м. – земельный налог взыматься не будет, а если площадь земельного участка превышает 600 кв.м – земельный налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.


Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является: Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы; инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства; ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий; лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний [14, с.271].

Следует отметить, что органы местного самоуправления традиционно освобождают от налогов либо социально уязвимые категории граждан, такие, как инвалиды или многодетные семьи, либо организации, финансируемые из местного бюджета. Некоторые органы местного самоуправления вообще воздерживаются от установления налоговых льгот на местном уровне.

При всем этом срок подтверждения не может быть позже 1 февраля года, последующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ) [2].

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым периодом для земельного налога является календарный год.

Отчетность сдается плательщиками до первого февраля года, идущего за оконченным налоговым периодом. Если срок сдачи отчета выпадает на выходной, то декларация подается в ближайший рабочий день.

Перечень установленных налоговых льгот по земельному налогу своеобразен и требует внимательности при их применении (8 п. 5 ст. 391 НК РФ) [2].

Рост цен на землю непосредственно влияет на увеличение ставок земельного налога и размер арендной платы. Поэтому в перспективе можно прогнозировать значительное увеличение сумм платы за землю в РФ, особенно несельскохозяйственного назначения, которое необходимо учитывать при расчетах экономической эффективности инвестиционных проектов.

  1. 2. РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА КАК ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

    1. 2.1. Анализ динамики сумм поступлений земельного налога в бюджет г. Москвы

Земельный налог регулируется Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (ред. от 26 декабря 2018 года N 36) [5].


Смотрите также файлы