Файл: Земельный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Длительное время в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости информации о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики по земельному налогу определялись на основании государственных актов, свидетельств, актов органов государственной власти или местного самоуправления и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу закона о государственной регистрации недвижимости [22, с.202].

Данное положение вытекает из положений старого Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нового Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о том, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу старого закона о государственного регистрации, признаются действительными при отсутствии государственной регистрации в ЕГРН, однако нередко складывается ситуация, когда информация, к примеру, органа местного самоуправления о наличии у лица прав на определенный земельный участок может не соответствовать сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости относительно этого же земельного участка [24, с.40].

В настоящее время данная проблема урегулирована на уровне ведомственных актов, разъяснительных писем Федеральной налоговой службы, но не на законодательном уровне.

Объектом налогообложения земельным налогом согласно ст. 389 НК РФ [2] признаются земельные участки на территории соответствующего муниципального образования, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, а также отдельных категорий участков, ограниченных в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

При этом большое количество земельных участков, которые объективно не могут быть объектом налогообложения, например, земельные участки, относящиеся к землям запаса, или земельные участки под кладбищами, в указанный перечень не включены [17, с.36].

Не до конца ясны мотивы законодателя при создании двухуровневой системы органов местного самоуправления оставить полномочия в сфере земельного налога у органов местного самоуправления сельского поселения – притом, что наиболее важные полномочия в сфере земельных отношений, в т.ч. по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по муниципальному контролю – переданы на уровень муниципального района. И дело даже не том, что на территории соседних, но относящихся к разным сельским поселениям деревень ставки земельного налога могут существенно отличаться, а в том, что орган местного самоуправления сельского поселения не всегда обладает необходимыми ресурсами для реализации своих полномочий в налоговой сфере [22, с.203].


Получение информации о кадастровой стоимости объекта. Представленная проблема так же является одним из наиболее часто встречающихся недостатков при определении налоговой базы. Земельный кодекс Российской Федерации различает два вида стоимости земельного участка – кадастровую и рыночную [1].

В целях определения налоговой базы по земельному налогу используется кадастровая стоимость, которая определяется а результате государственной кадастровой оценки. Рыночная стоимость определяется а соответствии Законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Методики, используемые для определения этих двух показателей, различны, что приводит к возникновению двух стоимостей одного и того же земельного участка. Действующими нормативными актами предусмотрено, что кадастровая стоимость имеет правовое значение лишь для цепей начисления земельного налога. А на практике она зачастую сильно отличается от рыночной стоимости.

Таким образом, проанализировав современное законодательство о земельном налоге, можно сделать вывод, что оно традиционно развивается на стыке налогового и земельного права. И основная проблема в сфере земельного налога – несогласованность норм земельного и налогового права [17, с.37].

Представляется, что внешнее проявление данной проблемы - низкая собираемость земельного налога.

Решить данные проблемы сможет инвентаризация земельных участков, которая поможет выявить «захваченные», или, напротив, свободные земельные участки, которые могут быть выставлены на аукцион в целях пополнения местного бюджета, а также активизация органов муниципального земельного контроля.

В отдельных случаях, напротив, наблюдается проблема завышенной кадастровой оценки земельных участков, что непропорционально увеличивает налоговую нагрузку отдельным гражданам и организациям. Указанная проблема решается правообладателями земельных участков путем обращения в компетентные органы в целях установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

Представляется, что как налоговое законодательство недостаточно согласуется с земельным, так и органы федеральной налоговой службы недостаточно продуктивно взаимодействуют с органами, осуществляющими предоставление земельных участков и с органами муниципального контроля.

Так, нередки случаи, когда гражданину приходят квитанции об уплате земельного налога в отношении земельных участков, правообладателями которых он не является – например, земельный участок был получен на основании решения органа местного самоуправления, после чего был изъят [18, с. 619].


Представляется, что для решения указанной проблемы необходима организация совместной работы, тесного сотрудничества налоговых органов с органами местного самоуправления и органами государственной власти, осуществляющие функции в сфере земельных отношений на всех уровнях.

Основные проблемы земельного налога и пути решения представлены в таблице 2.5.

Можно выделить также следующие основные направления совершенствования земельного налога в России:

  1. повышение поступлений от земельного налога в местные бюджеты;
  2. усиление взаимосвязи земельного налога с решением социально-экономических проблем территорий Российской Федерации;
  3. увеличение ставок земельного налога для пустующих земель;

Таблица 2.5

Проблемы земельного налога и пути их решения [15, с.24]

Проблемы

Пути решения

Земельный налог слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных мето­дов земледелия

Посредством налогового регулирования не­обходимо создать условия, при которых бу­дет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одно­временно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования

В доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установ­ленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ста­вок

Нужно пересмотреть действующие ставки земельного налога в сторону увеличения и установить их в размере, соответствующем дифференциальной ренте, связанной плодо­родием и местоположением земель. Это бу­дет способствовать лучшему использованию земли

В целях необходимости проведения кадаст­ровой оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюд­жета, что, несомненно, представляет опреде­ленные трудности

Рассмотреть вопрос о предоставлении на фе­деральном уровне права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков

Довольно часто налогоплательщики в уста­новленный законодательством о налогах и сборах срок сознательно не представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета

В целях усиления действенности мер за на­рушение законодательства о налогах и сбо­рах необходимо внести изменения в ст. 119 НК РФ и увеличить размер штрафа за непредставлении налогоплательщиком в уста­новленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации

Использование ряда земельных участков не по целевому назначению, отсутствие досто­верной информации по некоторым владель­цам земельных участков в базах данных

Проведение в каждом муниципальном обра­зовании мероприятий по взаимодействию налоговых органов и органов муниципаль­ных образований по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу


  1. увеличить процент сбора земельного налога с земельных участков, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома;
  2. установление более прозрачных критериев кадастровой оценки земли;
  3. обновление базы данных земельных участков. Для повышения эффективности собираемости земельного налога необходимо создать единую электронную базу земельных участков;
  4. введение платы за перевод земельных участков из одной категории использования в другую;
  5. повышение эффективности земельного контроля может быть достигнуто увеличением количества инспекций земельных участков на предмет законного и целевого использования;
  6. увеличение предельной налоговой ставки для прочих земельных участков с 1,5% до 3% РФ.

Перспективы дальнейшего совершенствования земельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, спо­собного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5-2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ­ления [10, с. 294].

Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступле­ний по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в зако­нодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земель­ные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражаю­щую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за со­стоянием земельных участков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, можно отметить, что земельный налог в России характеризуется длительной историей становления. Земля с древнейших времен является основным источником богатства. Земельный налог представляет из себя первую форму прямого налогообложения, который изначально носил чрезвычайный характер, но вскоре принял постоянную и регулярную основу, что способствовало облегчению работы налоговых органов и поступлению денежных средств в бюджет. Постоянно вносимые изменения должны ликвидировать пробелы в законодательстве.


Земельный налог относится к местным налогам, с его помощью формируется доходная база муниципальных образований, хотя по своему экономическому содержанию он ближе к ресурсным налогам. Земельный налог является прямым, и взимается с пользователей и собственников земельных участков, исходя из их кадастровой стоимости.

Основной целью введения земельного налога является стимулирование рационального землепользования и повышение плодородия почв; согласование социально-экономических условий хозяйствования на землях разного назначения; развитие инфраструктуры в населенных пунктах; формирование специальных фондов для финансирования этой деятельности; освоение и сохранение земель.

Чтобы оптимизировать взимания земельного налога, необходимо принять меры для создания эффективной оценки земель и их постановке на кадастровый учет, с тем чтобы снизить недоимки по земельному налогу, что позволит существенно пополнить доходную часть муниципальных бюджетов. Поскольку многие земли остаются неиспользованными, целесообразно максимально использовать земельные ресурсы в хозяйственном обороте и стимулировать инвестиционную деятельность в сфере недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.

Необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования исчисления и уплаты налогов является важнейшим элементом налогового законодательства.

С увеличением собираемости местных налогов, в частности земельного налога, увеличится объем доходов муниципального образования, что позволит максимально использовать налоговый потенциал города для эффективного и устойчивого развития экономики, будет способствовать повышению уровня жизни и платежеспособности населения.

Стоит отметить, что земельный налог, даже в том виде, в котором он существует сейчас является реальным механизмом при помощи которого муниципальные органы власти стимулируют развитие отдельных территорий и микрорайонов, направляют это развитие в нужное русло, необходимое всем жителям. Для принятия грамотных решений, необходимо создание единой системы управления недвижимостью, которая объединит в себе все заинтересованные в ней государственные структуры.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2019).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2019).
  4. Закон РФ «О плате за землю» [Электронный ресурс]: от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2019).
  5. О государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (рел. от 29.07.2017)// КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2019).
  6. Закон г. Москвы  от  24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (ред. от 26 декабря 2018 года N 36) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2019).
  7. Абакарова Р.Ш. Земельный налог в системе налогообложения РФ // Вопросы региональной экономики.-2019. -№ 2 (39).- С. 101-106.
  8. Балабенко Е.В. Генезис земельного налогообложения / Е.В. Балабенко // Экономика строительства и городского хозяйства.- 2015.- Т. 11.- № 4.- С. 131-136.
  9. Балахничева Л.Н. Роль земельного налога в пополнении доходной части консолидированного бюджета России / Л.Н. Балахничева, Л.С. Балахниева// Финансы. - 2017. - № 3. - С. 49-52.
  10. Гришко Л.А. Земельный налог как основная форма платы за землю // В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика.- 2019.- С. 201-204.
  11. Дикаева Л.Х. Земельный налог: роль в формировании местных бюджетов и основные проблемы исчисления и уплаты // Труды Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова.- 2018.- № 16-17.- С. 288-295.
  12. Корчагин П.Ю. Земельный налог / П.Ю. Корчагин, А.Р. Хаметова // В сборнике: Формирование финансово-экономических условий инновационного развития.- 2017.- С. 102-105.
  13. Литвинова С.А. Значение земельного налога в части доходов бюджета муниципалитетов: проблемы и пути повышения его эффективности / С.А. Литвинова, Д.В. Лиманская // Актуальные проблемы современности: наука и общество.- 2015.- № 1 (6).- С. 27-30.
  14. Лопастейская Л.Г. Земельный налог: изменения в 2018 году / Л.Г. Лопастейская, Ю.М. Гуляева // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества.- 2018.- С. 63-66.
  15. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов / Л.Н. Лыкова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. - 376 с.
  16. Мальмакова Е.В. Земельный налог: современные тенденции и перспективы развития // В сборнике: Бюджетно-налоговая политика: проблемы и перспективы развития.- 2017.- С. 23-26.
  17. Мельникова Н.П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.П. Мельникова [и др.]. – М.: Юрайт, 2019. - 317 с. 
  18. Никольская В.А. Земельный налог: проблемы кадастровой стоимости // Вестник современных исследований.- 2019.- № 4.8 (31).- С. 35-38.
  19. Осипенко Д.К. Роль земельного налога в формировании муниципальных бюджетов // Форум молодых ученых.- 2018.- № 12-3 (28).- С. 614-618.
  20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. - 734 с. 
  21. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.Б. Поляк [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. - 385 с.
  22. Порецкова К.Н. Основные проблемы установления и взимания земельного налога в Российской Федерации // В сборнике: Новеллы права и политики. -2019.- С. 204-206.
  23. Самтенко М.Г. Проблемы применения и развития законодательства о земельном налоге / М.Г. Самтенко // В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России.- 2018.- С. 200-204.
  24. Смирнова О.С. Совершенствование порядка исчисления и уплаты земельного налога в Российской Федерации // В сборнике: Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения.- 2016.- С. 351-358.
  25. Сотникова А.Н. Актуальные проблемы кадастровой оценки земли для исчисления земельного налога в РФ // Вестник ИМСИТ.- 2018.- № 4 (76).- С. 39-41.
  26. Тайсумова Х.В. Роль земельного налога в налоговой системе Российской Федерации // Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2016.- № 61.- С. 45-47.
  27. Ульянова Е.В. Земельный налог в Российской Федерации и оценка его роли в формировании доходов местных бюджетов // В сборнике: Наука молодых - будущее России.- 2017.- С. 402-404.
  28. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // Налоговая аналитика.-2019.-URL: https://analytic.nalog.ru/ (дата обращения 20.10.2019).

Смотрите также файлы