Файл: « Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Содержание 2

Введение

Глава 1. Профессиональная пригодность и ее роль в структуре ППО. 4

1.1Понятие психологической и профессиональной пригодности. 4

1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в профотборе 8

Глава 2. Диагностические методы профессиональной пригодности. 14

2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов 14

2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов 16

Глава 3. «Мотив достижения и инициативное, ответственное отношение к деятельности» - как основной показатель в отборе профессиональной пригодности. 20

3.1 Взаимосвязь понятий – «мотивация, инициатива, ответственность» - с понятием «воля» в исследовании. 20

3.2 Основные цели, методы, этапы и результаты исследования. 24

Заключение

Введение

Человечество вошло в век высокой цивилизации, требующей суперпрофессионализма от каждого, кто хочет добиться высоких результатов в карьере. Трудовая активность человека ограничена его физическими возможностями, и поэтому, чем раньше он постигнет свою профессию должным образом, тем дольше успешно проработает на трудовом поприще. Профессиональная пригодность не присуще человеку изначально, она формируется в процессе профессиональной деятельности при положительной мотивации. Сильная мотивация уменьшает отрицательные проявления нервной системы и темперамента, а также способствует более полному использованию типологических возможностей человека, компенсирует недостаточно выраженных способностей, и дает возможность добиться успеха в трудовой деятельности. Творческий потенциал человека в труде тесно связан с высокой мотивацией, которая способствует раскрытию способностей человека и достижению наивысшего уровня духовного развития. Высокая мотивация определяет перспективу профессионального развития индивидуума и деятельности: некоторые компоненты профпригодности или БВК могут быть образованы под ее влиянием. И, если мотивация слабая, то если даже человек «создан» для этой профессии, он не станет мастером своего дела. Изучая мотивацию можно понять побудительные силы трудовой деятельности людей, личностные факторы регуляции поведения и действий в труде. Как правило в обыденной жизни мы видим, что если человек заинтересован каким-нибудь делом, то он проявляет к нему особое внимание. Таким образом, заинтересованная личность стремиться в этой области получить высокий результат, уделяет ей больше внимания и сил, получая при этом удовлетворение от проделанной работы. При такой деятельности у человека развиваются профессиональное мастерство. Получается, что-то к чему личность проявляет постоянной интерес становится объектом ее инициативного и ответственного отношения, то есть мотивация, основанная на интересе, составляет сущность ответственного и инициативного отношения к работе. При этом, если личность имеет высокие показатели мотивации в поведении и действиях, если у него развита потребность в достижении, и если ему присуще устойчивые волевые качества, то она, как правило, добьется больших успехов в работе, чем те, которые имеют такие же способности «в рассматриваемой профессии», но с менее выраженным стремлением к достижению «с низким показателем мотивации и инициативы». Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод и выдвинуть гипотезу: «Наиболее пригодными специалистами будут те, у кого выражен мотив к достижению и инициативное, ответственное отношение к деятельности».


Цель исследования – на практике использую диагностические методики, выявить наиболее пригодных специалистов, далее провести исследование их мотивационной сферы и инициативного отношения к работе (определить их социально-психологические установки мотивационной потребности сферы, силу воли, мотивацию к успеху). С помощью полученных результатов провести анализ и сравнить показатели в данной деятельности. Выше обозначенный анализ позволит нам сделать вывод – является ли основным показателем профессиональной пригодности высокий показатель мотивации к достижению и инициативное, ответственное отношение к деятельности.

После определения цели исследования необходимо выяснить объект и предмет исследования: объект исследования – специалисты, работающие в сфере торговли; предмет исследования профессиональная пригодность специалистов и ее основные критерии, уровень мотивации к достижению, волевые качества – ответственность и инициатива.

Для выполнения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы целесообразно решить такие задачи как: вникнуть в основные понятия, осуществить выбор методик, определить наиболее пригодных специалистов, проделать дополнительные исследования мотивационной сферы, сравнить полученные результаты, обработать и проанализировать полученные данные и т.д.

Глава 1. Профессиональная пригодность и ее роль в структуре ППО.

1.1Понятие психологической и профессиональной пригодности.

Психологическая пригодность к профессии представляет собой свойство личности, о которой можно судить по следующим оценкам: успешное овладение профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба эти критерия относительны, а часто и субъективны,но только эти критерии дают возможность оценить психологическую характеристику профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность является свойством личности, ввиду того, что она, как и другие личностные свойства, возникает в процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Профессиональная пригодность формируется в самом труде, однако нужно учитывать и изучать природные предпосылки профессиональной пригодности (физиологические, психологические, социальные факторы), это дает возможность прогнозировать и указывать на пути достижения оптимального результата в каждом случае.


Каждому человеку дается возможность овладеть любой профессией, но сколько сил и какова успешность в профессиональном росте будет в будущем? Период трудовой активности человека ограничен физическими рамками, а не продуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она влияет в конечном счете на все общество в целом. Именно поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и путей её формирования является весьма актуальным в настоящее время.

Известны многочисленные случаи, когда человек искренне желающий трудиться в определенной сфере и получивший необходимую подготовку, тем не менее терпит провал, не добиваясь ни малейшего успеха. Каким образом это происходит? Проще всего предположить, что у каждого человека есть нечто вроде профессионального предназначения. Возможно в этом и кроется причина неудач, что человек пошел «не своей дорогой жизни».

Однако профессиональная предназначенность является идеей не продуктивной и не научной. Профессия и требования к психофизиологической организации человека чрезвычайно изменчивы, а сама это организация по своей сущности с присущими ей индивидуальными вариантами и особенностями, осталось на протяжении всей истории человека практически не изменой.

Успешное овладение самыми различными видами деятельности происходило и происходит на базе одних и тех же природных данных. Как известно люди не рождаются врачами, инженерами, менеджерами, юристами и даже не всегда от них зависит какие профессии им приходиться выбирать. Человек обладает громадными природными способностями, хотя и не безграничной пластичности. Людям свойственно активно приспосабливаться к очень многим профессиям и даже с полным удовлетворением. Но встречаются такие профессии, которые человеку трудно осилить, которые к психологической организации личности предъявляют повышенные требования, например, художник, водитель транспорта, танцовщик и т.д. Требования, предъявляемые профессией к человеку – объективны. На их основе можно разделить профессии на два типа.

К профессии первого типа относятся люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

Требования к профессии второго типа таковы, что доступны каждому человеку. Различия между двумя типами профессий можно свести к единому признаку и назвать «обучаемостью». Одни профессии доступны всем людям, а другие лишь единицам. Все люди отличаются по своим личным качествам один от другого, и среди этих качеств следует выделить те, которые называются профессионально ценными. Кроме того, в одном случае любое качество будут профессионально ценным, а в другом будут противодействовать успешной работе. Например, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой в одиночку и в конце концов меняет только что полученную специальность. Это факт профессиональной непригодности. Вступив на правильный путь человек «находит себя» и работает не только с успехом, но и с удовлетворением.


Вопросы профпригодности требуют разбирательств в каждом конкретном случае, ввиду того, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личностных качеств. Для человека необходим индивидуальный прием, а идея стандартизации хороша только для технических объектов.

Отсюда следует, что применительно к одной и той же работе, нельзя говорить о едином бесспорном перечне профессионально ценных качеств. Каждый работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает разными средствами слабые. В результате процесса работы появляется свой неповторимый индивидуальный стиль в работе.

Возникает вопрос, значит ли все сказанное выше, что в сфере профессионально ценных качеств и профессиональной пригодности существует неодолимая неопределенность? Нужно помнить всегда, что при каждом конкретном случае профессиональная пригодность данного конкретного человека и индивидуальные качества человека обусловлены его воспитанием, образуют целую слитную систему. И в этой системе пять основных слагаемых:

  1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека, как ячейки общества. Существуют профессии, специальности в отношении которых человек оказывается не пригодным, если требуемая группа качеств у него не развита должным образом.
  2. Отношения к труду, профессии интересны и склонности к данной области деятельности. Бывают профессии требующие ответственности в одиночку без частного внешнего контроля за исполнителем (контролерам и т.д.). Тогда на первое место выходит такая черта характера как добросовестность, ответственность и выступает как главное звено в профессиональной пригодности. Недобросовестен – не пригоден. Нет интереса к работе – не сможешь успешно работать.
  3. Дееспособность (не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами очень важными во многих и разным видах деятельности. Такие качества, как широта ума, его глубина и гибкость не повредят ни в одном виде профессии. Самодисциплина, инициативность, активность важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также и состоянием здоровья, физической силой.
  4. Единичные частные, индивидуальные способности — это личные качества важные для данной работы, например, хорошо развитый слух важен для работников искусства (певцы, танцоры).
  5. Навыки, выучка, опыт, знания.

Изложенную выше структуру легко запомнить с помощью начальных букв главных слов: ГОДЕН.


Г – гражданские качества

О – отношение к труду
Д – дееспособность общая
Е– единичные частные, индивидуальные способности
Н – навыки

Из выше изложенного следует, что у человека не может быть полностью готовой профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и трудовую деятельность. В то же время некоторые слагаемые профессиональной пригодности могут быть сформированы заблаговременно (общее дееспособность и т.д.).

Нужно различать некоторые степени профессиональной пригодности хотя бы приблизительно. Это четыре степени:

  1. Непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или вообще не преодолимой. О непригодности говорят в случае отклонения по состоянию здоровья, не совместимые с работой (по мнению врачей) в той или иной области. Принимается во внимание, что работа в данной сфере может усиливать, усугублять уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.
  2. Годность – это степень характеризуется тем, что нет противоречий в той или иной сфере труда, но и нет показаний. Иначе говоря, ни за, ни против.
  3. Соответствия (данного человека данной области деятельности) и при этом можно выделить некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии. Выбора определенной профессии или группы профессий.
  4. Призвание (данного человека в данной области). Это наивысший уровень профессиональной пригодности на данном этапе развития человека. Это степень профессиональной пригодности характеризуется тем, что в основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Это те признаки, которые выделяют человека среди его сверстников, находящихся в одинаковых условиях.

1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в профотборе

Профотбор представляет собой научно-обоснованную систему допуска претендентов к профессиональному обучению и работе. Он зависит от специфики работы, конкурса претендентов, от уровня требований и надёжности работы и т.д.

Профотбор делится на несколько этапов, связанных между собой, а именно:

1. Выявление требований к кандидату. Психологическое изучение профессии помогает раскрыть внутреннюю структуру деятельности, перечень психических и психомоторных процессов складывается в целостную картину с взаимосвязанными деталями.

Итогом изучения (проффессиография) является подробная характеристика профессии - профессиограмма и психограмма.