Файл: « Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из первых является принцип комплексности оценки, который требует всестороннего анализа и обсуждения всех данных о человеке, используя его частные психологические и психические свойства, так и в целом. При такой оценке необходимо учитывать взаимокомпенсированность отдельных качеств человека, их взаимосвязь.

Так называемый личностно-деятельный принцип (основной в методологии принципов профотбора) требует разработки критериев оценки профпригодности по результатам профессиографического исследования для каждой конкретной специальности. Этот принцип имеет свою научно-техническую основу и состоит из конкретных методов исследования.

Принцип объективности оценки профпригодности использует не только стандартные процедуры, но и учитывает все сведения о специалисте и их перепроверяет.

Обоснованность оценки профпригодности, принцип, который лежит в основе тех специальностей, для которых уже установлена конкретная зависимость успешности обучения и дальнейшей профессиональной работы. Кроме того, применяя ППО в промышленности и в структурах управления, многолетний опыт США продемонстрировал чрезвычайно высокую его эффективность. Например, отсев непригодных в процессе обучения уменьшался с 30-40% до 5-8%; аварийность по вине персонала снизилась на 40-70%; надёжность систем управления повысилась на 10-25%; затраты на подготовку уменьшились на 30-40%.

Главный показатель эффективности диагностических методик в ППО - коэффициент валидности. Этот коэффициент определяется корреляцией диагностических оценок и значений какого-либо критерия профессиональной успешности. Получается, чем выше валидность, тем без ошибочнее прогноз успешности по итогам диагностики.

Оценку эффективности методик на основе валидности можно дать с помощью различных подходов:

1. Оценка процесса успешно работающих среди принятых. Зная валидность диагностического метода, квоту отбора (отношение соискателей на место и число вакансий), базисную квоту (даётся потенциально-пригодных индивидуумов из числа претендентов), то легко определить число успешно работающих, отобранных с использованием диагностической методики и принятых на работу.

2. Оценка эффективности инвестирования средств в отбор персонала оценивается как анализ и "издержки - прибыль". К настоящему времени созданы оценки эффективности способов отбора персонала без учёта базисной квоты. Эти методы позволяют определить экономический выигрыш.

Изучив и рассмотрев показатели эффективности основных диагностических методик, приступим к рассмотрению главных методов диагностики профессиональной пригодности.


2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов

Рассмотрим ключевые методы диагностики профпригодности. Первый метод устанавливается в рамках определения профпригодности, во втором методе - соответствие деловых личностных и профессиональных качеств работника требованиям предлагаемой работы. Для создания профессионального отбора на обоснованной платформе надо:

1) Провести профессиографические исследования;

2) Определить списки ПВК, необходимые для работы и подлежащие измерению и оценке (психограмма);

3) Написание методик определения профпригодности кандидатов в процессе отбора на предлагаемую должность;

4) Комплектация специального кабинета и обучение специалистов для проведения процедуры профотбора.

Профессиографические исследования представляют собой изучение и анализ условий содержания и опасностей некоторых видов работ. Профессиограмма как заключительный этап профессиографического исследования, включает в себя список ПВК и требований необходимых для успешного выполнения работы.

В психологии труда для определённой профессиональной деятельности различные личностные качества выделяются и оцениваются по важности для данной деятельности. Каждый вид работ имеет свой список профессиональных качеств.

Проведённые исследования дают возможность выделить и рекомендовать 4 группы профессиональных качеств:

а) Профессиональные знания:

- знания, умения, навыки безопасного выполнения работ, которые входят в должностные обязанности;

- знания и умения, позволяющие предупреждать и ликвидировать опасные ситуации.

б) Деловые качества:

- дисциплинированность, ответственность;

- честность;

- компетентность, инициативность;

- целеустремлённость;

- самостоятельность, решительность.

в) Индивидуально-психологические и личностные качества:

- мотивационная заинтересованность;

- показатель интеллектуального уровня;

- эмоциональная и нервно-психическая стабильность;

- внимание;

- мышление (качество мыслительной деятельности, стремление к обучению);

- дипломатичность в общении, стиль поведения, склонность к алкоголю, наркотикам;

г) Психофизеологические свойства:

- стойкость, трудоспособность;

- острота зрения, глазомер;

- цветовосприятие;

- острота слуха;

- распознавание запахов;

- сенсомоторная реакция (скорость, точность).

Нужно учитывать, что вышеуказанный список является приблизительным. При исполнении профессиографических исследований по определённым видам профессии в список вносят соответствующие изменения или вообще составляется новый перечень.


Оценивать ПВК качеств претендента предлагается следующими приёмами: экзамен, экспертные оценки, ситуативные методы, психологическое тестирование, инструментальные измерения. Кратко их рассмотрим.

Экзамен - проводится, опираясь на уровень профессиональных знаний, навыков с помощью устного или письменного испытания, используя тесты, изготовленные по стандарту.

Экспертные оценки - проводятся с использованием общих характеристик претендента, при опросе определённого круга лиц, с которыми хорошо знаком испытуемый (коллеги, руководитель и др.). Он состоит из опроса, интервью, заполнения анкет, отработки и оценки результатов опроса. Эффективность интервью зависит от уровня подготовки человека, который проводит интервью и от техники проведения. Обычно на практике используется, так называемое полуструктурированное интервью, т.е. интервью, в котором основные темы и часть вопросов интервью, определяются загодя, при подготовке плана интервью.

В зависимости от преследуемых целей выделяется 2 вида интервью:

  1. При оценке кандидата при приеме на работу интервью, как правило, содержит: происхождение, образование, профессиональная карьера, самооценка, цели, планы на будущее и т.д.

В рамках интервью, помимо решения задач диагностики, соискателю сообщается информация о интересующем его предприятии, о вакансии, т.е. даются ответы на занимающие его вопросы. Данная информация согласуется с руководством подразделения и предприятия.

Содержание интервью определяет переход от темы к теме. Интервью позволяет увидеть не только профессиональные наклонности кандидата, но и проследить за его манерой разговора и его поведением.

  1. В рамках развития работающего персонала для его оценки. В этом случае тематика интервью меняется. Согласно этому интервью, составляется документ, который в дальнейшем только пополняется данными о новых событиях в работе персонала.

Ситуативные методы диагностики в своей основе имеют методы наблюдения за поведением конкурсантов в инсценированных ситуациях. Каждый из этих методов состоит соответственно из двух частей: создаваемая ситуация и умение наблюдать. Существуют следующие разновидности ситуативных методов: «почтовая корзина», », доклады и презентации, ролевые игры, групповые дискуссии, анализ случаев («кейс метод»), игры на планирование, сценарный метод.

Методы отбираются по предварительным анализам деятельности так, чтобы с провоцируемых ситуациях проявлялись наиболее выпукло требуемые важные профессиональные качества. Такие ситуации обычно находятся под управлением опытного, заранее подготовленного, модератора.


Психологическое тестирование использует стандартные вопросы. Оно состоит из стандартных тестов, процедуры тестирования и оценки результатов. Использование тестов очень удобно, так как у них высокий уровень методической разработанности. Для каждого испытуемого достаточно трех-четырех методик. Необходимо чтобы набор этих тестов дал возможность создать целостный портрет и осветил разные стороны личности.

Наборы этих методик могут иметь тесты следующего содержания: мотивы труда, оценки интеллектуального развития, эмоциональной сферы, индивидуально психологических качеств, качеств руководителя.

Практикой доказана эффективность психодиагностической модели. В течении 5-20 лет отслеживались судьбы людей, которым давались рекомендации по выбору профессии. В случае, когда исследования проводились специально обученными психологами, тесты показали высокую прогностическую надежность.

Следующий метод, метод инструментального наблюдения. Качества и физиологические параметры измерялись непосредственно с помощью аппаратных средств.

Профессиональные знания оцениваются обычно в виде экзамена по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Эта оценка может быть в устной или письменной форме, а также в автоматизированном варианте.

Экспертным путем, используя специальные анкеты, оцениваются деловые качества претендентов. Экспертами в этом случае выступают лица, которые хорошо знаю претендента по совместной работе. Лучше всего взять три эксперта на каждый уровень: вышестоящие руководители, коллеги, починенные.

Для индивидуально психологических, психофизиологических личностных качеств претендентов используют методы психологического тестирования, иногда включая инструментальные измерения.

Психологическое тестирование может быть, как в бланковом, так и в автоматизированном варианте. Количество тестов для этого обследования берется с учетом требований к уровню развития профессионально важных качеств претендента.

Заключение, записанное в листе согласований, делается по результатам психологического тестирования. Оно представляет собой развернутую характеристику, в которой отражены основные индивидуально психологические особенности кандидата, его сильные и слабые стороны и т.д.

Глава 3. «Мотив достижения и инициативное, ответственное отношение к деятельности» - как основной показатель в отборе профессиональной пригодности.


3.1 Взаимосвязь понятий – «мотивация, инициатива, ответственность» - с понятием «воля» в исследовании.

В первую очередь следует выяснить основные понятия, связанные с интересующим нас исследованием. Понятия «мотивация», «инициатива», «ответственность» неразрывно связаны с понятием «воля». Воля связана с сознательной целеустремленностью человека, с преднамеренностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией, она связана с само инициаций действий и их самоорганизацией.
Понимание воли возможно только а основе учета ее полной функциональности как механизма сознательного и преднамеренного управления человеком – своим поведением. В этой связи более правильно представляется рассматривать волю не только как мотивацию, но и как существенную часть произвольного управления, мотивация составляет с волей единое целое, так как без мотивации нет вол, но функция воли не сводится только к побуждению активности человека, а скорее, как к продолжению действий.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя: самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль, и самостимуляцию.

Без сомнения, те, у кого развита потребность в достижениях, добиваются больше в работе, чем лица с такими же способностями, но с менее выраженными стремлениями к достижению. Можно предположить, что в основе такого поведения лежит инициатива, целеустремленность и предприимчивость в отношениях к действиям. Но самой по себе результирующей мотивационной тенденции (ценности того, что человек хотел бы осуществить и ожидании того, что это будет достигнуто), еще недостаточно для того, чтобы соответствующая ей цель стала обязательной в том смысле, что человек начал стремиться к ее достижению. Результирующая тенденция должна приобрести характер замысла действия, иначе говоря, должно образоваться «намерение».

Судя по всему, результирующих мотивационных тенденций у людей возникает больше чем у намерений. Если отталкиваться от того, что статуса намерения достигают не все наши мотивационные тенденции, то должен существовать некий особый процесс, регулирующий переход от мотивационных процессов к волевым.

Можно принять существование двух друг за другом следующих переходов между мотивацией и действием: образование намерения и инициирования действия. Два главных перехода на пути от мотивации к действию можно увидеть в схеме один.

Первый переход – образование намерения, он разделяет процесс мотивации и волевой процесс как два различных состояния сознания.