Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие организационной культуры).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры
1.2 Современный этап развития организационной культуры в России
Глава 2. Особенности организационной культуры компаний в сфере ИТ
2.1 Организация исследования компаний в сфере ИТ
2.2 Результаты исследования организационной культуры организаций сферы информационных технологий
Они все более ориентируются на то, что пора уже переходить к оценке и развитию потенциала каждого работника, кто этого сам желает, т.е. к развитию той части человеческого капитала компаний, которая особенно эффективно работает в условиях системных изменений в самих компаниях и организациях. Безусловно, важно, как работник (как человек) проявляет себя сейчас, но возможно, более важно, как он может и способен себя проявить в быстроменяющейся и постоянно критической ситуации. Отмстим, что такие черты характера свойственны всей российской ментальности, поэтому формирование в современной организации совершенно иного типа работника, профессионала, нежели существовавший прежде, является вполне осуществляемой задачей.
Такой тип работника может быть отнесен к самоактуализирующимся творческим элитам, от деятельности которых зависит с тановление и упрочнение не только самой организации, но и всей становящейся в России современной информационной культуры.
Необходимость формирования интеллектуальных элит и активизация креативно-инновационных качеств работника потребовали возвращения в любую действенную развивающуюся российскую организацию значимых функций воспитания.
В рамках классической социально-философской и политологической традиции все исследователи соглашаются с реальным наличием в современных обществах политических, военных, финансовых и других элит и с тем, что существуют определенные субординации между ними. Однако отметим, что как только речь заходит о формировании и воспитании элит, все исследователи за редким исключением[2] выступают с резкой критикой этой актуальной для всех радикально изменяющихся обществ задачи.
Все знают реально существующее неравенство людей в любой стране, что дает основание для отнесения некоторых из них к творческим и интеллектуально развитым элитарным личностям, а других - к рядовым, обычным людям.
Возражать, что все люди от природы наделены разными задатками, талантами и способностями в настоящее время никто не отважится, однако формирование качеств работника, как квалифицированного специалиста определяется не только задатками индивида, но и общими социокультурными традициями общества, деятельностью социальных институтов и организаций, качествами коллективов, в которых заняты работники и, наконец, волевыми усилиями самого работника, который хочет и чаще всего может стать творческой самоактуализирующейся личностью, необходимой не только для его личной жизни, для успешной деятельности в своей организации, но и для всего современного мира.
Особое значение для формирования интеллектуальных элит имеет практика управления организации. Очень долго процесс управления традиционно строился по формуле «субъектно-объектных отношений». Наиболее прогрессивные организации еще в конце прошлого века перешли к социальным технологиям, основанным на «субъект- субъектном взаимодействии», что предполагает равноправный диалог и сотрудничество, постоянную коммуникацию субъектов деятельности. В условиях становления рыночных отношений в российском обществе особенно значимой становится проблематика коммуникационного менеджмента и сервисно-ориентированного управления. Это обеспечивает принятие и практическую реализацию социологически обоснованных решений, что способствует оптимизации управленческой системы любой организации. В современных условиях целенаправленно организованная система коммуникационных процессов становится ядром эффективного социального управления, что обеспечивает как реализацию стратегических целей организации, так и более полное удовлетворение потребностей ее основных работников.
Следует отметить, что современные технологии коммуникативной работы весьма многообразны, и их надо подбирать индивидуально, с учетом конкретной специфики организации и ее составляющих.
Нововведения кардинального характера характерные для всего российского общества вызывают изменения в деятельности всех социальных институтов и организаций и требуют мониторинговых исследований и постоянной экспертизы, обеспечивающей теоретическое осмысление происходящего и научное прогнозирование будущего всего российского общества.
Главный вывод состоит в том, что российское население с антикризисным сознанием нуждается в новых методах руководства. Творческую энергию и высокую автономность россиян нужно обязательно направлять и контролировать, для того, чтобы обеспечивать ритмическое получение результата, при этом необходимо сохранять их свободу в методах и способах достижения целей как самого человека, так и организации, в которой он действует.
Модель современного управления такими людьми в организации должна быть поддерживающей и гуманной и в ней обязательно должны присутствовать одновременно как материальные, так и нематериальные составляющие мотивации, причем эта модель управления не может полностью повторять ни западную, ни восточную модель.
Отметим, однако, что в современной России уже четко видно, что темпы роста профессионального уровня и развития профессионального и личностного потенциала современных работников отстают от темпов развития экономики страны, не меньше чем они отстают и от роста социальных рисков и непредсказуемости окружающей природной, социальной и индивидуально-личностной среды обитания не только россиян, но и всего современного человечества.
Глава 2. Особенности организационной культуры компаний в сфере ИТ
2.1 Организация исследования компаний в сфере ИТ
В исследовании приняло участие 120 человек, по 20 в шести обследуемых организациях, связанных с разработкой и внедрением программных продуктов: ФГУП ГОС Научно-исследовательский институт «Тест» (далее – ГОС НИИ
«Тест», ОАО «Промышленные информационные системы» (далее – EIS), E- legion, Научно-технический центр «Технологии информационных систем» (далее
- НТЦ), Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (далее – СПИИРАН), ООО «Научно- производственная компания «Ленпромавтоматика» (далее – НПК ЛПА).
Исследование проходило в организациях параллельно в период с 2008 по 2010 годы и включало в себя: 1) беседу с руководителем или его заместителем для получения объективной информации об организации труда 2) заполнение опросников и разработанной автором анкеты для получения субъективной информации о корпоративной культуре и удовлетворенности трудовой деятельностью работающих в организации сотрудников
В приведенной ниже сводной таблице 2.1. дается общая информация о каждой организации.
Таблица 2.1.
Общие характеристики исследуемых организаций сферы информационных технологий
Назва ние IT- орган изаци я |
Характеристики организации |
|||
Тип бизнеса |
Направление деятельности |
Возраст существ ования организ ации |
Исследуем ое подразделе ние |
ФГУП ГОС НИИ «ТЕСТ » |
Государст венный научно- исследова тельский институт, базовая организац ия Департам ента информат изации Минсвязи России |
Услуги распределенной обработки данных; Услуги управления данными и обмен данными; Программная инженерия Языки описания и обработки документов; Создание интерфейсов пользователя |
10 лет |
Сертифика ционный центр, Испытател ьно- сертификац ионный центр |
EIS |
Открытое акционер ное общество, средний бизнес |
Создание корпоративных систем комплексной автоматизации управления и электронного документооборота |
10 лет |
Департаме нт разработки информаци онных систем и департамен т техническо го контроля |
E- legion |
Средний бизнес |
бизнес-процессов,
трудоемких и наукоемких программных решений, использующих новейшие достижения в области IT- индустрии |
6 лет |
Отдел разработки и отдел качества |
НТЦ |
Малый бизнес |
информационных систем различной степени сложности и комплексности подхода.
различного масштаба.
информационных технологий и оценке возможностей их внедрения. |
7 лет |
Отдел разработки и консалтинг а |
СПИИ РАН |
Учрежде ние Российск ой академии наук |
общества и регионов, информационной безопасности
исследования информационных процессов в сложных (соци-, эко-, био-, геосистемы и др.) системах
информационных технологий для интеллектуальных систем автоматизации управления, производства и научных исследований |
33 года |
Лаборатори и интегриров анных систем автоматиза ции, лаборатори я объектно- ориентиров анных геоинформ ационных систем, лаборатори я прикладной информати ки, лаборатори я речевых и многомода льных интерфейсо в |
НПК ЛПА |
Открытое общество |
|
Отдел разработки |
с ограниче нной ответстве нностью, средний бизнес |
автоматизированного управления технологическими процессами.
автоматизированного управления технологическими процессами.
технических средств для систем автоматического управления, в том числе искрозащищенного электрооборудования |
и производст венного внедрения |
Общий профиль принявших участие в исследовании изображен на
нижеприведенных диаграммах:
Рис. 2.1. По полу
Рис. 2.2. По возрасту
Рис. 2.3. По образованию
Рис. 2.4. По должности
Рис. 2.5. По стажу работы в организации
Демографические характеристики участников исследования.
Пол:
Как видно из диаграммы (рис. 2.1.), почти вся выборка респондентов состоит из лиц мужского пола. Количество мужчин, принявших участие в исследовании, – 116, женщин – 4.
Возраст
Все опрошенные респонденты были поделены на четыре возрастные группы:
-
- До 25 лет – работники, не имеющие большого стажа работы в области информационных технологий, составили 27 человек, или 22 % от общего числа участников.
- От 25 до 40 лет – категория работников, которые обладают определенным представлением о сфере информационных технологий, имеют конкретный интерес к одному из направлений своей деятельности, знают, какую карьеру они хотят строить в организации. Число работников данного возрастного диапазона в исследовании составило 69 человек, или 57 % об общего числа участников.
- От 41 до 55 лет – к этой группе относятся работники, как правило, уже достигшие определенного профессионального и социального уровня. Количество участников этой возрастной группы – 21 человек, или 18%.
- Свыше 56 лет – самая малочисленная возрастная группа. В данном исследовании к ней принадлежат работники государственных организаций. Количество участников этой группы – 3 человека, или 3 %.
Вид образования
Как видно из диаграммы (рис. 2.3.), основное количество респондентов имеют законченное высшее техническое образование – 88 человек, или 73%. Такое образование имеют в основном специалисты в возрастной категории от 25 до 40 лет, работающие в должности инженера, инженера-программиста, программиста, ведущего разработчика, IT-консультанта, аналитика. Число работников, имеющих степень кандидата технических наук, составило 14 человек, или 13 % от общего количества опрашиваемых. Очевидно, что эта категория работников занимается научной разработкой в государственных
научно-исследовательских организациях, которые принимали участие в данном исследовании. Доли респондентов, имеющих неполное высшее образование, незаконченное высшее, среднее специальное, степень доктора технических наук и пр. незначительны – от 1 до 3%.
Занимаемая должность и характер работы
Из диаграммы видно (рис. 2.4.), что чуть больш¼е от общего чи сла респондентов занимают должность программиста – 44 человек, или 37%. 15 человек, или 13 % имеют статус старшего научного сотрудника, разрабатывающих программное обеспечение для научных целей. 19 человек или 16% имеют должность инженера, занимающегося тестированием программного обеспечения, его обслуживанием, настройкой. 15 человек, или 12 % являются аналитиками, осуществляющими сбор данных о потребностях рынка в области информационных технологий и на их основе представляющими прототип системы, которая смогла бы удовлетворить эти требования заказчика. Как видно, респондентов с руководящей должностью, но с разной степенью ответственности можно объединить в группу из 18 человек. Доли остальных занимаемых работниками, участвующими в исследовании, должностей невелики – от 2% до 6.