Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Прямые налоги: понятие и виды классификаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.[58]

Перечень организаций, освобожденных от налогообложения имущества, перечислен в ст. 381 НК РФ (14 пунктов). К таким организациям относятся, например, организации уголовно-исполнительной системы, религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов; имущество коллегий адвокатов и юридических консультаций; имущество государственных научных центров.

Объектами налогообложения для российских организаций признается

движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.[59]

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;


- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

- космические объекты;

- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

- объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.[60]

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения

бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.[61]

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ от 0% до

2,2%. Например, ставка 0 % применяется в отношении объектов расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Прямые налоги - неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах прямые налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

По данным отчёта о поступлении по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2016-2017гг. в составе налоговых доходов консолидированного бюджета РФ преобладают средства от взимания налога на добычу полезных ископаемых. Причем, доля поступлений от взимания НДПИ имеет тенденцию к увеличению: от 21,25% в 2016 г. к 25,01% в 2017 г. Доля поступлений от взимания налога на добавленную стоимость, напротив, снижается от 19,28 % до 18,59 %. Наименьший доход приносят имущественные налоги (от 8,1 в 2016 г. до 7,6 % в 2017 г.).


В нашей стране основную долю в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета составляют прямые налоги. Ранее особенностью российской фискальной политики было превалирование косвенных налогов свойственное развивающимся странам. Но в настоящее время мы наблюдаем смещение акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в консолидированном бюджете страны.

Глава 2. Место и роль прямых налогов в налоговой системе РФ

Базовый прогноз среднесрочного экономического развития на 2018-2020 гг., положенный в основу параметров бюджета, построен на сценарных условиях, предполагающих постепенное замедление мирового экономического роста с 3,1% в 2016 году до 2,8% к 2020 году, обусловленное ожиданием замедления темпов экономического роста как в развитых, так и в развивающихся странах. Вызванное этим замедление роста спроса на энергоносители, а также наращивание добычи американской сланцевой нефти и завершение действия соглашения о заморозке добычи нефти странами ОПЕК будет способствовать снижению нефтяных котировок нефти марки «Юралс» и выходу на траекторию на уровне 40 долл. США за баррель (в ценах 2017 года) уже к концу 2018 года. Кроме того, прогноз базируется на гипотезе о сохранении финансово-экономических санкций до конца прогнозного периода.[62]

Целью государственной экономической политики РФ является обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики. Одним из средств достижения этой цели является создание стабильных налоговых условий, налоговая система должна быть понятна налоговым агентам.

Увеличение налоговой нагрузки обычно более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков. Кроме того, повышенная нагрузка имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов, перераспределяя средства в пользу текущего потребления и субсидий менее самостоятельным производствам. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности.

Таким образом, РФ выгоднее оптимизировать расходы, а не заниматься увеличением ставок налогов. Поэтому экономическая политика в 2018 году и последующих годах будет строиться на принципе фискальной нейтральности – то есть неповышении налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.


Помимо налоговых условий, также важна и предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи и налоговые льготы.

В части неналоговых платежей совместно с деловым сообществом будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил их установления и взимания – своего рода кодекс неналоговых платежей (разработан проект федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Это должно, с одной стороны, сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а с другой – повысить эффективность администрирования таких платежей. По результатам создания нормативной базы, регулирующей такие платежи, планируется, по возможности, сократить количество неналоговых платежей и упростить процедуры их администрирования.

Оптимизация налоговых льгот также представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом. В этом году уже проделана работа по инвентаризации и систематизации в едином документе всех льгот и освобождений, выделение в их структуре налоговых и неналоговых расходов, оценке их объема за исторический и прогнозный периоды и разнесению таких налоговых расходов по отдельным госпрограммам.

Следующая задача – внедрение концепции налоговых и неналоговых расхо-дов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.[63]

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации,

Если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности, то такую систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности.


Ещё раз проанализируем отчет о поступлении по видам налогов в консолидированный бюджет РФ по таблице 2, расположенной выше, с учётом соотношения прямых и косвенных налогов.

В приведённой таблице объём прямых налогов в 2016г. составляет 9 833,8 млрд.руб. (71,34%), в 2017г.- 11 921,8 млрд.руб. (72,20%).

Абсолютный прирост объёма прямых налогов в 2017г. составил 2 088 млрд.руб. (21,23%).

Мы видим небольшое увеличение удельного веса объёма прямых налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2017г. в виде 0,86%.

Значительное преобладание поступлений от прямых налогов в 2016 и

2017гг. (71,34%/72,20%) в консолидированный бюджет РФ по сравнению с поступлениями от косвенных (28,66%/27,80%) говорит о важности и целесообразности на данном этапе прямого налогообложения.

Развитие налоговой системы Российской Федерации свидетельствует об определённой закономерности в соотношении прямых и косвенных налогов, которое менялось на различных этапах эволюции общества. В XIX - начале XX вв. доходная часть бюджетов разного уровня формировалась за счёт косвенных налогов, что было обусловлено простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. Роль прямых налогов в тот период была не столь велика.[64]

Заключение

Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Первое известное нам налоговое законодательство относится к середине XVIII в. до н.э. Это законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). В законах царя Хаммурапи уже присутствуют основные элементы налогового законодательства. Это субъекты, объекты, размер налогов, порядок их сбора. Имелись налоги в царскую казну (федеральный бюджет) и местные налоги. В законах содержались меры по защите налогоплательщиков, в том числе от двойного налогообложения.[65]

Для европейских государств базовым стало Римское право. Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Также появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.