Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Прямые налоги: понятие и виды классификаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, должна иметь место в нашем обществе. Только в таком ключе государство реально может использовать фискальную и стимулирующую функции налогов.

В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным усло­вием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.[1] Налоговая грамотность является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Данную тему я выбрала, потому что место прямых налогов в налоговой системе РФ зависит от соотношения прямого и косвенного налогообложения, что является одной из первоочередных задач государства, так как правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке курса эффективной налоговой политики государства.

Целью исследования является изучение прямых налогов и их места в налоговой системе РФ в условиях сложившейся рыночной экономики.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи:

- сформулировать определение «прямые налоги», представить критерии деления налогов на прямые и косвенные, представить другие виды классификаций;

- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами;

- рассмотреть основные виды прямых налогов, их существенные элементы и значение в налоговых поступлениях страны;

- рассмотреть и проанализировать место и роль прямых налогов в налоговой системе РФ.

Объектом исследования является налоговая система РФ.

Предметом: основные характеристики прямых налогов в РФ и их место в налоговой системе.

Тема налогообложения будет актуальна всегда, потому что налоги, в том числе прямые - это основной источник дохода государства.

Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ, Конституция РФ и др.; труды российских ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы, учебные пособия).


Глава 1. Прямые налоги: понятие, виды классификаций и общая характеристика

1.1 Прямые налоги: понятие и виды классификаций

Налоги, прежде чем стать частью экономической науки, на протяжении многих веков развивались эмпирически. Они появились с возникновением первых общественных потребностей, т.е. начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя. Свое развитие налоги получили одновременно с развитием общества и государства, начиная с ранних этапов разделения общественного труда.[2]

В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики.[3]

В своё время с приходом к рычагам управления экономической политикой команды Путина, именно налоговая реформа стала одним из важнейших, знаковых решений. В 2001–2002 годах в условиях полного отсутствия сколько-нибудь значимых бюджетных накоплений (в 2000 году после десятилетия бюджетного кошмара фискальный баланс страны был впервые сведен по нулям, без дефицита), на волне быстрого постдефолтного импортозамещающего роста проведено фронтальное снижение налоговой нагрузки. Бюджетной катастрофы, которой пугали противники налоговой реформы, тогда не произошло — экономический рост же получил дополнительный, ненефтяной импульс.[4]

Действующая в настоящее время система налогов и сборов установлена Налоговым кодексом РФ и включает в себя 14 видов налогов и пять специальных налоговых режимов.

Все налоги на основании принципа федерализма и по их месту в бюджетной системе разделены на федеральные, региональные (субъектов федерации) и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; утратил силу; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог;


сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.[5]

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.[6]

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.[7]

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания: прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения)[8]. К их числу из федеральных налогов и сборов относят: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. Все региональные и местные налоги и сборы являются прямыми.

Косвенные налоги - налоги, которые включаются в цену товаров, работ,

услуг.[9] К их числу из федеральных налогов и сборов относят: налог на добавленную стоимость и акцизы. В числе региональных и местных налогах и сборах косвенные налоги отсутствуют.

Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что:

во-первых, при определённых условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения);

во-вторых, окончательное распределение налогового бремени является лишь допущением, так как степень переноса не равна нулю в случае с прямыми налогами, не равна 100% в случае с косвенными налогами (безусловно, в этом есть рациональное зерно, но от этого классическое понимание косвенных налогов не изменяется).

Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с

учётом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки, соглашения), вне зависимости от характеристик продавца и покупателя.

Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определённом рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определённой части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значе-


ние для экономики и, несмотря на определённую условность принципа «переложения», он активно используется в таксономии (науке о налогах, с англ.

tax – налог).[10]

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Табл.1. Таблица прямых и косвенных налогов

Вид налога

Наименование налога

Бюджеты

федеральный

региональный

местный

Прямые налоги

Для физических лиц

НДФЛ

v

Налог на имущество

v

Транспортный налог

v

Земельный налог

v

Водный налог

v

Для юридических лиц

Налог на прибыль

v

НДФЛ с работников

v

Налог на имущество

v

Транспортный налог

v

Земельный налог

v

НДПИ

v

Налог на игорный бизнес

v

Водный налог

v

Торговый сбор

v

Косвенные налоги[11]

НДС

v

Акциз

v

Анализируя вышерасположенную таблицу, мы видим, что прямые налоги могут быть федеральными, региональными и местными, а косвенные налоги находятся только в секторе федеральных и по количеству их значительно меньше.

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя ещё в середине XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее. Тем не менее, даже в современной экономической литературе такое деление ещё встречается.

Личные налоги представляют собой подоходные налоги, к числу которых относятся: подоходный налог с физических лиц (или индивидуальный

(личный) подоходный налог, в России это налог на доходы физических лиц) и налог на прибыль организаций (налог на прибыль корпораций, налог на прибыль предприятий).

Реальные налоги представляют собой налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода, которым располагает тот или иной человек или то или иное предприятие исходя из оценки стоимости располагаемого им имущества. Само название «реальные» происходит от английского real (estate) – имущество, недвижимость.[12]


По характеру использования различают налоги общие (универсальные)

и целевые (специальные). Налоги общего назначения обезличены, они поступают в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы и используются для покрытия любых предусмотренных расходов бюджетов. Целевые (специальные) налоги предназначены для формирования источников финансирования определённых расходов. Они могут быть консолидированы (объединены) в бюджете или поступают в специальные внебюджетные фонды, но в любом случае суммы поступлений по этим налогам направляются на заранее определённые цели.[13]

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют целевые налоги. Однако в недавнем прошлом такие налоги достаточно активно использовались в России. Так единый социальный налог, действовавший в 2001-2010-е гг., подлежал зачислению во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные)), а поступившие средства предназначались на финансирование соответствующих расходов – выплату пенсий, социальных

пособий, финансирование системы здравоохранения и т.д.[14]

По субъекту уплаты налогов они подразделяются на налоги, взима­емые с физических или юридических лиц. Нередко в налоговых си­стемах присутствуют налоги, плательщиками которых являются как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).[15] Это видно из приведённой ранее таблицы.

В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в России преобладает доля налогов, взимаемых с юридических лиц. В структуре доходов консолидированного бюджета, несмотря на имеющуюся тенденцию роста, по-

ступления налогов от физических лиц составляют не более 15%. Данный по-

казатель значительно ниже, чем в других развитых странах, где налоги, уплачиваемые физическими лицами, обеспечивают 50…60% всех налоговых доходов бюджетов.[16]

По признаку постоянства (продолжительности применения) раз­личают обыкновенные и чрезвычайные налоги. Обыкновенные на­логи не имеют ограничений по срокам применения, с момента их введения они применяют-

ся в каждом налоговом периоде. Чрезвы­чайные налоги вводятся в силу каких-либо чрезвычайных обстоя­тельств (война, техногенная катастрофа и т. п.) они носят разовый или временный характер и прекращают свое действие с преодоле­нием этих обстоятельств. Например, в годы Великой Отечественной войны в нашей стране был введен военный налог (1942г.), просуще­ствовавший до 1946г.[17]