Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театральной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала и индивидуальных способностей. Каждый из детей талантлив, но добьется ли он успеха, зависит от того, будет ли вовремя выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Современные исследования показывают, что развитие таланта и одаренности закладывается в дошкольном возрасте. Наиболее ярко у дошкольников проявляется способность к творчеству в разных видах художественной деятельности. Перед ребенком раскрывается мир искусства во всем своем многообразии, что позволяет приобщиться к культурным ценностям человечества. Детский возраст от 3 до 7 лет является наиболее благоприятным, детям этого возраста доступны почти все виды художественно творческой деятельности: пение, рисование, лепка, танцы, музыка. Л.С. Выготский называл этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств , уточнения представлений , развития творческого воображения. По утверждению А.В. Бакушинского, именно дошкольный возраст являет основу творческого потенциала личности, имеет необыкновенную яркость, силу и совершенство.

Каждый ребенок с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. С другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение - с помощью изобразительного искусства, слух - на занятиях музыкой, красоту движений в танце, грамотно выражать свои мысли - через художественное слово, умение общаться и представлять себя - на занятиях театром. Каждый вид творчества актуален по- своему. Детское творчество помогает нам, взрослым заглянуть в мир ребенка, найти ответы на многие вопросы. Мне кажется, именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка, позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость. Целью данной курсовой работы является определение особенностей развития творческих способностей дошкольников в условиях театральной деятельности.


Для решения поставленной цели выражены следующие задачи:

1.Проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить творческие способности дошкольников.

3. Изучить театрализованную деятельность дошкольников.

4. Дать оценку проделанной работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. В конце каждой главы сделаны обобщающие выводы. В конце работы приведен список использованной литературы. В написании курсовой работы использовался следующий теоретический материал:

  1. «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников» Модель инновационной деятельности / авторы-составители Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – издательство «Учитель» 2019 г. г. Волгоград.
  2. «Дошкольная педагогика» автор-составитель Титов В.А. издательство «Приор» 2005г.
  3. «Общая и театральная психология» автор А.И. Савостьянов издательство «Каро» 2007г.

4. «Театрализованные представления в детском саду» автор Е.А. Антипина издательство ООО «ТЦ Сфера» 2010 г.

5. «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет» диагностика система занятий / авт.- сост. С.Г. Королева. Издательство «Учитель» -Волгоград 2019 г.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Творчество и творческие способности

Творчество – это процесс, который направленный на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное ( Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков)

Л.С. Выготский отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития». Условием для возникновения творчества Л.С. Выготский называет неприспособленность к окружающему миру. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества. Творческие способности - это способности к созданию нового, оригинального, уникального. В процессе творчества могут быть задействованы различные ресурсы – как моральные, так и материальные, но управление ими принадлежит мышлению. Поэтому можно говорить о наличии творческого мышления, которое управляет процессом создания нового, оригинального продукта 1. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.


______________________________________________

1 «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников» Автор-сост. Ю.А. Афонькина, З.Ф.Себрукович. – изд. «Учитель» 2019 г. Стр.6

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Творческое мышление – мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам. Философы рассматривают творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В различных видах творческой деятельности человека происходит создание чего-то нового, ценного, «нешаблонного». Психологическое составляющее творческой деятельности - это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (А.Э.Симановский)

    1. Детское творчество

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций 2.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно. Выделяются следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений.

________________________________________________________________

2 «Дошкольная педагогика» Автор С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Изд. центр «Академия»2001 г. 405ст.

В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного детского творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности. Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями. Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка. По словам П.П. Блонского «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец».2 Психологической основой творческой деятельности является воображение. Воображение – генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программа поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение (антиципацию) событий 3 . Воображение - процесс активный, он направлен на решение стоящей перед ребенком задачи.


_________________________________________________________ 3 «Общая и театральная психология» автор А.И. Савостьянов Изд. - КАРО 2007г. стр.230

Включение воображения в решение познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов является гностическо - эвристической функцией воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) 4.

Творческое воображение - достаточно сложный психологический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.

Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка. Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, В. П. Глухов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е. М. Мастюкова, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Воображение тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников. Существует много способов развития творческого воображения. Все они вполне доступны воспитателям и родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.
  • В 3 года происходит становление словесных форм воображения.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер, появляются элементы творчества.

_________________________________________________________________

4 Развитие творческих способностей детей 5-7 лет, диагностика, система занятий.

Автор-сост. С.Г. Королева изд. «Учитель» 2019 г. стр.3

Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

  • Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
  • Неуправляемое – ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и буквально с пеной у рта отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.
  • Творческое – ребенок начинает фантазировать без опоры, на какие - либо факты, только с помощью своего ума.

Это самый продуктивный вид воображения, развитием которого и


следует заниматься.

Развивать творческое воображение ребенка можно различными способами. Через рисование, чтение книг, похода в театр, музей, прогулки по лесу и парку, через игры с вымышленными персонажами. Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением. Вымышляя различные ситуации и проигрывая их до конца, дошкольник учится творчески мыслить и решать различные проблемы.

Вывод по 1й главе

Подводя итог по первой главе «Развитие творческих способностей дошкольников», можно сделать вывод:

В дошкольном возрасте закладывается базис развития таланта и одаренности. Перед ребенком раскрывается мир искусства, формируются творческие способности, развивается воображение. Работая с детьми, воспитатель совместно с психологом должны сформулировать основную цель совместной работы, чтобы развить творческие способности и личность ребенка. Ведь развитие творческих способностей дошкольников является важным компонентом поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Помогая дошкольнику развить воображение, наряду с другими способностями, мы, взрослые, тем самым помогаем найти ребёнку себя в будущем, а так же найти свое место в жизни.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Театрализованная деятельность

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием личности, её коммуникативных качеств, а также воображения. Это особый, прекрасный, волшебный мир.

Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта 5.

Театрализованная деятельность - сложный феномен человеческой активности. Исполняя ту или иную роль, человек переносится на другой уровень бытия, в иное пространство и время, перевоплощается, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает дополнительный опыт. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, её педагогические возможности неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста, как в ДОУ, так и в начальной школе 6.