Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театральной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

​​​​​​​3.1. Развитие игровой деятельности

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию 12.

12 «Дошкольная педагогика» авт. С.А.Козлова, Т.А.Куликова изд. Академия 2001г. стр.262

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Одним из положения педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельностей детей дошкольного возраста. Ф. Фребель разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в ДОУ. Все время пребывания ребенка в детском учреждении было расписано в различных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Н. К. Крупская настойчиво развивала мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К. Крупская писала:


«…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра – для школьников – способ познания окружающего». По убеждению Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Игра, по мнению многих авторов, это особая форма общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Игра позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

    1. Классификация детских игр

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

С.Л. Новоселова разработала новую классификацию детских игр и представлена в программе « Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого)

Выделяется три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),- самостоятельные игры:

игра - экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

  • сюжетно - отобразительные,
  • сюжетно - ролевые,
  • режиссерские,
  • Театрализованные;
  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

  • дидактические,
  • сюжетно - дидактические,
  • подвижные;

досуговые игры:

  • игры - забавы,
  • игры - развлечения,
  • интеллектуальные,
  • празднично – карнавальные,
  • театрально постановочные;
  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)


К первому классу игр относятся творческие игры – это игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявление детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх.

Вторая классификация игр относится к играм с правилами. Это особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогической для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого- либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.) 13

Деление игр на творческие, подвижные и дидактические было традиционным для отечественной педагогике всей второй половины XX в.,

хотя многие исследователи игры замечали нерациональность такой классификации, так как при этом ставились в один ряд явления различной природы – игры самостоятельные и созданными взрослыми.

13 «Дошкольная педагогика» авт. С.А. Козлова, Т.А. Куликова изд. Академия 2001г.

стр.262

Третья классификация игр относится к традиционным и народным.

Народные игры не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа.

    1. Театрализованная игра

Театрализованная игра - это разновидность творческой игры, в основе которой лежит сюжет литературного или фольклорного произведения (потешки, сказки, рассказа, специально написанной инсценировки).

Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого - организовать на базе детского сада педагогический театр под руководством музыкального руководителя. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.


Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей14.

14«Дошкольная педагогика» авт. С.А. Козлова, Т.А. Куликова изд. Академия 2001г.

стр.304-305

Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Форма организации театрализованной игры, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми разного возраста. Сила воздействия театральной игры на ребенка в развитии, воспитании многих положительных качеств личности. Это мощный инструмент открытия и шлифовки человеческих способностей, и в первую очередь – возможности познавать себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически 15.

Стержень технологии организации театрализованных игр – игровая тема, которая становится смыслом для развертывания различных вариантов театрализованной деятельности.

15 «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» авт. Зацепина М.Б.

изд. ООО «ТЦ Сфера» 2010 г. стр.110

Вокруг игрового сюжета необходимо выстраивать содержание различных видов деятельности, предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка. Процесс включения в игру происходит следующим образом:

  • мотивация к игре;
  • определение темы и цели игры;
  • выбор игровых средств;
  • распределение ролей;
  • апробация и корректировка выбранных ролей для достижения цели;
  • достижение игровой цели;
  • осознание результатов игры.

Педагоги должны стараться вызывать у детей искренний интерес к занятиям театрализованной деятельностью, помогать раскрывать возможности и способности детей, создавать творческую атмосферу.

Вывод 3й главы.

Можно сделать вывод, что театрализованные игры имеют много разновидностей, отличающихся художественным оформлением. Игры вносят разнообразие в жизнь дошкольников, благодаря театрализованным играм у детей улучшается речь, развиваются артистические способности, любознательность, стремление к познанию нового. Игра является для детей средством самовыражения и самореализации. Через игру педагоги должны стараться раскрывать у детей воображение, создать условия для того, что б дети сами как можно больше проявили свое творчество. Дети любят возвращаться к воспоминаниям об игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотографий или видеокамеры. Просмотр видео доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями и впечатлением.

Игровая деятельность подготавливает переход детей к новым, высшим ступенькам их развития, тем самым выступая в роли своеобразного моста, промежуточного звена к учению и труду. Игра важна не только как подготовка к учению и труду; она – самая свободная и естественная форма проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности.

Заключение

В наше время одним из важных направлений в развитии детей является художественно – эстетическое воспитание, где особое место занимают театрализованная деятельность и образование ребенка. Развитие личности ребенка, его формирование происходит в традиционных видах деятельности дошкольников, направленных на его целостное развитие.

В послании Федеральному собранию, президент РФ выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой поставлена цель преобразовать школу в «школу будущего». Для достижения цели выделены главные задачи:

- развитие творческой среды для выявления особо одаренных детей;

- развитие творческих, индивидуальных способностей ;

- развитие творческого потенциала.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию в целом. Если ребенок анализирует, сравнивает, наблюдает, рассуждает, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах, таких как художественная, музыкальная, театральная.