Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театральной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

__________________________________________________________________

5 «Общая и театральная психология» автор А.И. Савостьянов Изд. - КАРО 2007г. стр.230

6 «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» авт. Зацепина М.Б. изд. «ТЦ Сфера» 2010 г. Стр.25

Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, а также развитием коммуникативных качеств.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоций открытий ребенка 7.

Театрализованная деятельность создает условия для решения образовательных задач формирования детской речи, интеллектуальных процессов. Среди условий (Т.А. Куликова, С.А. Козлова) наиболее благоприятные для развития театральной деятельности являются следующие:

  • С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово,

эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам,

шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

  • Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
  • Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для

театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с

динамичными событиями, с персонажами, наделенными

выразительными характеристиками.

  • Организовывать показ спектаклей с участием детей.
  • Организовывать выставки, подготавливать стенды с фотографиями.

_______________________________________________________________

7 «Театрализованные представления в детском саду» авт. Антипина Е.А.

изд. «ТЦ Сфера» стр.3

Возможности театрализованной деятельности огромны. Её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Известно, что театральная деятельность – это сочетание нескольких видов искусств. Самым ярким фактором является взаимодействие литературы и музыки, в нашем случае – театрализованной и музыкальной деятельности. Эти два вида искусств, решая каждый свою задачу, параллельно задействуют одну очень важную – вводят ребенка в мир прекрасного, развивают эстетический вкус, способствуют творческому становлению8.


Для решения этих задач, необходимо наличие музыкального руководителя и педагога, который проводил бы с детьми специальные игры - занятия и осуществлял решение по театральной деятельности.

Е.А. Антипина уделяет особое внимание вопросу диагностики развития музыкальных и артистических способностей у детей и выделяет три уровня развития способностей детей к музыкальной деятельности.

Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень – дошкольник не активен, равнодушен, без интереса относится к музыкальной деятельности, не способен к самостоятельности.

________________________________________________________ «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» авт. Зацепина М.Б. изд. «ТЦ Сфера» 2010 г. стр.60

С первыми театральными действиями дошкольники знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр – забав, хороводов, праздников и развлечений, при прослушивании чтения стихотворений, былин и сказок. Педагог или воспитатель должен использовать разные возможности для того, что бы обыграть какой – либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Он может предложить детям изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лиса, шелестят листья. Для хорошего результата такие действия нужно сопровождать подходящими стихами и песенками. Синтетическая природа театра действует комплексно. Детское внимание захватывают сказки, увлекая занимательные сюжетами. Дети вживаются в происходящее, переживая разочарование и торжество справедливости. Эмоциональный подъем обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своем воображении происходящие события – дает толчок развитию творческих способностей. Большое влияние оказывают выразительные средства сценической игры и художественное оформление (костюмы, реквизит, декорации, музыка).

Ознакомление со сказками, литературными произведениями построено таким образом, что дети легко определяют характер героев, их эмоциональное состояние. Театральные постановки и литературные композиции способствуют не только эстетическому воспитанию, приобретению музыкально – театральных знаний, но и служат для наших детей первым уроком нравственности и морали, способствуют развитию и коррекции всех психических процессов и творческому раскрытию воспитанников. Заучивание роли способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, её выразительности 9.


9 «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» авт. Зацепина М.Б. изд. «ТЦ Сфера» 2010 г. стр.60

Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои сказок становятся образами для подражания .

У дошкольников, театральная деятельность направленна на развитие чувств и эмоций, мышления и воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Театральная деятельность развивает творческий потенциал личности, учит общению, которое возникает в процессе создания единого общего продукта – спектакля. Неуверенные в себе и ранимые дети становятся смелее и решительнее, поскольку успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни 10. Через театральную деятельность с самого раннего возраста у детей воспитывается уважительное отношение к другим детям, независимо от их национальности, особенностей личности и поведения.

Занятие детей театральным искусством – постоянный труд, связанный с необходимостью овладения всё новыми знаниями и умениями. Это труд творческий, радостный, упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости ума, инициативы, умения самостоятельно преодолевать трудности и критически относиться к сделанному.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

_________________________________________________________________

10 «Театрализованные представления в детском саду» авт. Антипина Е.А. изд. «ТЦ Сфера» стр.4 2019 г.

2.2 Роль педагога в организации театрализованной деятельности

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играют педагоги и воспитатели, умело направляющие данный процесс. Необходимо, чтобы все преподаватели не только выразительно читали или рассказывал что – либо, умели смотреть и видеть, слушать и слышать, но и были готов к любому "превращению", то есть владели основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению их творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Воспитатели – педагоги должны строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.


Нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения, наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.

Чтобы дети могли полноценно развиваться в театральной деятельности, педагоги в дошкольных учреждениях должны решать следующие задачи:

  • Вызывать интерес к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.)
  • Деликатно и тактично помогать в создании выразительных образов;
  • Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;
  • Развивать двигательное воображение;
  • Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа11;

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, педагоги должны использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж), проигрывание ролей в парах. Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки, в которой происходит действие. Словесное описание пробуждает детскую фантазию и воображение. Из этого следует, что нужно как можно чаще и подробнее обсуждать и разбирать с детьми будущие сценарии.

Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем, так как без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Занятия по театрализованной деятельности не должны сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций.

В помощь педагогам, воспитателям существуют множество программ по театральной деятельности:

«Театральные ступеньки», «Чудо по имени театр», « Арт фантазия» «Волшебный мир театра», « Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности», «Театр -творчество- дети» и т.д.

______________________________________________________________


11 «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» авт. Зацепина М.Б.

изд. ООО «ТЦ Сфера» 2010 г. стр.13

Эти программы разработаны на основе длительного практического и научного опыта авторов. Программы имеют общность в выборе принципов, на которых построены. Программы предполагают создание в каждой возрастной группе условий, обеспечивающих ребенку эмоциональный комфорт, душевное тепло и взаимопонимание. В детских учреждениях необходимо:

  • Создавать условия для более широкого социального общения между взрослыми и детьми (педагог – ребенок – сверстник – родители)
  • Уважительно относиться к результатам детского творчества во всех сферах деятельности ребенка;
  • Широко использовать произведения, созданные детьми, в оформлении группы, на праздниках и во время досуга;
  • Формировать отношение воспитанника к педагогу не функциональное, а личностное (от мастерства педагога, его убежденности и культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретает);
  • Заботится о здоровье и всестороннем развитии детей, стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Немаловажно и то, что педагогу предлагается использовать инновационные технологии, а методический материал при необходимости перерабатывать, проявляя творчество и мастерство.

Вывод 2й главы

Благодаря занятиями театрализованной деятельности дети узнают основные элементы театра, способы экспрессивного выражения эмоций. Они учатся понимать и оценивать поступки других людей, правильно располагаться и двигаться на сценической площадке. Так же дети учатся участвовать в создании сценариев, во всех этапах подготовки спектаклей , адекватно реагировать на поведение партнеров.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

ГЛАВА 3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСТВЕ