Файл: Налоги как цена услуг государства (изучение роли налогов в формировании доходов государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ( п. 1 ст. 8 НК РФ).

Цель курсовой работы - изучение налога как цены услуг государства.

Причиной выбора данной темы послужило то, что налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Объектом изучения в работе выступает налогообложение в Российской Федерации.

Предметом исследования являются налоги как плата народа за услуги государства.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные положения теории налога, возникновение налога и эволюция налогообложения. Во второй главе раскрываются функции налогов и роль налогов в развитии государства. В третьей главе дается характеристика роли налогов в формировании доходов государства.

Задачами работы являются:

- изучение теоретических положений понятия «налог», функций налогов;

- рассмотрение классификации налогов по различным признакам;

- изучение роли налогов в формировании доходов государства;

- рассмотрение налоговой политики и ее роли в повышении налоговых доходов бюджета;

- поиск путей совершенствования налоговой политики России.

При подготовке данной работы в основном были использованы учебные пособия в формате PDF с сайтов учебных заведений, а также сайты газеты «Коммерсантъ» и КонсультантПлюс.

1. Основные положения теории налога[1]

1.1. Возникновение налога и эволюция налогообложения

Налоги являются одной из наиболее древних форм экономических отношений. В многовековой истории налогообложения нашли применение разнообразные виды налоговых платежей: оброк[2], подушный налог[3], акциз, гербовый сбор, процентный сбор с объявленного капитала, налог на бороды, на имущество, на прибыль, на добавленную стоимость, различные пошлины и другие.


Все они различались по объекту обложения, способу взимания, порядку и срокам уплаты и ряду других признаков. Вместе с тем, в каждом из них имеется то общее, что позволяет, несмотря на явные внешние отличия определить единым понятием «налоги».

Развитие налогообложения до XVII века не опиралось на какую-либо стройную теорию, осуществлялось на основе практики, то есть посредством проб и ошибок, при этом происходило постепенное накопление опыта в использовании налогов в соответствии с их социально-экономической сущностью, одновременно развивались и правовые аспекты налогообложения.

Особая роль в познании закономерностей проявления и развития налогов и в формулировании принципов налогообложения принадлежит шотландскому философу и экономисту А. Смиту и немецкому экономисту А. Вагнеру. Использование их теоретических положений и дальнейшее взаимодействие теории и практики применения налогов в конечном итоге позволили сформулировать систему принципов, положенную в основание современных налоговых систем.

Суть классических основных принципов налогообложения, сформулированных А. Смитом[4] в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» можно выразить следующим образом:

1. Равенство налогообложения. Отдельные плательщики должны платить налоги в зависимости от получаемых доходов.

2. Доступность налогообложения. Срок, вид и сумма платежа должны быть понятны каждому налогоплательщику.

3. Удобство налогообложения. Налоги должны взиматься в сроки и в форме, наиболее приемлемые для налогоплательщика.

4. Дешевизна налогообложения. Расходы по взиманию налогов должны быть минимальными.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внесли и российские государственные деятели и ученые. В частности, один из российских губернаторов Татищев В. Н. по существу также сформулировал принцип равенства налогообложения, отмечал недопустимость произвольного установления налогов и сборов. Он считал необходимым взимание налогов осуществлять в денежной форме и предлагал заменить барщину взиманием оброка в натуральном или денежном виде, развивал идеи дифференциации налогообложения с учетом особенностей территорий и отдельных категорий налогоплательщиков.

Известный российский мыслитель, сторонник отмены крепостного права А. Н. Радищев в конце 18 века в своих трудах также обосновывал необходимость отмены подушной подати, поскольку она не учитывает возможности налогоплательщика по уплате дохода, и введения подоходно-поимущественного налогообложения, которое, по его мнению, обеспечит равенство налогоплательщиков .


Объективную необходимость налогов как способа обеспечения выполнения государством своих функций подчеркивал известный русский экономист Н. И. Тургенев. «Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства», – отмечал он в своей книге «Опыт теории налогов» (1818 г.).[5]

В конце 19- начале 20 вв. теорию налогообложения развивал российский ученый, специалист в области финансов И. Х. Озеров. Он предлагал ввести подоходный налог[6] с прогрессивной шкалой налогообложения, что означало бы постепенное повышение ставки налога по мере роста доходов плательщиков.

История налоговой системы России является частью истории нашего государства. Эволюция форм и методов изъятия налогов, создания налоговых органов, является отражением процессов становления российской государственности, реализации экономической политики России на разных этапах ее исторического развития. Налоговая система на каждом историческом этапе развития страны настраивается на потребности государства, в ее построении отражается характер социально-экономических процессов, протекающих в стране. До дарственных финансов и в целом способствовало прогрессивному развитию страны.

Налоговая система на Руси начала складываться с конца 9 века, с периода объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (конец 9 века – начало 10 века). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побежденные славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покоренные племена. По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т. е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым»[7] – т. е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении 11,12 и первой половины 13 веков.


Со второй половины 13 века в годы татаро-монгольского ига (1243 -1480 гг.) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками – уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце 13 века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду. Помимо ордынской дани в 14-15 веках со свободного населения взималась дань для княжеской казны. Дань собиралась преимущественно в натуральной форме. Но налоги, уплачиваемые Орде, сужали возможности пополнять казну за счет прямых налогов[8], поэтому главным источником внутренних доходов стали косвенные налоги[9].

В конце 14 века возникают должности казначеев, дьяков и подьячих которые ведали сборами податей и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впоследствии на их содержании учреждаются казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины. В 1480 г. Иван III прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. В 15 веке применялось прямое налогообложение, единицей обложения при котором служила соха – условная податная единица.

В 15 -16 веках существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков так называемая «явка». При Иване Грозном выделка алкогольных напитков на продажу была запрещена. Продажа алкогольных напитков осуществлялась только через специальные питейные заведения – «царевы кабаки», которые были казенными заведениями. Доходы от продажи алкогольных напитков всегда занимали значительное место в поступлениях в казну и в отдельные периоды были основными поставщиками доходов казны. Форма привлечения этих доходов менялась: применялись монополия на изготовление и продажу, откупа, наконец, акцизы.

Развитие налоговой системы в 16 – 17 веках привело к появлению новых видов налогов и созданию центральных органов управления, занимавшихся сбором налогов. В 16 веке многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме[10].

В 16 веке были созданы центральные органы управления, осуществляющие функции сбора налогов. Но сложившаяся система управления налогами оказалась сложной и запутанной, она включала в себя: - приказ Большого прихода управлял сбором большинства прямых налогов. - территориальные приказы (Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская и Костромская чети) управляли местными налогами; - приказ Большого дворца собирал налоги с царских земель; - приказ Большой казны осуществлял сбор налогов с городских промыслов; - Казенный патриарший приказ – с церковных и монастырских Земель; - отдельные виды налогов и сборов собирали Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы.


В 17 веке в период царствования второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича – «Тишайшего» были предприняты меры, направленные на увеличение доходов государства, результатом которых стали народные бунты. Ведение войн с Речью Посполитой[11] и Швецией во второй половине 17 века привели к увеличению государственных расходов. Для финансирования возросших расходов были введены чрезвычайные налоги и сборы и расширена сфера применения косвенных налогов[12].

Значительные изменения в сфере налогообложении произошли в годы правления Петра I (1682-1725гг.). К ним относятся:

- введение большого количества новых налогов;

- замена приказов коллегиями;

- замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов. Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. находить новые источники доходов. Находками прибыльщиков стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников – староверов[13].

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I. Наиболее значительные изменения произошли в период правления Екатерины II (1762 -1796 гг.). Основным прямым налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным сбором. От уплаты подушной подати в 1775 году было освобождено купеческое сословие, для него вводился самостоятельный налог – гильдейская подать. Все купцы были распределены по трем гильдиям в зависимости от имущественного положения. Лица, имевшие капитал менее 500 рублей, не признавались купцами, а считались мещанами и платили подушную подать. Ставка гильдейской подати устанавливалась в процентах от капитала. Все существовавшие до этого времени промысловые сборы были отменены. Были проведены и организационные преобразования в системе управления налогами. В 1775 году учреждены губернские финансовые органы – Казенные палаты, которым передавались дела по финансовому управлению. При Казенных палатах находились податные инспектора и податное присутствие. В подчинении Казенных палат были губернские и уездные казначейства. В 1780 году создана Экспедиция о государственных доходах, занимавшаяся доходами, расходами и взысканием недоимок.