Файл: Налоги как цена услуг государства (изучение роли налогов в формировании доходов государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во второй половине 18 века основное место в доходах казны заняли косвенные налоги. Это соответствовало представлениям императрицы Екатерины II о справедливой налоговой системе, которая считала, что: «В любом государстве налог наименее тяжелый это тот, который падает на товары, потому что гражданин уплачивает его, не замечая»[14].

В начале 20 века было продолжено повышение ставок акцизов и таможенных пошлин. Поступления от таможенных платежей непрерывно увеличивались за счет увеличения импорта и роста ставок. В 1900 – 1903 гг. увеличено таможенное обложение более чем по 100 статьям таможенного тарифа. Очень значительные поступления таможенных доходов давало обложение чая. Акцизы обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Сбор акцизов осуществлялся путем продажи бандеролей для наклейки на подакцизный товар, продажа таких товаров без бандероли не разрешалась. Производитель подакцизных товаров закупал необходимое ему количество бандеролей и таким образом уплачивал акциз авансом. Облагаемыми товарами были винно-водочные изделия, нефтепродукты, сахар, табак и некоторые другие. Акцизы на спирт и вино были заменены казенной монополией торговли питиями. Государственной монополия была установлена на ректификацию спирта, оптовую и розничную торговлю спиртом и спиртными напитками.

Накануне первой мировой войны налоги обеспечивали стабильные доходы казны при минимальных затратах на обеспечение их сбора. Доля косвенных налогов более чем вдвое превышала поступления по прямым налогам. В косвенных налогах преобладали таможенные пошлины (свыше половины от суммы косвенных налогов), а также акцизы на сахар, табачные изделия и спички. С началом первой мировой войны (1914-1918 гг.) доходы государства резко сократились – уменьшились таможенные платежи и другие налоговые поступления, в связи с введением «сухого закона» (запрет на продажу спиртных напитков) выпали доходы от винной монополии. В то же время возросли расходы на военные нужды. Для финансирования увеличившихся расходов систематически повышались ставки акцизов (на сахар, табак, спички и другие товары первой необходимости)[15]. Были введены чрезвычайные налоги – военный налог (взимался с мужчин, освобожденных от военной службы), налог на прирост прибылей (применялся в отношении доходов, превышавших определенный уровень). Повышение налоговых ставок и введение новых налогов дало увеличение доходов. Но расходы росли значительно быстрее. Дефицит бюджета в 1916 году составлял 75% бюджетных расходов и почти совпадал с суммой военных расходов. В 1916 году был принят Закон о подоходном налоге, взимание которого должно было начаться с 1917 года.


В феврале 1917 года было образовано Временное правительство, которое пыталось стабилизировать экономическую ситуацию в стране. В числе мероприятий, разработанных Временным правительством, были повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы налога на прирост прибылей и установление единовременного налога. Но намеченные мероприятия не были реализованы, поскольку в России произошла смена власти. Власть в России в октябре 1917 года перешла в руки РСДРП. Первоначально предполагалось введение поимущественного и прогрессивного подоходного обложения, отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости и введение их на предметы роскоши. На деле в первый период установления советской власти источниками доходов стала эмиссия денежных знаков и контрибуции. В 1918 году был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем по плательщикам, главным образом на представителей «паразитических классов» – богатых крестьян и богатую часть городского населения. Фактически чрезвычайный налог дал около 1,5 млрд. руб. вместо запланированных 10 млрд. руб[16].

В период известный под названием «военного коммунизма» произошло свертывание денежных отношений. Налогообложение сельского населения было заменено системой продразверстки.

В 1930-32 гг. была проведена налоговая реформа. Задачей реформы стала ликвидация множественности платежей. На деле проводимая реформа была направлена на обеспечение концентрации всех ресурсов в руках государства. Возможность этого обеспечивалась тем, что к началу 30-х годов обществленный (т. е. государственный) сектор экономики занял преобладающее место. На его долю приходилось 80% валовой продукции.

В послевоенные годы чрезвычайные налоги, введенные в годы войны, постепенно были отменены. В целом налоговая система оставалась неизменной в том виде как она сложилась в ходе реформы 1930- 1932 гг. Основу налоговой системы России до начала 90-х годов 20 века составляли платежи государственных предприятий из прибыли, налог с оборота. Кооперативные предприятия платили подоходный налог. Население уплачивало подоходный налог и ряд других налогов (на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, налог с владельцев транспортных средств). Основные поступления доходов в бюджет давали платежи государственных предприятий. Налоги с населения составляли 8-9 % доходов бюджета. В последнее десятилетие 20 века налоговая система России стала фактически складываться заново в соответствии с потребностями преобразований, которые проводились в России[17].


Эволюция налогообложения показывает, что все налоги различались по объекту обложения, способу взимания, порядку и срокам уплаты и ряду других признаков. Вместе с тем, в каждом из них имеется то общее, что позволяет, несмотря на явные внешние отличия определить единым понятием «налоги». Развитие налогообложения до XVII века не опиралось на какую-либо теорию, осуществлялось на основе практики, то есть посредством проб и ошибок, при этом происходило постепенное накопление опыта в использовании налогов в соответствии с их социально-экономической сущностью, одновременно развивались и правовые аспекты налогообложения. Эволюция налогообложения происходила также от потребностей государственного аппарата.

1.2. Социально - экономическое содержание и функции налогов

Основные термины, применяемые в налоговом законодательстве, сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (ред. от 30.03.2012), далее – Налоговый кодекс, или НК РФ.

В соответствии с НК РФ налог и сбор – разные понятия.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ( п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Налогам присущи функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.

Фискальная функция состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов[18].


Регулирующая функция состоит в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая функция состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, уменьшая налогооблагаемую базу, понижая налоговые ставки, государство стимулирует социальную и экономическую активность в приоритетных для развития направлениях.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью налогов государством перераспределяется часть прибыли предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады, развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.

Характерной чертой системы налогообложения любого современного государства, взаимосвязанной с указанными выше функциями, является постоянное развитие (изменение) налогового законодательства в соответствии со стратегией и текущими задачами развития социально-экономической сферы.

Изучив функции налогов, можно понять, что роль налогов в жизни государства и общества играет огромную роль в развитии страны. Без грамотной системы налогообложения государство не сможет функционировать, как здоровая страна.

1.3. Классификация налогов[19]

Классификацией налогов называют их группировку по какому-либо признаку. Например, по механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам отнесены налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, социальный налог (действовал ранее). Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К косвенным налогам отнесены налоги на товары и услуги и операции с ними: налог на добавленную стоимость, акцизы.

По объекту обложения налоги делятся на налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы), налоги с имущества (предприятий и граждан), налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности.

По принадлежности к уровням управления (данная классификация является главной в НК РФ выделяют[20]:


- федеральные налоги и сборы;

- налоги субъектов РФ (региональные);

- местные налоги.

По субъектам уплаты различают налоги:

- физических лиц;

- юридических лиц;

- общие.

По методу обложения (от ставки) различают налоги:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные;

- линейные;

- ступенчатые;

- твердые.

Исходя из всего описанного теперь понятно, что налоговое обложение и налоговое регулирование- это сложная система, требующая сил, времени и материальных затрат со стороны государства и общества. Важно, это понимать и воспитать культуру понимания уплаты налогов будущим поколениям.

2. Функции налогов. Роль налогов в развитии государства

2.1. Функции налогов и основные принципы налогообложения[21]

Экономическая природа налогов реализуется посредством присущих им функций. По вопросу о функциях налогов в экономической литературе (научной и учебной) наблюдается большое разнообразие взглядов. В некоторых современных исследованиях рассматривают функции налогов применительно к функциям финансов, исходя из того, что налоги являются частью финансовых отношений, в соответствии с этим рассматриваются две функции налогов, аналогичные функциям финансов:

- распределительная;

- контрольная.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений, а контрольная функция налогов позволяет оценить эффективность налогового механизма, обеспечить контроль за движением финансовых ресурсов. Исследование экономической сущности налогов показывает, что налоги являются частью финансовых отношений. Следовательно, категория «налоги» выражает общие закономерности, свойственные всем финансовым отношениям и в этой связи можно отметить, что налогам должны быть присущи те же функции, которые характерны для финансовых отношений в целом, т. е. распределительная и контрольная. Вместе с тем налоги относительно самостоятельная группа финансовых отношений со своими характерными признаками, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Налогам присуща своя собственная форма движения, т. е. свои функции, которые соответствуют целям использования налогов.