Файл: Налоги как цена услуг государства (изучение роли налогов в формировании доходов государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе не позднее, чем за два дня до даты установки объекта налогообложения. По каждому виду объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, определенных НК РФ. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, применяются минимальные размеры ставок. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения[37].

До 2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась федеральным законодательством (29 глава Налогового кодекса и федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») и местным законодательством (в части установления различных ограничений по размещению объектов игорного бизнеса).

Игорный бизнес с 2009 года запрещен в России почти везде. Исключение составляют лишь четыре специально организованные зоны в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области.

Транспортный налог относится в Российской Федерации к региональным налогам. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В статье 358 НК РФ перечислены транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения. К ним, например, относятся: весельные лодки; моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил[38]; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами; автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения и др.


Не облагаются транспортным налогом: промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок и др. Налоговая база определяется в соответствии со статьей 359, например, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели − как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год.

Изучив основные виды налогов, можно сделать вывод, что налоги, такая же экономическая категория, как цена, кредит, прибыль. Налоги выполняют целый ряд функций в государстве. Налоги как ни одна экономическая категория подвергаются критике, отрицанию, изменениям. Государственности налоги есть необходимый элемент существования государственных структур и выполнения ими своих задач.

Таким образом, особенностью налогов является:
- тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

- принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;

- участие в экономических процессах общества.

Налоги и сборы являются одним из источников формирования федерального, регионального и местного бюджетов и внебюджетных фондов.
Известно, что с первых шагов своего существования государство выполняет определенные услуги: охраняет границы; развивает экономику; оказывает помощь населению; развивает науку, культуру, здравоохранение, образование. Основной вывод можно сделать, изучив материал данной работы, что налоги - это плата за эти услуги.

3.2. Основные проблемы налоговой системы в РФ и пути реформирования налоговой системы

Данная тема актуальна и это обусловлено тем, что одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений. В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы.

Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как

самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. Основным недостатком существующей налоговой системы является то, что основными направлениями в финансово-правовом регулировании и усовершенствовании налоговой системы главным является ее переориентация на прямые налоги и налоги на потребление. Кроме того, главным образом изменения в налоговой системе порождают усиление налоговой нагрузки в отношении физических лиц, а также на малый и средний бизнес, в том числе на индивидуальных предпринимателей.


Преимущественно проблемы налоговой системы- это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти.[39] Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования. При этом необходимо не забывать о сохранении принципа правовой стабильности налогового регулирования, поскольку он подразумевает поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, что предполагает не допустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм, а также установление разумного переходного периода, позволяющего исключить противоречия толкования нового налогового регулирования правоприменительными органами. Говоря о вопросах налоговой концепции РФ сегодня, в первую очередь, стоит уделить внимание проблеме налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень непродуктивной, неэкономичной и громоздкой. Большинство изменений в ней носят посредственный характер, при этом внесение изменений не изменяет ее сути, и не уходит от проблем, существующих в ней.

Огромное количество существующих налогов, трудоемкие и не всегда понятные методики их расчета, как для самого налогоплательщика, так и для проверяющего органа, большое количество бюрократических операций, приводящих к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета налогоплательщиков, так и налогового инспектирования. Так, в налоговой системе существуют различные сборы, налоги, отчисления, акцизы, которые практически не отличаются друг от друга, но такое количество платежей усложняет в работу предприятия, вносит путаницу, в результате чего возникают ошибки при исчислении налогов, в итоге приходится платить пени за несвоевременную уплату налога. Кроме того, к проблеме налоговой системы относится нестабильность существующего налогового законодательства. Это обусловлено периодическим внесением в налоговый кодекс изменений и поправок, приводящих к неустойчивому положению экономику страны, обострению экономического кризиса. Нечеткая формулировка законодательных и нормативных актов, так же является проблемой существующей налоговой системы, что тормозит эффективное функционирование налоговой системы. Все это создает возможность манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ для недобросовестных налогоплательщиков. Одной из существенных проблем является слабый контроль за сбором налогов, что приводит к уклонению от уплаты налогов, и как следствие - уменьшению налоговых поступлений.


Таким образом, существующие проблемы в налоговой системе выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует совершенствования. Следовательно, одними из первоочередных задач государства является создание системы налогообложения, стимулирующей экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом. Кроме того, совершенствование элементов налогов и сборов должно осуществляться с учетом изменений, происходящих в социально-экономическом развитии страны.

Существует необходимость привести в действие налоговый механизм, благодаря которому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов, развитие высокотехнологичных наукоемких производств нового поколения, мотивация научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что приведет в конечном итоге к развитию малого и среднего бизнеса. Все это позволит преобразовать существующую налоговую систему. Кроме того, не маловажным аспектом в совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является сохранение ее конкурентоспособности по сравнению с налоговыми системами государств, которые ведут на мировой арене борьбу за привлечение инвестиций[40]. Этому способствует, в первую очередь, становление процедур налогового администрирования предельно комфортных для добросовестных налогоплательщиков. При этом для проводимой налоговой политики важнейшим фактором является поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо оставить неизменной налоговую нагрузку в тех секторах экономики, в которых уже достигнут баланс. Кроме того, необходимо внесение изменений в законодательство о налогах и сборах в части мер налогового стимулирования, в том числе:

- стимулирование инвестиций и развитие человеческого капитала;

- предоставление льгот по налогообложению доходов физических лиц;

- совершенствование в сфере применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;

- создание льготной системы налогообложения для организаций, занимающихся новейшими разработками в сфере науки и техники в целях привлечения инвестиций в данный сектор.

В целях усовершенствования налоговой системы РФ необходимо[41]:

1. Предоставить Правительству РФ и финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам регулирования в сфере налогообложения, которые необходимо детализировать и конкретизировать, если информации, которую содержат другие нормативно-правовые документы в области налогов и налогообложения недостаточно;


2. Ввести специальный налоговый режим налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются инновационной деятельностью в сфере высоких технологий. При этом в данном режиме будет выполняться полное освобождение от налогов данных организаций либо установление льготных процентных ставок по всем видам налогов.

Так в период с 2015 по 2017 гг. основным направлением деятельности для Минфина РФ является повышение существующей эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышать ставки основных налогов и налоговую нагрузку на экономику в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода в 2018 году.

Если рассматривать тенденции совершенствования налоговой системы в целом по миру, реформирование налоговых систем идет по двум основным путям- снижения налоговой нагрузки и упрощения уплаты налогов. Во втором случае значительная часть изменений в последние годы связана с переходом на электронный документооборот. Так, 84 страны уже полностью перешли на подачу деклараций и уплату налогов онлайн, что ускоряет процесс, повышает его прозрачность и снижает вероятность ошибок[42].

Таким образом, основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, которая обеспечивает налоговую конкурентоспособность Российской Федерации на мировой арене, а с другой стороны, сохранение бюджетной устойчивости, путем получения нужного объема бюджетных доходов.

При этом нельзя забывать о том, что любое нововведение, даже направленное на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должно приводить к нарушению конституционных прав граждан, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов.

Из данной главы следует понимать, что в мире нет абсолютно идеальных форм налоговой системы.

Прямое повышение налогового бремени все реже используется как основной инструмент получения дополнительных средств. Вместо этого власти многих стран пытаются оптимизировать налоговые системы путем реформ.

Государства активно реформируют налоговые системы, пытаясь найти золотую середину между наполнением бюджета и развитием частного предпринимательства.

Заключение