Файл: Налоги как цена услуг государства (изучение роли налогов в формировании доходов государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основываясь на этом, авторы дополняют распределительную и контрольную функции регулирующей функцией, посредством которой государство добивается желаемого поведения субъектов хозяйствования[22].

Некоторые авторы выделяют также и внешнеэкономическую функцию, реализующуюся во взаимоотношениях с отдельными государствами. И другие подходы к определению функций налогов, при которых, в частности, распределительную функцию наделяют рядом подфункций, таких как стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная. Стимулирующая подфункция проявляется в возможности влиять на поведение налогоплательщиков с помощью определенных видов налогов и отдельных элементов налогообложения (в частности, налоговых льгот). С помощью этой функции можно побуждать налогоплательщиков к инвестиционной деятельности, благотворительности и т. п., поощрять развитие малого предпринимательства. Дестимулирующая подфункция проявляется в том, что создаются налоговые барьеры для развития каких-либо нежелательных процессов, например, высокие ставки таможенных пошлин, препятствуют экспорту или импорту. Высокие ставки налогообложения по отношению к игорному бизнесу могут несколько сдерживать развитие этого вида предпринимательской деятельности. Воспроизводственная подфункция реализуется через налоги, взимаемые при пользовании природными ресурсами. Взимание таких налогов способно ограничивать потребление природных ресурсов и дает источник средств для воспроизводства материально сырьевой базы, водных ресурсов, биологических ресурсов.

Наличие различных точек зрения по вопросу о функциях налогов объясняется сложностью и многогранностью природы налогов и относительной молодостью науки, изучающей налоги с теоретических позиций. Критерием правильности трактовки функций налогов должно служить соответствие выявленных функций социально-экономической сущности налогов и целям использования налогов[23]. Налоги возникают на этапе становления государственности как способ присвоения государством части созданных в обществе материальных благ. Внешней формой такого присвоения выступает узаконенное отчуждение части индивидуальных доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов. Таким образом, на стадии возникновения налогов их основной целью было обеспечение государства необходимыми доходами, поэтому первую функцию налогов можно определить как фискальную. Данное определение не противоречит трактовке распределительной функции налогов, а лишь подчеркивает специфику налоговых отношений, заключающуюся в том, что участником распределения выступает государство, которое с помощью налогов наполняет государственную казну[24], в современных условиях в этом значении используется понятие государственный бюджет.


Налоги исторически возникают, как метод формирования доходов любого государства. Налоги – основной метод мобилизации доходов в государственные бюджеты и в современном цивилизованном обществе, это характерно и для России. Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Значение фискальной функции возрастает. Это объясняется расширением и усложнением функций государства. Однако рост налоговых доходов государства не безграничен. Достигнув определенного уровня, налоги наряду с другими объективными причинами вызывают увеличение издержек производства и удорожание товаров и услуг. Это становится тормозом экономического роста.

Чрезмерное обложение населения налогами вызывает ухудшение их материального положения и приводит к обострению социальных противоречий. Принудительный характер изъятия налогов служит основой для возникновения противоречия между налогоплательщиком как субъектом налога, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны. Принудительный характер изъятия части дохода налогоплательщика содержит в себе возможность ухудшения его материального положения и порождения социального неравенства между различными группами налогоплательщиков.

Таким образом, изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, поскольку это ухудшает их материальное положение. Данное противоречие должно обязательно учитываться при формировании налоговой системы любым государством. Иными словами, не подвергая сомнению необходимость налогов, при построении налоговой системы необходимо определять, каким должно быть налоговое бремя, насколько оно соотносится с возможностями налогоплательщиков по уплате тех или иных налогов. В связи с эти возникает проблема поиска уровня налоговых изъятий, при котором обеспечивается максимально возможное поступление налоговых доходов в бюджет[25].

Реализация функций налога непосредственно связана с теми принципами, на которых строится вся система налогообложения и которые реализуются в конкретном виде налога. Все принципы, лежащие в основе налога, могут быть объединены в три группы:


- юридические,

- организационные,

- экономические принципы[26].

В ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов[27]. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко.

К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие:
«1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.


В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений. Важно отметить, что словосочетание «каждое лицо» объединяет физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), а также юридических лиц.

Большой исторический опыт практического применения налогов показал, что повышение уровня налоговых изъятий, путем установления более высоких ставок налогообложения, создает отрицательные последствия двух видов: - снижение предпринимательской активности, торможение экономического роста; - сокращение налоговых поступлений в бюджет. Понижение налоговых ставок, напротив, приводит к повышению предпринимательской активности, способствует экономическому росту и увеличению налоговых поступлений в доходы государства[28].

Из данной главы можно сделать выводы, что все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности. Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принципами построения всей налоговой системы. Также хочется сказать, что в современном мире растет технический прогресс, вместе с ним растет также прогресс в сфере налогообложения. Теперь каждый гражданин и юридические лица могут пользоваться личным кабинетом на соответствующих сайтах, отслеживать свою задолженность и переплату по налогам, но пока видимо, из-за того, что проект новый, есть неточности и несоответствия. Надеюсь, в будущем этот проект станет более совершенным.

Также очень важный момент стоит отметить, что рост налоговых доходов государства не безграничен. Достигнув определенного уровня, налоги наряду с другими объективными причинами вызывают увеличение издержек производства и удорожание товаров и услуг. Это становится тормозом экономического роста. Чрезмерное обложение населения налогами вызывает ухудшение их материального положения и приводит к обострению социальных противоречий. Поэтому при построении налоговой системы необходимо определять, каким должно быть налоговое бремя, насколько оно соотносится с возможностями налогоплательщиков по уплате тех или иных налогов.


3. Налоги, как цена услуг государства

3.1. Роль налогов в формировании доходов государства

Налоги выступают, как основной источник бюджетов различных уровней в государстве.

Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения определяются Налоговым кодексом РФ. Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Приведем основные из таких налогов:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина[29].

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К таким налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. К этим налогам относятся:
- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.