Файл: Порядок проведения приватизации ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Более 27 лет назад руководство нашей страны поставило цели по формированию среднего класса, получению дополнительных доходов в бюджет от налога на имущество физических лиц, улучшению качества жилищного фонда. Одним из способов достижения указанных целей стало решение пресловутого жилищного вопроса путем приватизации жилых помещений. Сущность данного правового института определена в ст. 1, 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее также – Закон о приватизации)[1], ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон)[2].

Так, в случае приватизации жилья право публичное право собственности на такой объект прекращается, а у граждан возникает право частной собственности на данное жилое помещение. Положительное решение уполномоченного органа о передаче гражданину жилого помещения в порядке приватизации по своей правовой сущности означает приобретение гражданином прав собственника в отношении жилья (ст. 209 ГК РФ, ст. 30 ГК РФ), что влечет реализацию полномочий по владению, пользованию, распоряжению жилым помещением, участию в управлении делами многоквартирного дома. Это позволит продать, подарить жилье, обменять, сдать в аренду, передать по наследству, обеспечить обязательство под залог приватизированного жилья.

Необходимость исследования проблем правового регулирования приватизации жилых помещений состоит в комплексном характере специального законодательства в сфере приватизации, которое включает в себя как гражданские, так и административные нормы, вместе с тем основано на гражданско-правовом методе регулирования общественных отношений. Изучение приватизации и ее процессов требует комплексного подхода в рамках экономических, юридических, организационно-технических и социальных аспектов, которые определяют цель и результат приватизации.

Актуальным так же, является изучение приватизации в юридическом аспекте, в частности, определения понятия приватизации его принципов и т.д.

Объект исследования - общественные отношения, которые складываются в сфере приватизации жилых помещений.

Предмет исследования - процесс правового регулирования отношений приватизации жилых помещений и нормативные правовые акты российского законодательства, которые ее регламентируют.


Цель - изучение понятия и принципов приватизации.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- раскрыть понятие приватизации;

- охарактеризовать принципы приватизации;

- определить порядок и основные способы приватизации жилых помещений;

- рассмотреть реализацию права на приватизацию жилых помещений.

Теоретической основой работы являются труды ученых, посвятивших свои работы различным аспектам приватизации жилых помещений. В работе проанализированы труды Ю.Ф. Беспалов, Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, А. А. Титов, Е.А. Чефранова и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Понятие приватизации жилых помещений

Правовой основой для начала приватизации жилищного фонда в нашей стране послужил Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 г. В него неоднократно вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. изменилось наименование Закона - он стал Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Конечно, этот Закон возник не сам по себе, а на базе правовых положений, которые уже были приняты в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Жилищная сфера, как часть народного хозяйства, должна была «включиться» в происходящие коренные преобразования в экономике. Его принятию предшествовали Закон СССР «О собственности в СССР» и Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.), которые сняли различные ограничения по отношению к собственникам жилых помещений, в том числе заложили основу приватизации жилья.

Позднее вопрос о приватизации жилых помещений нашел отражение в других законах:

статьей 54.1 ЖК РСФСР[3] (внесенной в 1991 г.) было установлено, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную и долевую, на условиях, установленных законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР;


согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В этой статье также содержится принципиальное положение о приоритете норм специальных законов (к которым относится и Закон о приватизации) перед нормами ГК РФ: «при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное». Это выражается, например, в том, что жилое помещение передается гражданину в порядке приватизации не собственником государственного или муниципального жилья, а предприятием или учреждением, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления[4].

Правовая концепция приватизации гораздо более узкая, чем экономические определения. В.С. Белых считает, что правовая концепция термина «приватизация» должна обладать исчерпывающим и четким набором характеристик, которые делают ее пригодной для практического применения, она должна «строго определять законом границы (концепция приватизации в узком смысле слово, его основные цели, диапазон регулируемых отношений и т. д.), чтобы избежать двусмысленности в толковании и, соответственно, различий в практической применимости. Рассмотрение той же приватизации в широком смысле может лишь указывать на многогранный и неоднозначный характер этой категории (например, приватизация может иметь политические, коммерческие психологические и т. д. аспекты)»[5].

Согласно E.С. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» использовалось для обозначения процесса преобразования публичной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В самом широком смысле, по его мнению, приватизация это осуществление различных мер по сокращению масштабов деятельности государства или усилению роли частного сектора в собственности или в предпринимательской деятельности[6].

Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства своим гражданам, распределение государственных услуг частному сектору, а также отказ от активной работы государственных органов с целью дать сфера частной инициативы «[7].


С юридической точки зрения определение, данное С. И. Комарицким: «Приватизация обычно понимается как юридический институт, относящийся к сфере правового регулирования имущественных прав, и означает прекращение собственности на определенную собственность и появление прав частной собственности. Поскольку приватизация всегда связана с прекращением права на государственную собственность, в таких отношениях присущ общественный элемент, что вызывает необходимость разработки каких-то общих общедоступных правил передачи права собственности»[8].

В этом случае в результате приватизации приватизация прав собственности на объекты приватизации, принадлежащие государственной или муниципальной собственности, осуществляется в специально установленной процедуре. В то же время производный способ приобретения права собственности, предусмотренный в статье, выходит за рамки правового регулирования ГК РФ. Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает возможность передачи имущества: по каким основаниям, в каком порядке, какое имущество, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, все эти вопросы являются предметом правовых регулирование специального законодательства.

В этом случае положения ГК РФ, в зависимости от условий передачи государственной или муниципальной собственности, определяемые законодательством о приватизации, могут быть применены или применяться со значительными ограничениями.

Приватизацию следует понимать как процедуру передачи собственности, находящейся в государственной или муниципальной собственности, регулируемой нормами права, в собственность физических лиц и (или) юридических лиц для оплаты или бесплатно, которая осуществляется в формах, строго установленных законодательством о приватизации, и предполагает: действие акта ненормативного характера, в котором содержится решение о передаче имущества частной собственности; сделка по отчуждению указанного имущества; выполнение этой транзакции.

Для целей гражданского права ключом к концепции приватизации является определение приватизации именно как компенсационное отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, в собственности физических и (или) юридических лиц, то есть как специфического основания возникновения и прекращения права собственности.

По смыслу этого определения предполагалось, что приватизация может быть, как оплаченной, так и неоплаченной. С точки зрения современного правового мышления это определение приватизации выявляет ряд недостатков, что не могло не сказаться на практике применения Закона о приватизации 1991 года. Так, во время принятия Закона о приватизации 1991 года не существовало реального правового механизма разделения государственной собственности на федеральную собственность, владения субъектами федерации и муниципальной собственности. Он появился только с принятием Постановления Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственного имущества Российской Федерации о федеральном имуществе, государственной собственности республик в пределах Российской Федерации, территориях, регионов, автономных областей, автономных областей, Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности».


Хотя такие понятия уже были дифференцированы в Законе РСФСР от 24.12.1990 г. «Об имуществе в РСФСР»), право на приватизацию в соответствии со статьей 1 Закона о приватизации 1991 г. пользовались только гражданами, акционерными обществами (партнерские отношения); не было четкого указания собственности как объекта государственной собственности (приватизации); смешанное экономическое и правовое понимание собственности. Конституционный суд Российской Федерации в Федеральном законе «О приватизации государственного имущества и на основе приватизации муниципальной собственности в Российской Федерации» выявил ряд неточностей в нормативно-правовой природе, в том числе использование правовой терминологии неадекватно отражающий характер и сущность определяемых правовых явлений, а также несогласованность и несогласованность формулировок. Это касается, в частности, положений статьи 21 «о бесплатной передаче объекта приватизации» (хотя на деле только собственник возвращается владельцу), а также его положения, которые неточно определяют субъектов, требуемых для подачи претензий в суде и гармонизации социальных условий конкуренции[9].

Приватизация государственного и муниципального имущества является не только средством прекращения прав собственности по воле государственных или муниципальных образований, но также рассматривается как форма крупномасштабной трансформации имущественных отношений в стране. Это, в свою очередь, требует скоординированной деятельности государственных и муниципальных органов власти, принятия актов административно-правового характера. В этом смысле приватизация выходит за рамки гражданско-правовых отношений, поскольку приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с специальным законодательством о приватизации, что отражено в статьях 217, 235 ГК РФ.

В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества положения о порядке приобретения и прекращения владения предусмотрены Кодексом, если иное не предусмотрено законами о приватизации.

В статье также оговаривается, что положения ГК РФ о порядке приобретения и прекращения права собственности применяются, если в законах о приватизации не предусмотрено иное. Статья 235 ГК РФ, определяющая общие основания для прекращения права собственности физических и юридических лиц (некоторые из них связаны с государственной собственностью), подчеркивает, что имущество в государственной или муниципальной собственности отчуждается в владение гражданами и юридическими лицами по решению собственника в порядке, установленном законами о приватизации. Кроме того, при определении понятия «приватизация» в статье 217 ГК РФ используется термин «переданный» (в отношении имущества), который включает как оплаченное, так и безвозмездное отчуждение государственного имущества. Однако отчуждение имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц, осуществляется только по решению собственника в порядке, установленном законом о приватизации.