Файл: Порядок проведения приватизации ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приватизация не должна стать капризом моды, государственная собственность необходима в качестве дополнение к рыночному механизму;

приватизация должна происходить постепенно;

обязательными условиями приватизации должны стать инвестиции, сохранение надлежащего уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

каждый шаг приватизации должен являться обоснованным, публичным и доступным народу.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

Массовый характер приватизация может приобрести исключительно по средствам различных методов (акционирования и конкурсной продажи). Приватизация имеет важность не как отдельный элемент, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации – двух возможных методов государственного воздействия на образование экономической структуры общества, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий[19].

Содержание системы отношений приватизации раскрывается посредством ее цели. В данном контексте приватизация является не целью реформы, а ее инструментом. Приватизация помогает демонополизации производства. Однако, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это воспрепятствовало увязки задач приватизации и демонополизации. Необходимо принимать во внимание тот факт, что проблему демонополизации возможно решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только с помощью разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации по своей структуре сложная, использование разрешенных программой приватизации методов может привести к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

ГЛАВА 2. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ: ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. Порядок и основные способы приватизации жилых помещений

Согласно ст. 14 ФЗ «О приватизации» утвержденный план (программа) приватизации государственного или муниципального имущества с перечнем имущества, подлежащего приватизации, является основанием для решения уполномоченными органами об условиях приватизации имущества. Положения рассматриваемой статьи определяют правовую основу для принятия такого решения в отношении федерального имущества (пункты 1, 2), а также устанавливают юридические последствия утверждения решения об условиях приватизации федерального имущества для осуществления деятельности унитарных предприятий (пункт 3). Положения пункта 4 исследуемой статьи посвящены решениям об условиях приватизации государственного и муниципального имущества субъектами РФ и муниципальными образованиями, соответственно. Законодатель в норме пункта 1 статьи, устанавливает декларативную норму на основе принятия решения об условиях приватизации федерального имущества. Основанием для принятия этого решения является прогнозный план приватизации федерального имущества за соответствующий. Прогностический план приватизации федерального имущества является ориентиром для сроков принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, поскольку такие решения должны быть подготовлены и приняты вовремя для обеспечения приватизации соответствующего федерального имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и начальной цены, если иное не установлено законом, а также другую информацию, необходимую для приватизации имущества.


В соответствии с пунктом 3 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 г. № 512, подготовка решений об условиях приватизации федерального имущество осуществляется Агентством по управлению федеральным имуществом или от его имени его территориальными органами. Наряду с подготовкой решений Федеральное агентство по управлению собственностью или его территориальные органы при необходимости готовят решения о наложении обременений на имущество, подлежащее приватизации, и о дальнейшем использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации. Эти решения принимаются одновременно с решениями об условиях приватизации федерального имущества. Если Федеральное агентство по управлению собственностью или его территориальные органы занимаются подготовкой решений об условиях приватизации, Правительством РФ, Агентством по управлению федеральным имуществом или, по его поручению, территориальными органами Федерального агентства по управлению имуществом в в соответствии с планом приватизации федерального имущества или в установленном законом порядке в соответствии с решениями Президента РФ или Правительства РФ о выпуске акций открытых акционерных обществ преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в качестве вклада в уставный капитал акционерных обществ.

Право внесения проекта решения об условиях приватизации федерального имущества, принятого Правительством РФ, принадлежит Министерству экономического развития РФ. Кроме того, в случае необходимости Министерство экономического развития готовит проекты решений об установлении обременений в отношении имущества, подлежащего приватизации, а также о дальнейшем использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации[20].

Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества предусматривают возможность принятия дополнительных решений об условиях приватизации федерального имущества или введения или отмены ранее принятого решения. Такая ситуация возможна в случае признания продажи федерального имущества не удалась. В этом случае Федеральное агентство по управлению собственностью (Росимущество) или от его имени его территориальное учреждение должно принять решение в течение месяца о продаже имущества ранее установленным образом; или решение об изменении способа приватизации; или решение об отмене ранее принятого решения об условиях приватизации. Предложения об отмене или изменении решений Правительства Российской Федерации об условиях приватизации федерального имущества принимаются Министерством экономического развития Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в течение месяца со дня признание продажи федеральной собственности, которая потерпела неудачу. Следует помнить, что при отсутствии такого решения продажа имущества запрещена.


В случае принятия решения о продаже ранее установленного способа любое решение об изменении метода приватизации для продажи посредством публичной рекламы публикуется информационное сообщение о проведении такой продажи в период, в течение которого оценка рыночной стоимости объекта, указанного в оценке отчет.

Следует отметить, что вышеуказанная процедура не применяется к процедуре подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. Порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации. Так, например, Приказ Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 423 утвердил порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, занимающихся геодезией и картографией. В соответствии с этим документом проект решения об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, работающих в области геодезии и картографии, включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, подготовленный центральным аппаратом Федерального агентства по недвижимости в рамках один месяц с даты получения соответствующего территориального управления Росимуществом комплект, необходимый для принятия этих документов решения. В целях координации и контроля деятельности Агентства по управлению федеральным имуществом и Российского реестра до принятия решения о сроках приватизации в течение пяти рабочих дней с даты подготовки проекта решения об условиях приватизации этих решений направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации с копиями списков имущества унитарных предприятий, необходимых для выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, копий проектов актов передачи, копий аудиторских отчетов, промежуточных бухгалтерских балансов, актов инвентаризации унитарных предприятий в области геодезии и картографии, включая инвентаризацию прав на результаты научно-технической деятельности[21].

Обращаясь к статье 16 исследуемого Федерального закона, нормы статьи законодателем определяются исчерпывающий перечень документов, которые заявитель для участия в аукционе по продаже государственной или муниципальной собственности представляет вместе с заявкой (п. 1), а также требования для оформления таких документов (стр. 2). Исследуемая статья является гарантией прав лиц, которые хотят купить приватизированную собственность, чтобы избежать субъективного подхода к различным кандидатам и продажи государственной или муниципальной собственности в ущерб экономическим интересам собственника Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета.


Законодатель в пункте 1 исследуемой статьи использует дифференцированный подход к объему представленных документов, в зависимости от того, кто является участником торгов: физическое или юридическое лицо. Подтверждая свой статус, юридические лица обязаны представить заверенные копии учредительных документов: устава, учредительного договора и устава или только меморандума. В учредительных документах юридического лица, название юридического лица, место его нахождения, порядок ведения деятельности юридического лица, а также другая информация, требуемая законом для юридических лиц соответствующего типа (статья 52 ГК РФ). Кроме того, статус юридического лица подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет в качестве налогоплательщика, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Законодатель в исследуемой норме не устанавливает специальных требований к способу заверения представляемых документов. Ввиду этого, с учетом позиции судебных органов, следует сделать вывод, что копии учредительных документов могут быть заверены руководителем юридического лица с проставлением печати этой организации[22]

Так, согласно материалам дела №А75-10214/2012, рассмотренного Восьмым арбитражным апелляционным судом (Постановление от 3 июня 2013 г.), на копиях документов, прилагаемых к заявке, генеральным директором ООО проставлена печать юридического лица и своя подпись с расшифровкой. Заявитель же полагал, что документы представлены в форме незаверенных копий, т.к. на них отсутствует подпись “верно” и расшифровка должностного лица. Оценив приложенные к заявке копии документов, с учетом того, что копии документов были заверены генеральным директором с оттиском печати юридического лица, полномочия директора документально подтверждены, суды трех инстанций в рассматриваемом случае сочли копии документов заверенными надлежащим образом. При этом отсутствие подписи “верно” на копиях документов при вышеизложенных обстоятельствах является лишь формальным нарушением, не оказывающим существенное влияние на результат торгов.

Что касается других документов, указанных в исследуемой норме, которую должно предоставить юридическое лицо, законодатель четко определил как форму таких документов, так и то, как они проверяются[23].

В отношении физических лиц единственным документом, который дает право участвовать в торгах на продажу государственной или муниципальной собственности, является документ, подтверждающий его личность, или копии всех его страниц. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» образец формы и описание паспорта гражданина Российской Федерации[24]«, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Если, однако, гражданин представляет копию удостоверения личности для участия в аукционе, копии всех листов такого документа должны быть представлены независимо от того, включена ли какая-либо информация в них или нет. 


В частности, Девятый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 21 января 2013 г. № 09АП-37476/2012-АК по делу №А40-91072/12-130-872[25]подчеркнул, что представление всех документов, предусмотренных в статье, является необходимым и обязательным условием для участия заявителя в участии в аукционе. Подача копии паспорта, которая не содержит всех страниц, привела к невозможности оценить ее действительность (недействительность) и, в конечном счете, отказ от участия в аукционе.

Законодатель позволяет претендентам участвовать в аукционе, чтобы действовать через своих представителей на основании доверенности. В соответствии с положениями гражданского права доверенность представляет собой письменное разрешение, выданное одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьим лицом. Доверенность от имени юридического лица выдается под подписью руководителя или другого лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами. В последнем случае к доверенности, подтверждающей полномочия этого лица, должен быть приложен документ (например, приказ о выполнении обязанностей главы, распоряжение о разграничении полномочий, доверенность и т. д.). Доверенность, в которой дата ее поручения не указана, не имеет значения (статьи 185 186 ГК РФ). Кроме того, законодатель может представить в качестве дополнения к заявлению и копию такой доверенности, но только нотариально заверенную.

Положения пункта 2 рассматриваемой статьи содержат достаточно четкий и исчерпывающий перечень требований к форме документов, перечисленных в пункте 1[26].

Кроме того, в этом правиле законодатель допускает подачу документов в электронной форме в случае продажи государственной или муниципальной собственности в электронной форме. В соответствии с Положением об организации и проведении продажи государственной или муниципальной собственности в электронном виде Правительством Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 860 распространяется обращение документа между участниками торгов, участниками, организатором и продавцом через электронную платформу (сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где проводятся электронные аукционы).

Для электронного документооборота организатор аукциона предоставляет возможность зарегистрировать продавца и заявителей на электронном сайте, ввести их идентификационные данные (имя пользователя и пароль) и возможность сменить пароль, открыть магазин в личной области на электронном сайт, к которому имеет доступ только продавец, и раздел, доступ к которому имеет только продавец и участники; размещает электронную форму заявки; определяет порядок регистрации участников торгов на электронной платформе; обеспечивает прием и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых документов (в реестре заявок), а также предложений участников о цене имущества.