Файл: Банковская информация и обеспечение банковской тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора [23, с. 40].

Иные субъекты, такие как, прокурорские работники, инспекторы Счетной палаты обязаны соблюдать режим конфиденциальности сведений согласно общему принципу – «хранить охраняемую законодательством тайну».

Вопрос раскрытия информации, являющейся банковской тайной

Кредитная организация обязана осуществлять предоставление сведений, являющихся банковской тайной исключительно в законодательно закрепленных случаях.

Исключениями из банковской тайны могут выступать конкретно установленные законодательством основания [21, с. 12].

В статье 857-й ГК РФ закреплено то, что сведения, являющиеся банковской тайной, могут предоставляться только самим клиентам или их представителям. Государственные органы и их должностные лица могут получить подобные сведения исключительно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Самый подробный перечень подобных случаев содержит Закон о банках. При этом иными федеральными законами устанавливается детализация полномочий и процедура получения определенных необходимых сведений. Ситуации предоставления сведений, которые являются банковской тайной, обычно классифицируются по различным основаниям [24, с. 13].

Первый классификационный критерий – согласен или же нет, клиент банковского учреждения раскрыть эту информацию.

Второй случай, когда может быть предоставлена банковская тайна – зависит от порядка и формы их предоставления.

Например, на раскрытие информации может влиять следующее:

Специальные запросы. Их осуществляют государственные органы, высылая справки или отдельные документы.

Отчетная или иная обобщенная документация кредитного учреждения (аудиторы, Банк России).

Порядок уведомления – здесь не нужен предварительный запрос государственных органов о том, что есть определенные, предусмотренные законом обстоятельства в отношении определенного банковского клиента [20, с. 78].

Комитет по финансовому мониторингу – в силу законодательного предписания, если выявлены установленные признаки.

Третье основание классификации – это статус лица, которого касаются предоставляемые банком факты. Так, Банковский закон предусматривает разные критерии, по которым могут быть предоставлены сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.


Теперь перейдем к полномочиям, которыми обладают различные пользователи информации, являющейся банковской тайной, а также к основаниям, по которым им предоставляются сведения [18, с. 43].

Само собой, наиболее важным значением институт банковской тайны обладает, когда дело касается взаимоотношений налоговых органов и кредитных организаций. Налоговые органы стараются узнать как можно больше информации за как можно более короткий временной период от банковских учреждений. В свою очередь, банковские учреждения должны в первую очередь заниматься защитой клиентских интересов, поскольку именно клиенты – источник их благополучия. Таким образом, очевиден конфликт интересов [14, с. 32].

Согласно банковскому закону, налоговые органы могут заниматься получением справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому Кодексу РФ, у налоговых органов довольно широкие полномочия в отношении получения от банковских учреждений информации по клиентам последних:

Банки осуществляют открытие счетов учреждениям, ИП только в том случае, если предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе [27, с. 15].

Банки должны сообщать, когда открывается или закрывается счет учреждения, индивидуального предпринимателя, налоговому органу по места их учета. Срок – пять дней с того момента, как был открыт или закрыт такой счет.

Банки должны заниматься выдачей налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делается это согласно законодательству Российской Федерации, в пятидневный срок, после того, как появился мотивированный запрос налогового органа [25, с. 40].

У налоговых органов есть право требования от банков документов. Документы эти должны подтверждать, что платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов клиентов налоговых сумм, пеней и штрафов, исполнены.

Если налоговые органы считают, что банк обладает всеми необходимыми для них документами, то у них есть право истребования этих документов у банка. Действует это только в том случае, если есть основания для проведения в отношении него проверки.

Банковским законом установлено, что предоставление справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правоохранительным органам, должно осуществляться в том случае, если выполнены два условия [30, с. 34]:


Информация прямо относится к делу, которое находится в компетенции этого органа.

Если это налоговые преступления – по закону банковская тайна может быть раскрыта даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам внутренних дел выдает кредитная организация, - если они выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления.

Если это досудебное производство, банковскую тайну можно получить, проводя следственные действия (в порядке, который установлен УПК РФ). Извлекать документы с информацией о вкладах и счетах клиентов в банковских учреждениях можно только по судебному решению [28, с. 34].

Конституционным судом распространены эти требования УПК РФ и касательно обыска – если при его проведении изымаются банковские документы, так как «требование о производстве выемки … только по итогам судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации». Поэтому судебное решение необходимо в любом случае – и совершенно неважно, обыск это – или выемка [29, с. 78].

В законодательстве РФ отсутствуют специальные указание на то, когда судами должна быть дана санкция на доступ к банковской информации, а в каких – должно быть отказано. Считается, что данный вопрос должен решаться в зависимости от степени обоснованности подозрений следователя и решать должен суд.

Согласно банковскому закону, судебные приставы не имеют права на доступ к банковской тайне. В федеральном законе «О судебных приставах» отсутствуют специальные положения о порядке доступа к банковской информации. У них есть лишь общее право «получить, совершая исполнительные действия, нужную информацию, объяснения и справки». В итоге, Конституционным судом РФ было признано, что судебные приставы-исполнители имеют право на запрос и получение в банковских учреждениях необходимых сведений о вкладах физических лиц. Мысля логически, все эти правила относятся равноценно и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям [17, с. 43].

При этом постановление выделяет три квалифицирующих признака этого права:

Реализация права в связи с тем, что исполняется постановление суда.

Реализация права в пределах, которые определены судебным постановлением.

Предоставление сведений осуществляется лишь в том размере, который необходим, чтобы исполнить исполнительный документ.


2.2. Ответственность за разглашение банковской тайны

В настоящее время для раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность. Затем вам необходимо дополнительно рассмотреть эти виды ответственности. Гражданская ответственность за незаконное раскрытие банковской тайны является одним из видов юридических гарантий права лица на банковскую тайну. Право требовать, чтобы виновная сторона была привлечена к гражданской ответственности за раскрытие банковской тайны, принадлежит частному лицу - клиенту банка, юридические интересы которого были нарушены преступлением. Кроме того, имущество, получаемое от применения гражданских санкций, будет принадлежать лицу, чье право на банковскую тайну было нарушено [23, с. 40].

В юридической литературе рассматривался вопрос о том, кто должен отвечать за незаконное раскрытие банковской тайны: конкретный банковский служащий или сам банк как юридическое лицо. В пункте 3 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что в случае раскрытия банком информации, составляющей банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, имеет право потребовать от банка компенсации за причиненные убытки [2].

Проанализировав эту формулировку закона, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, предметом гражданской ответственности является банк или другая кредитная организация, а не их сотрудники. Во-вторых, требование о возмещении убытков, вызванное раскрытием банковской тайны, является правом клиента банка, права которого были нарушены, а банк несет ответственность только в том случае, если клиент реализует свои права. В-третьих, это предусматривает возможность компенсации за весь ущерб, то есть реальный ущерб и упущенную выгоду.

В пункте 9 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» по-разному говорят об этой ответственности: раскрытие банковской тайны Банком России, организацией, осуществляющей функции страхования обязательного вклада, кредитными, аудиторскими и другими организациями, уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействуют легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностным лицам и их сотрудникам, включая компенсацию за ущерб [9, с. 14].


Здесь значительно расширился список лиц, ответственных за незаконное раскрытие банковской тайны, акцент делается на том, что эти субъекты могут нести ответственность, а не за право клиента на компенсацию. Правильное мнение, по-видимому, заключается в том, что банк должен нести ответственность за раскрытие информации, составляющей банковскую тайну, которая имеет право впоследствии применить обращение к ее сотруднику. Банк и работник связаны трудовыми отношениями, которые регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Трудовой кодекс 80 Российской Федерации предусматривает ответственность сотрудников за раскрытие информации, относящейся к определенным видам секретов [8, с. 12].

В частности, в ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации уточняется, что в трудовом договоре, заключенном между работником и работодателем, могут быть предусмотрены дополнительные условия. Одним из дополнительных условий является неразглашение охраняемых законом секретов (государственных, официальных, коммерческих и других).

Для раскрытия секретов, охраняемых законом, которые стали известны сотруднику в связи с выполнением его должностных обязанностей, трудовой договор может быть расторгнут с работником (пункт «в» пункте 6 статьи 81 Трудового кодекса Российская Федерация).

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 указывается, что работодатель должен предоставить доказательства того, что информация, раскрываемая сотрудником в соответствии с действующим законодательством, относится к одному из видов секреты, охраняемые законом, и эта информация стала известна ему в связи с выполнением его должностных обязанностей, и он пообещал не раскрывать такую информацию.

Меры по обеспечению безопасности могут также применяться к работникам банка. В частности, в ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что полная ответственность возлагается на работника, если они раскрывают информацию, составляющую определенные виды охраняемых законом секретов. Важным гарантом банковской тайны является Уголовный кодекс Российской Федерации, который предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и раскрытие информации, составляющей банковскую тайну. Уголовная ответственность носит публичный закон, т. е. государство также выступает в качестве общего правила как субъект привлечения к такому виду ответственности [11, с. 34].

Этот состав предусмотрен в новом Уголовном кодексе Российской Федерации. Так в искусстве. 183 Уголовного кодекса «Незаконное получение и раскрытие информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну», предусматривало, что сбор информации, составляющей банковскую тайну, путем кражи документов, подкупа или угроз, а также любым другим незаконным методом, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного на срок от одного до шести месяцев или лишения свободы на срок до двух лет [23, с. 40].