Файл: Банковская информация и обеспечение банковской тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время законодательство большинства развитых стран предусматривает определенные требования к банковской тайне и порядку предоставления третьим лицам информации, попадающей под данный режим.

Под банковской тайной подразумевается информация, которая становится известна кредитной организации в результате ее деятельности. В частности, под данную категорию попадает информация о банковском счете, его распорядителе, бенефициаре и операциях по нему. Эта информация доступна не только банкам и их клиентам, но и третьим лицам – так называемым пользователям банковской тайны. Это налоговые структуры, таможенные органы, органы прокуратуры и другие организации, которые имеют доступ к банковской тайне при осуществлении своей профессиональной деятельности. Перечень третьих лиц, как правило, устанавливается законодательством [23, с. 40].

В связи с активными международными мероприятиями по борьбе с терроризмом, уходом от налогов и отмыванием денег институт банковской тайны подвергается значительному давлению со стороны мирового сообщества. Но при этом информация, составляющая банковскую тайну, недоступна третьим лицам, в том числе, государственным органам, и используется исключительно на правовых основаниях, благодаря чему предоставление банками определенных данных при подозрении об их преступном характере воспринимается как необходимое исключение.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере применения кредитными организациями законодательства о банковской тайне.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие все аспекты общественных отношений, связанных с банковской тайной.

Целью данного исследования является формирование концептуального представления об институте банковской тайны как о публично- правовом институте.

Цель исследования обуславливает необходимость реализации следующих задач:

- исследовать правовую природу банковской тайны;

- определить правовое содержание информации, составляющей банковскую тайну;

- сформулировать научное понятие банковской тайны;

- установить перечень государственных органов и должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Теоретическую основу составляют научные труды таких авторов как М.М. Агарков, Д.Г. Алексеева, Т.А. Андронова, А.Ю. Викулин, С.А. Даниленко, Л.Г. Ефимова и других.


Основным методом настоящего исследования является общенаучный диалектический метод.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Содержание банковской тайны

1.1. Понятие «банковская тайна»

Государство всегда вмешивалось в отношения банков и их клиентов по политическим, экономическим мотивам, наделяя различные свои органы частичным либо полным доступом к данной категории сведений [13, с. 9].

При этом правоохранительные органы, как правило, наиболее настойчиво требуют доступа к сведениям о клиентах кредитных организаций, поскольку бремя доказывания, закрепленное уголовно-процессуальным законодательством, требует от них активной, наступательной работы.

Как показывает практика, в механизме хищения крупных сумм денежных средств почти всегда фигурируют банковские операции, с помощью которых денежные средства переводятся в распоряжение преступников, перераспределяются, скрываются и легализуются.

Переоценить в таком случае значение информации о совершенных банковских операциях и их участниках для процесса выявления, пресечения и раскрытия преступлений невозможно.

Как правило, понятие «банковская тайна» включает в себя сведения о клиенте и всех его банковских операциях, совершенных в конкретном кредитном учреждении либо с его помощью. Часть 1 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [2] указывает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Таким образом, законодатель выделил три элемента банковской тайны: сведения о счете и вкладе, сведения об операциях по счету, а также сведения о клиенте [14, с. 21].

Из положений ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) следует, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.


В соответствии с указанной нормой кредитная организация также обязана хранить в тайне любые иные сведения, устанавливаемые в ходе работы с клиентами.

Вместе с тем сложившаяся судебная практика к категории банковской тайны относит и сведения о заемщике [35, 36], лицах, обращавшихся с заявкой на заключение договора кредитования [37, 38], в результате чего любая информация, связанная с заключением договоров кредитования и их исполнением, содержит банковскую тайну.

В соответствии с ч. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Указанная норма закона исключает произвольный доступ государственных органов, в том числе так называемого правоохранительного блока, к данной категории сведений, требуя наличия соответствующих полномочий, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации [33, с. 69].

Следовательно, необходимо понять, какие же именно федеральные законы содержат нормы, регламентирующие истребование банковской тайны правоохранительными органами.

Изучая литературу по финансовому праву за последние 60 лет, нельзя не отметить, что трудно найти какую-либо подотрасль, институт финансового права, который не был бы предметом изучения Н.И. Химичевой. Она исследовала не только общетеоретические вопросы науки финансового права, бюджетное и налоговое право как важнейшие подотрасли финансового права, но и правое регулирование банковского кредита и банковской системы [29, с. 26].

В последующие годы руководство Российской Федерации обеспечило создание необходимых условий для укрепления финансовой системы страны, ликвидировало дефицит федерального бюджета, сформировало необходимые резервные фонды денежных средств и т.д. Это позволило минимизировать отрицательные последствия международного финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., что не привело к тем разрушительным последствиям, которые наблюдались после кризиса 1998 г. [15, с. 79].

Государственное регулирование банковской деятельности, в том числе банковского кредитования, остается важнейшим направлением финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обеспечивающим стабильность и эффективность функционирования всей финансовой системы России, в структуру которой в качестве ее звена входят фонды банковского кредита.

При осуществлении финансовой деятельности государство и муниципальные образования соответственно контролируют денежные потоки, возникающие между фондами банковского кредита и иными фондами денежных средств, входящими в финансовую систему России, и в первую очередь бюджетной системы, обеспечивая своевременное и полное поступление доходов в соответствующие бюджеты [13, с. 42].


Общественные отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и поэтому приобретают правовую форму. Воздействие права на общественные отношения осуществляется различными способами, в своей совокупности образующими метод правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Сложность, разноплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, присущих различным отраслям российского права: метода юридического равенства сторон, присущего гражданскому праву, и метода власти и подчинения, применяемого административным правом и с определенной спецификой финансовым правом [14, с. 73].

Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их сущности, требующей применения соответствующего метода правового регулирования, регламентируются нормами различных отраслей российского права: конституционного, административного, финансового и гражданского.

В научной литературе были высказаны различные точки зрения по вопросу о сущности банковского кредитования как правовой категории. М.Л. Коган рассматривал совокупность правовых норм, регулирующих банковское кредитование, как отдельный институт финансового права, взаимодействующий с другими финансово-правовыми институтами. Банковский кредит как финансово-правовой институт, по мнению М.Л. Когана, регулирует отношения, связанные с образованием кредитными организациями ссудных фондов и предоставлением юридическим и физическим лицам денежных средств в форме банковских ссуд. Некоторые ученые предлагают рассматривать банковский кредит как самостоятельную отрасль права. Следует согласиться с мнением О.Н. Горбуновой о несвоевременности постановки этого вопроса[15, с. 78].

Более того, представляется, что концепция о выделении норм, регулирующих банковскую деятельность, в самостоятельную отрасль права, недостаточно обоснованна, поскольку произойдет объединение норм различных отраслей права, применяющих кардинально противоположные методы правового регулирования [13, с. 40].

При правовом регулировании общественных отношений, возникающих в банковской сфере, нормы финансового права применяются при необходимости реализации принципа власти и подчинения в указанной области общественной жизни. В случае необходимости реализации иного принципа - принципа равенства сторон - законодатель для урегулирования таких банковских отношений устанавливает нормы гражданского права [12, с. 80].


Поэтому нормы, регулирующие банковские отношения, не выделяются ни в самостоятельную отрасль права, ни в межотраслевой институт права, а остаются правовым институтом соответственно финансового или гражданского права. Изучение банковского кредита как правовой категории осуществляется комплексно в рамках различных учебных дисциплин: финансового, гражданского, предпринимательского, банковского права[15, с. 34].

На развитие банковского кредита направлен Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», в соответствии с которым были созданы бюро кредитных историй. Данные бюро собирают и хранят информацию о банковском кредитовании, имеющую немалое значение для принятия решений о вступлении в кредитные отношения. Положительную роль в развитии банковского кредитования сыграл также Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в соответствии с которым банки обязаны страховать вклады физических лиц.

Когда в литературе рассматривается банковское кредитование, необходимо иметь в виду, что в этом случае речь идет о кредитах, выдаваемых не только банками, но и небанковскими кредитными организациями.

1.2. О социальной и исторической обусловленности криминализации незаконных действий по получению и разглашению информации, относящейся к банковской тайне

В нашем государстве, однако, как и во многих других странах мира, капиталистические отношения [23, с. 40]. Они начали быстро формироваться во второй половине XIX века, что нашло его отображение в законодательстве того времени. В частности, в Кодексе о наказаниях уголовных и исправительных учреждений в 1845 году [1], который начинается «Кодифицированная» стадия внутреннего уголовного права [2, с. 88; 3, с. 24; 4, с. 77-78; 5, с. 11]) были предоставлены защита отношений, связанных с различными видами конфиденциальности информацию, связанную с торговлей в сегодняшнем понимании.

Также в Кодексе 1845 года ответственность за посягательства на отношения, связанные с коммерческой тайной. Например, были Преднамеренные действия продавцов в форме раскрытия или секретов или других, вредных для «владельца» раскрытий, а также для действия биржевых маклеров для досрочного объявления торговой сделки, совершенных против воли его сторон.