Файл: Банковская информация и обеспечение банковской тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамичное развитие банковского сектора, включая формирование соответствующее законодательство, наблюдаемое в России в том же исторический период, предопределило введение запрета уголовного права, сосредоточены на защите банковской тайны от незаконной деятельности должностных лиц и должностных лиц государственных кредитных учреждений, государственных и частных банков [9, с. 43].

Также в Кодексе 1845 года ответственность за раскрытие информации, связанной с налоговой тайной (о собственности позиции, долговых обязательств, оборота и прибыли плательщиков), совершенных «знающими людьми».

В 1903 году была завершена большая работа над проектом Уголовного кодекса [16]. Разработка этого документа была обусловлена ростом экономики страны, значительными изменениями в государстве и обществе, а также развитием правовой науки и законодательной техники. В Кодексе 1903 года специальная глава XXIX «О раскрытии секретов» была посвящена защите различных видов секретов, норм, регулирующих отношения, обеспечивающие защиту конфиденциальной информации. В частности, он предусматривал ответственность за преднамеренное раскрытие информации в отсутствие веских причин для информации, составляющей тайну, если это может нанести ущерб собственности или позорить другого лица, на которое повлияла эта информация [11, с. 71].

В советский период нашей истории законодательство развивалось в соответствии с общей политической и экономической политикой государства, в том числе в отношении отказа от капиталистического образа построения экономики страны. Исходя из этого, все соображения, касающиеся защиты коммерческой, налоговой или банковской тайны, считались проявлениями бывшего буржуазного государства, лишнего в советском законодательстве. В то же время в советском государстве охранялись определенные виды секретов, в том числе секрет банковских депозитов.

В ст. 117 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года, включенных в главу II «Официальные (официальные) преступления», содержал запрет на раскрытие государственными должностными лицами информации, которая не может быть объявлена, то есть эта норма, являющаяся обложкой, упомянутой другое законодательство, предусматривающее запрет на раскрытие конфиденциальной информации [10, с. 82].

То есть раскрытие секретов (статья 117 Уголовного кодекса РСФСР, 1922 г.), имевших формальную структуру состава, юридически приравнивалось к злоупотреблениям официальными полномочиями, что имело серьезные последствия. Законодательство того времени было очень динамичным, что первоначально было связано с желанием незамедлительно заменить нормативные правовые акты предыдущего режима, а затем - необходимость существенного пересмотра законов, изданных в порядке спешки [18, с. 23].


Не стал исключением и первый Уголовный кодекс 1922 года, который стал недействительным в связи с принятием и принятием Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. Глава III Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. «Официальные (официальные) преступления» включала статью 121, в которой предусматривалась ответственность за раскрытие, сообщение, передачу или сбор в целях передачи должностным лицом информации, не подлежащей к объявлению. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до трех лет или дисциплинарным взысканием, налагаемым соответствующими органами [23, с. 40].

В Уголовном кодексе РСФСР в 1960 году не предусматривалась норма, аналогичная ст. 121 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. или ст. 117 Уголовного кодекса РСФСР от 1922 года. Раскрытие информации, передача, передача и передача конфиденциальной информации, не являющейся государственной тайной или тайным усыновлением, связанной с предметом других преступлений, при определенных обстоятельствах могут квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями или халатности.

В то же время Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 года [7] был добавлен ряд других государственных преступлений в новый тип, заключающийся в передаче иностранными организациями информации, составляющей официальную тайну. В то же время последняя включала экономическую, научно-техническую или иную информацию, составляющую официальную тайну [12, с. 70].

Основная часть этого преступления была оформлена как формальная, и на этом посту были сформированы два альтернативных действия - передача или сбор, чтобы передать указанную информацию иностранным организациям или их представителям.

Законодательный подход к установлению уголовной ответственности за незаконный сбор и разглашение конфиденциальной информации не изменился до 90-х годов прошлого века, когда после распада советского социально-экономического образования новый, основанный главным образом на рынке, в основном капиталистические экономические отношения начало которых будет построено.

Принятие Закона от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в РСФСР» [8] с последующими изменениями и дополнениями, а также первые две части Гражданского кодекса Российской Федерации позволило сформировать основу для регулирования отношений, связанных с обеспечением коммерческой и банковской тайны [9, с. 8], и создал предпосылки для введения уголовной ответственности за посягательство на соответствующий объект. Статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившая в силу 1 января 1997 года, была включена в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в экономической сфере» и изначально предусматривалась ответственность за незаконные действия в отношении двух видов секретов - коммерческих и банковских. Первоначально это правило уголовного права включало два основных компонента и не предусматривало квалификационных знаков.


Впоследствии в связи с принятием 31 июля 1998 года первой части Налогового кодекса Российской Федерации, в которой закреплена концепция налоговой тайны, а также с учетом накопленных вопросов в редакции ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, ряд изменений был внесен последним, что существенно изменило его структуру и содержание [10].

Следует отметить, что область уголовно-правовой защиты общественных отношений, обеспечивающая информационную безопасность в экономической деятельности, расширилась за счет добавления главы 18 Уголовного кодекса Российской Федерации к статье 185.6, которая предусматривает ответственность за незаконное использование инсайдерской информации [11] и состязание с уголовным законодательством, о котором идет речь [12, с. 225- 226].

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что текущие объяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в отношении толкования элементов состава преступления, предусмотренные ст. 183 Уголовного кодекса, а также квалификации этих уголовных преступлений, в том числе их разграничение от связанных с ними преступлений, например, от незаконного использования инсайдерской информации (статья 185.6 Уголовного кодекса Российской Федерации).

1.3. Правовое регулирование банковской тайны

Вопросы правового регулирования общественных отношений в отношении использования и распространения информации в целом и ее отдельных типов недавно заняли одно из самых значительных мест в правовой литературе. Среди них, несомненно, большое внимание уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны. Действительно, развитие рыночных отношений требует обеспечения правовой защиты информации в сфере обращения средств во время банковских операций [17, с. 89].

Отношения между клиентом и обслуживающим его кредитным учреждением изначально обусловлены спецификой банковской деятельности, являются конфиденциальными. Клиент не только доверяет кредитной организации за свои деньги, но и потенциально позволяет ей получать информацию о своем финансовом состоянии. Раскрытие информации, защищенной банковской тайной, может отрицательно повлиять на безопасность или репутацию лица с банковским депозитом или счетом [23, с. 49].

Правовые основы защиты информации о банковских операциях, изложенные в ст. 23 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым каждый человек имеет право на личную, личную и семейную тайну. Сама концепция «тайны» подразумевает, что соответствующая информация недостаточно известна, а субъект, являющийся носителем секретности, принимает меры по ее защите [24, с. 11].


В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 года информация, защищенная банковской тайной, является типом конфиденциальной информации или, другими словами, документированной информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательства Российской Федерации [13, с. 45].

Что касается самого определения термина «банковская тайна», оно дается в законодательстве очень смутно. «Научная доктрина банковской тайны относится к информации о вкладах и счетах ее клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и транзакциям в интересах клиента, а также информации клиентов, раскрытие которых может нарушать права конфиденциальности последнего, защищенных банками и другими кредитными организациями [23, с. 79].

Банковская тайна фактически понимается как специальный способ информации, который становится известным кредитным учреждениям в ходе банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию в кредитной организации во время ее проверки или взаимодействия с ней [17, с. 63].

Режим банковской тайны определяется нормами права, устанавливая:

1) правовой статус субъектов правовых отношений по использованию, предоставлению и защите информации, принадлежащей кредитной организации;

2) содержание информации, охватываемой этим режимом;

3) Условия предоставления и использования информации, принадлежащей кредитной организации;

4) Процедура правовой защиты информации, хранящейся в кредитной организации, включая ответственность за раскрытие такой информации.

2. Предоставление информации, относящейся к банковской тайне. Ответственность за разглашение банковской тайны

2.1. Предоставление информации, относящейся к банковской тайне

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:


Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны [14, с. 47].

Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств [13, с. 32]. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.

Пользователи информации, им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковская тайна гарантируется кредитными организациями, Банком России и организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентством по страхованию вкладов).

Все работники банковского учреждения обязательно должны хранить тайну [16, с. 47].

У банка России, АСВ нет права на разглашение сведений, полученных ими в результате выполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.

У аудиторских организаций нет права на раскрытие третьим лицам сведений, полученных в ходе исполняемых ими проверочных работ.

У уполномоченного органа, занимающегося мерами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нет права на раскрытие третьим лицам информации, полученной от банковских учреждений (согласно законодательству) [21, с. 116].

В случае, если Банк России, АСВ, иные различные организации, разглашают банковскую тайну – они несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб.

Соблюдать особенный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны также обязательно должны следующие лица:

таможенные органы;

налоговые органы;

органы и агенты валютного контроля;

Федеральная служба по финансовым рынкам – уполномоченный государственный орган, занимающийся контролем и надзором за деятельностью бюро кредитных историй.