Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий :.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия (факторный метод).

Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:

а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): объема производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги) и т.п.;

г) расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат – прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).

План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции.

Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.

К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.

В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). За базу расчета при таком методе планирования принимаются затраты на рубль товарной продукции, сложившиеся за отчетный период (год), которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в планируемом периоде (году) стоимости потребляемых производственных ресурсов. Для определения общей суммы прибыли от продаж, полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции [30, С.103].


Метод совмещенного расчета при планировании прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции.

Нормативный метод. Здесь величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию (без учета входных и выходных ее остатков на начало и конец расчетного периода). Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и в организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или суммы прямых и накладных расходов.

Нормативный метод планирования прибыли целесообразно использовать на предприятиях некоторых отраслей, производящих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности здесь исходят из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два-три года.

Метод, основанный на использовании элементов операционного (маржинального) анализа. В общем виде сумма планируемой величины прибыли на основе анализа безубыточности определяется по следующей формуле:

. (1)

Где – прибыль до уплаты процентов и налогов;

– цена i-го изделия (продукта);

– удельные переменные издержки;

– количество произведенного и реализованного i-го изделия (продукта);

F – совокупные постоянные издержки на весь выпуск продукции.

Вместе с тем процесс планирования прибыли на предприятии не заканчивается определением ее суммы на предстоящий период, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономических ситуаций. Границей маневрирования в управленческих решениях служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности).

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному изменению прибыли, что обусловлено неодинаковым характером воздействия условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот [35, С.297].


По абсолютной сумме прибыли и ее приросту нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на их размер оказывает влияние как интенсивный, так и экстенсивный характер использования производственных ресурсов. Поэтому для характеристики эффективной работы наряду с абсолютной суммой прибыли (или абсолютной суммой ее прироста) используют и относительный показатель – рентабельность [9, С.112].

Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности (доходности) деятельности предприятия. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

Между тем в самом общем виде показатель экономической эффективности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использованных для его получения ресурсов (затрат). В связи с этим при расчете рентабельности как одной из основных характеристик эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий в числителе формулы используются следующие показатели прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и др. [30, С.207]

В западной практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность инвестиций.

Первая группа показателей в наиболее часто применяемом варианте включает в себя следующие из них:

коэффициент валовой прибыли. Он определяется по следующей формуле:

. (2)

коэффициент чистой прибыли. Определяется по формуле:

. (3)

При этом коэффициент валовой прибыли свидетельствует об эффективности не только финансово-хозяйственной деятельности фирмы, но и процессов ценообразования. Коэффициент прибыли отражает эффективность деятельности последней после учета всех издержек и уплаты налога на прибыль.

Что же касается второй группы показателей, свидетельствующих, о рентабельности инвестиций, то она включает в себя следующие наиболее распространенные из них:

коэффициент рентабельности инвестиций , или ROE (Return on Equity), определяется по следующей формуле:

. (4)

коэффициент рентабельности активов , или ROA (Return on Assets), определяется по следующей формуле: [46, С.52]

. (5)

В отечественной практике показатели рентабельности объединяются в несколько групп:


1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности.

1) Рентабельность затрат характеризуется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции , %:

(6)

где – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, или:

; (7)

где – управленческие расходы;

– коммерческие расходы.

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

2) Рентабельность продаж т измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей [23, С.208].

В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:

а) как отношение прибыли от продаж к выручке от продажи , %:

; (8)

б) как отношение налогооблагаемой прибыли к выручке от продажи , %:

; (9)

в) как отношение чистой прибыли к выручке от продажи , %:

. (10)

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным видам продукции.

3) Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей.

При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль , чистая прибыль .

В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности.

а) Рентабельность всего имущества – как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %:

; (11)

где – среднегодовая стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого период, руб.:

; (12)

где – валюта баланса (общая стоимость имущества) соответственно на начало и конец отчетного периода, которая равна сумме итогов раздела I и II актива баланса [23, С.210].

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств.


б) Рентабельность собственного капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала, %:

; (13)

где – среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) на начало () и конец () анализируемого период, руб.:

; (14)

Коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже [23, С.215].

Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются все источники финансирования, включая внешние, а во втором – лишь собственные.

Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно оцениваться отрицательно.

Рентабельность, в отличие от абсолютного показателя прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эф­фекта с наличными или потребленными ресурсами.

Показатель абсо­лютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности пред­приятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соот­ношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяй­ственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с резуль­татами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли.

Показатели рента­бельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [17, С.205].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАО «ТАРКИ-ТАУ»