Файл: Правовое регулирование рынка банковских услуг: общая характеристика (Перспективы развития банковского сектора Республики Дагестан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конечном счете, соотношение активов банков и других финансовых институтов будет зависеть от количества консервативных и «агрессивных» инвесторов и скорости институциональных преобразований в каждом из сегментов. Существенная часть россиян не склонна принимать на себя высокие риски, связанные с инвестированием на фондовом рынке, а российские институциональные инвесторы, которые могли бы обеспечить ускоренное развитие фондовой модели, пока не обладают необходимыми ресурсами. По данным исследования НАФИ, проведенного в конце марта 2009 г., только 5% населения склонно к принятию высоких рисков.

По этой причине мы считаем, что банковские депозиты, защищенные государственной системой страхования вкладов, в среднесрочной перспективе останутся ключевым каналом трансформации сбережений населения в инвестиции. Но по мере роста финансовой грамотности и освоения населением альтернативных направлений вложений (паевых фондов и корпоративных ценных бумаг) банкам будет все труднее поддерживать высокие темпы роста розничных депозитов. В результате в течение 5-6 лет сложится смешанная модель финансового сектора, в рамках которой от 2/3 до 3/4 активов финансовой системы будет приходиться на банковский сектор. Эта модель обеспечит наибольшую устойчивость и оптимальное удовлетворение спроса на финансовые услуги.

По нашим оценкам, развитие финансового рынка позволит выйти на отношение активов финансовых институтов к ВВП на уровне 260-270% к 2020 г. В случае сохранения подавляющего превосходства банков, их активы к 2020 году составят 200-205% ВВП, а банковские кредиты превратятся в один из ключевых источников инвестиций в основной капитал (доля кредитов вырастет до 30%). При более существенном снижении роли банков в финансовом секторе, их активы к 2020 г. вырастут до 210-220% ВВП, а доля в финансировании инвестиций составит только 23%. Еще примерно столько же компании будут привлекать, используя другие сегменты финансового рынка.

Несмотря на кратный рост, сохранится определенное отставание по количественным и отдельным качественным параметрам от наиболее крупных финансовых рынков развитых стран. Однако паритет с другими финансовыми рынками не рассматривается нами как обязательное условие достижения главной цели — соответствия российского финансового сектора потребностям национальной экономики.

Наше видение рынка в 2020 г. предполагает формирование сильных небанковских финансовых институтов, которые во взаимодействии с мощными банками обеспечат опережающий рост финансового сектора по сравнению с ВВП.


Сформировавшиеся российские институциональные инвесторы будут способны поддерживать высокую ликвидность российского сегмента глобального рынка секьюритизации. Развитые рынки рублевых облигаций, секьюритизации позволят укрепить и диверсифицировать ресурсную базу банков и существенно снизить риски ликвидности.

Ликвидность банковского сектора

Повышение доступности долгосрочного фондирования и развитие механизмов краткосрочного рефинансирования существенно улучшит ситуацию с рисками ликвидности. Однако параллельное развитие долгосрочного кредитования нефинансового сектора будет поддерживать некоторый разрыв между активами и пассивами по срочности.

Ключевой задачей для регулятора в сфере снижения рисков потери ликвидности должно стать совершенствование механизмов рефинансирования коммерческих банков, в том числе под залог нерыночных активов. В перспективе 2-3 лет оптимальным механизмом, способным стабилизировать ситуацию в банковском секторе, останется рефинансирование — краткосрочное за счет средств ЦБ, долгосрочное — за счет средств госфондов. Однако максимальная доля таких ресурсов в пассивах не может превышать 10%. Такая доля, с одной стороны, позволит влиять на стоимость ресурсов, а с другой — и минимизировать последствия государственного вмешательства. Следует отметить, что рефинансирование российских банков за счет государственных резервов — мера краткосрочная, и, в целом, вынужденная, ввиду неразвитости схем привлечения на внутреннем рынке. Банки должны иметь возможность формировать длинную пассивную базу за счет частных национальных источников, в частности пенсионных накоплений граждан, страховых резервов, частных инвестиций.

По мере укрепления доверия к банковской системе, совершенствования законодательства в сфере секьюритизации активов (прежде всего, ипотечных), синдицированного кредитования и т. п. финансирование, предоставленное на возвратной основе из средств госфондов, будет замещаться долгосрочными частными финансовыми ресурсами.

Банковское регулирование и надзор

Увеличение мощности финансовой системы может способствовать общему экономическому росту за счет повышения уровня доступности кредитных ресурсов банков. Это требует от государства восполнения пробелов в законодательной сфере, в частности в области залогового законодательства, секьюритизации и синдицированного кредитования. Это поспособствует вовлечению в финансовый оборот активов, не имеющих сегодня адекватной рыночной оценки, и последующей переоценке их стоимости. В ближайшие годы усилия экономического блока правительства должны быть также направлены на ускорение преобразований в пенсионной сфере. Пенсионный рынок должен стать важнейшим источником долгосрочных ресурсов для банков и других финансовых институтов.


Усложнение финансового рынка потребует регулятора использования более гибких инструментов монетарной политики, использования современных подходов к банковскому надзору (в частности, принятия Базеля-2). Практика долгосрочного финансирования банковской системы за счет государственных резервов, оправданная в период 2010-2013 гг. требует отслеживания рисков «перегрева» экономики и дифференциации банковского сектора вследствие разных условий формирования пассивной базы банков. Распространение финансовых холдингов и банковских групп, включающих страховые, лизинговые компании, компании коммерческого финансирования (commercial finance), потребует внесения изменений в практику регулирования и банковского надзора. Традиционно используемые формы отчетности перестанут корректно отражать деятельность банков в составе финансовых групп. Банку России потребуется вносить дополнения в существующую практику и выстраивать эффективное регулирование и надзор за диверсифицированными финансовыми группами (холдингами).

По нашим оценкам, при таком развитии событий к 2020 г. национальный финансовый сектор будет характеризоваться приемлемым уровнем финансового суверенитета. К 2020 г. банки смогут опираться на ресурсы населения и мощных национальных компаний, работающих в различных секторах экономики, а внешние ресурсы по системе не превысят 30% пассивов. Более того, снижение зависимости от внешних источников ресурсов и сбалансированная макроэкономическая политика существенно снижают вероятность возникновения кризисных явлений в банковском секторе в период 2010—2020 гг. даже в условиях внешней нестабильности.

Таблица 3.2. «Драйверы роста» последовательно сменяют друг друга

Источники ресурсов

2009

2010

2011

2012

2016

2017

2020

прирост активов, всего

6.1

7.4

11.5

14.2

24.9

24.8

31.7

внутренние ресурсы

4.6

5.5

7

7.7

13.2

13.7

17.9

средства госфондов

1.7

2.2

2.3

1.2

1

0.9

0.8

капитализация активов (рост капитала банков и депозитов юридических лиц в банках)

1.2

1.4

2.1

3.6

6.2

4.8

4.6

сбережения населения

1.4

1.6

2.1

2.3

5.3

7

11

прочие внутренние ресурсы

0.3

0.3

0.5

0.6

0.7

0.9

1.6

внешние ресурсы

1.5

1.9

4.6

6.5

11.7

11.2

13.8

прямые инвестиции

0.6

0.7

1.2

1.2

1.4

1.3

1.5

портфельные инвестиции

0.2

0.6

1.2

2

2.5

2

1.9

кредиты и прочие внешние ресурсы

0.8

0.6

2.1

3.3

7.7

7.9

10.5


В рамках инерционного сценария ключевые ограничения, как в сфере укрепления внутренней ресурсной базы, так и в сфере расширения спроса на банковские услуги, сохранятся, возможности по снижению зависимости от внешних рынков капитала не будут реализованы, хотя макроэкономические условия как в России, так и в мире в целом останутся благоприятными. Это сделает невозможным удовлетворение потребностей российских экономических агентов в качественных банковских услугах силами российских кредитных институтов.

Кризисный сценарий реализуется при условии, что в течение 2010—2020 гг. «срабатывают» несколько серьезных риск-триггеров, либо происходит событие, которое мы относим к разряду катастрофических. Большая часть времени и ресурсов в таких условиях на восстановление банковского сектора и экономики в целом после кризисных явлений. В случае реализации негативного сценария сложно говорить о решении как экономических, так и социальных задач, стоящих перед банковским сектором.

Источник кризиса может быть как преимущественно внешний (длительный период нестабильности на финансовых рынках, снижение цен на нефть, ухудшение международных отношений), так и внутренний (политическая или макроэкономическая нестабильность, включая циклический спад).

В России восстановительный период, когда циклический характер роста практически не ощущается из-за эффекта низкой базы, завершился, что делает вероятным возникновение в период 2010—2020 гг. циклического спада. Существенное замедление экономической динамики может начаться уже в 2010 г., когда будет исчерпан эффект инвестиционного рывка 2007 г. и обострится ряд ресурсных ограничений. Именно тогда могут реализоваться кредитные риски, накопленные банками в период экономического роста.

Рецессия, связанная со снижением инвестиционной активности крупных предприятий, ударит, прежде всего, по банкам, ориентированным на корпоративное кредитование. Их темпы роста резко упадут, а кредитные риски вырастут. Эти банки могут снизить свои риски, диверсифицируя вложения в реальный сектор за счет секторов, ориентированных на внутренний рынок, предприятий среднего и — при наличии соответствующих возможностей — малого бизнеса.

Если спад затронет и потребительский сектор, серьезно пострадают банки, занимающиеся розничным кредитованием. В сегменте кредитования физических лиц даже некоторое замедление экономической динамики может обернуться реализацией кредитных рисков. Позитивные прогнозы аналитиков и банкиров построены, прежде всего, на ожиданиях продолжения экономического роста и расширения внутреннего потребления. Предполагается, что новые заемщики, желающие потреблять «здесь и сейчас», продолжат покрывать потери банков от невозвратов за счет растущих доходов. Однако в условиях рецессии такой механизм перестанет работать.


Валютные риски, которые банки переложили на своих заемщиков, отчасти реализуются как кредитные: предприятия, не имеющие экспортной выручки, не смогут обслуживать кредиты, номинированные в подорожавших долларах. Ослабление рубля приведет также к оттоку части спекулятивного капитала, что снизит уровень ликвидности.

Первоисточником таких рисков являются валютные займы банков. Тем не менее, отказаться от них не удастся и среднесрочной перспективе: для обеспечения инвестиционных потребностей экономики внутренних сбережений явно недостаточно. Усилия регулятора должны быть направлены на то, чтобы российские банки выбрали умеренный уровень валютных рисков.

Частично такой риск-триггер, как нестабильность на финансовых рынках, уже реализовался в форме кризиса субстандартной ипотеки в США, и последовавшей волной ухудшения ликвидности по всему миру. Основным источником кризиса в США явилась опасная связка секьюритизации «ипотечные кредиты subprime (в плавающих ставках) — банк — ипотечные ценные бумаги». Заемщики активно пользовались механизмами рефинансирования кредитов: в условиях, роста стоимости залогов это было гораздо выгоднее, чем планомерное погашение. Однако когда рынок недвижимости встал, а цена заимствований резко выросла, заемщики оказались в ситуации, когда они не могли ни обслуживать подорожавшие кредиты, ни воспользоваться рефинансированием в условиях обесценения залогов. Именно после этих событий банковский сектор накрыла волна дефолтов по кредитам subprime. Однако большинство ипотечных портфелей были «упакованы» в MBS и CDO, и первой пострадавшей в кризисе стороной стали инвесторы, держатели ипотечных ценных бумаг. А главным последствием кризиса для глобальной финансовой системы явилась масштабная переоценка рисков инвестирования.

Вместе с тем, с усложнением инфраструктуры финансовых рынков и развитием финансового инжиниринга, спектр инструментов, риски по которым оценить довольно сложно, будет только расширяться. Вопрос о том, какой сегмент станет причиной следующего потрясения, остается открытым.

Последствия снижения цен на нефть и ряд других экспортных товаров будут достаточно болезненными для банковского сектора и российской экономики в целом, хотя у отраслей, ориентированных на внутренний спрос, будет больше времени, чтобы адаптироваться к новым условиям. Как и в случае «естественной» рецессии, важнейшим последствием экономического спада, вызванного внешними причинами, станет драматический рост кредитных рисков в корпоративном, а затем и розничном секторах. Кроме того, снижение цен на нефть способно кардинально изменить динамику валютных резервов, что окажет влияние на уровень ликвидности в экономике и банковском секторе.