Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Тренинг снижения стресса для использования в рабочих организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из наиболее важных навыков, необходимых как рядовому сотруднику, так и управленцу, выступает определение источников и симптомов избыточного стресса. Поэтому необходимо, вне зависимости от должности, научиться выявлять признаки дискомфорта в процессе трудовой деятельности [7].

Итак, в трудовой обстановке деятельность в условиях повышенного уровня стресса, способна привести к «неэффективному поведению, избыточным реакциям или неспособности восстановиться после работы». Данное определение, которое дал Гайллард, указывает, что излишний стресс на работе способен привести к снижению производственных показателей, увеличению количества несчастных случаев, проблемам коммуникативного характера, нарушению трудового регламента, снижению мотивации [11]. Всё это неизбежно оказывает негативное влияние на физическое и психическое состояние человека.

2.2. Обзор диагностических методик на выявление стресса

Существуют актуальные методики, направленные на определение фактического уровня стресса, уровня нервно-психической напряженности и тревожности. Они помогают определить уровень стресса и факторы стресса в профессиональной деятельности.

К таким методикам относятся:

  • шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой [3] ;
  • тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых [7];
  • опросник «Причины деятельностного стресса» (по Т.А. Немчину и Тейлору);
  • тест-опросник «Причины стресса в вашей работе» Ю.В. Щербатых [7];
  • тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова [3];
  • оценка уровня деятельностной стрессогенности [3];
  • методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др. [6]/
  • «Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой» [6].

Система ИДИКС направлена на диагностику профессионального стресса, с помощью нее можно получить интегрированную оценку уровня переживаемого стресса и подбор комплекса мер оптимизации, подходящих для конкретного случая. ИДИКС применяется для диагностики людей старше 17 лет. Установленное время работы с системой - 20-30 мин. На данный момент ограничений по использованию этой системы нет.


Шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой помогает определить стрессовое влияние на человека той или иной конкретной ситуации, которая может произойти на рабочем месте. При этом, человек анализирует, как он ощущает себя при однократном и при повторяющемся неприятном случае.

Тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых способствует комплексному рассмотрению профессионального стресса. Вопросы позволяют выявить наиболее неприятные для человека ситуации и приводят к пониманию, какие меры он предпринимает, чтобы с ними справиться.

Опросник «Причины деятельностного стресса» (по Т.А. Немчину и Тейлору) направлен на определение вероятности развития эмоционального стресса. Работнику предлагается пятьдесят утверждений, каждое из которых он должен подтвердить или отвергнуть.

Тест-опросник «Причины стресса в вашей работе» Ю.В. Щербатых позволяет рассмотреть стрессовое влияние на человека отдельных сторон профессиональной деятельности, а также некоторых жизненных ситуаций. Работник должен определить, насколько часто конкретная ситуация приносит ему дискомфорт, велико ли количество стрессовых факторов в профессиональной деятельности.

Тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова помогает понять, выступает ли стресс для человека эпизодической неприятностью, не приносящей серьезных последствий, или является значительной проблемой, препятствующей эффективной профессиональной деятельности.

Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина позволяет выявить условия труда, которые повышают напряженность на рабочем месте. Испытуемый определяет степень напряженности в процессе труда той или иной ситуации, представленной в опроснике.

Таким образом, с помощью ряда методик можно определить не только уровень профессионального стресса, но и обозначить конкретные стрессоры, доставляющие сотруднику наибольшее беспокойство. Грамотная диагностика поможет понять, здоровый стресс испытывает человек, или эмоциональное напряжение избыточно, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье. После проведения диагностики, с учетом всех выявленных факторов, необходимо разработать индивидуальную стратегию преодоления стресса. Эта стратегия не может быть универсальной, так как стрессоры, продолжительность и сила их влияния в каждом случае индивидуальны.


3. Организованная и самостоятельная профилактика стресса

3.1. Тренинг снижения стресса для использования в рабочих организациях

На основе изученного теоретического и диагностического материала нами был разработан тренинг, который поможет сотрудникам бороться со стрессом. Упражнения построены так, чтобы у участников тренинга была возможность, и проявить активность, и остаться наедине с собственными мыслями.

Цель тренинга - развивать способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, поддерживать и укреплять состояние эмоциональной стабильности, препятствовать негативному влиянию внешних воздействий.

Возраст участников: от 18 до 40 лет. В данном случае разновозрастная группа будет взаимодействовать наиболее эффективно, так как зачастую конфликты возникают между людьми разных поколений. Работая вместе, участники разного возраста станут лучше понимать друг друга, обмениваясь мнениями по тому или иному вопросу исходя из жизненного опыта и возрастных особенностей.

Состав группы по полу: 50 на 50. Равное количество мужчин и женщин. Это способствует наибольшей групповой сплоченности, объективности в обсуждении некоторых вопросов.

Число участников: 12 человек, так тренинг предусматривает упражнения, в которых задания выполняются парами, а так же игры, в которых группе необходимо разделиться пополам.

Подготовка помещения: Помещение должно быть просторным, с небольшим количеством мебели и оборудования, чтобы группа могла беспрепятственно разместиться, образовав круг.

Программа тренинга.

Знакомство. Представление тренера.

Цель: знакомство участников с ведущим.

Задачи:

• Установление благоприятного психологического климата.

• Снижение психологических барьеров участников тренинга.

• Усвоение групповых норм и правил.

В кругу по часовой стрелке участники тренинга представляются, высказывают ожидания, опасения, связанные с предстоящей работой.

Упражнение № 1 «Зажим».

Цель – снятие эмоционального напряжения через физическое расслабление.


Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах и суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и расслабиться. Упражнение повторить несколько раз, меняя позы.

Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Вопросы для рефлексии:

Как быстро удалось выявить область, в которой возникло напряжение?

Легко ли было преодолеть напряжение?

Бывали ли в жизни ситуации, когда ваша эмоциональная скованность выражалась в телесных проявлениях (мимике, жестах позах)?

Как изменилось ваше эмоциональное состояние после освобождения от «зажима», вызванного неудобной позой?

Упражнение № 2 «Вверх по радуге».

Цель – формировать умение управлять дыханием, высвобождать негативные эмоции с применением визуализации.

Участников просят встать, закрыть глаза сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Потом упражнение повторяется, и так семь раз. После обсуждения упражнения участникам предлагают выполнить несложные расслабляющие упражнения (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

Вопросы:

Легко ли удалось визуализировать образ радуги?

Какие ощущения вызвало упражнение?

Всегда ли удается контролировать дыхание?

Практикуете ли вы в повседневной жизни подобные упражнения?

Предложите свои вариации этого упражнения с применением других визуальных образов.

Упражнение № 3 «И тут вы ему говорите» [7].

Цель: освоить различные поведенческие техники, коммуникативные ходы, способствующие преодолению негативного влияния внешних обстоятельств на эмоциональное состояние.

Группа делится на тройки: «игрок», «подыгрывающий», «наблюдающий».

Инструкция игроку. Предложенная мной ситуация предполагает диалог с другим персонажем. Его роль исполнит подыгрывающий. Ситуацию вы разыграете три раза. Сначала вы будете действовать «сверху» – давите, требуйте, грубите, насмехайтесь, проявите настойчивость. Как бы ни реагировал партнер, все время лидируйте, будьте «над ним». Через 3–4 минуты немного помолчите, и начните игру «снизу» – заигрывайте, чувствуйте себя слабым, уступайте, старайтесь войти в его положение, и так 3–4 минуты, затем сделайте паузу. После этого будьте «на равных». Найдите подходящий тон, нужную позу, правильно подберите слова.


Инструкция подыгрывающему: «Вы не имеете ограничений в поведении. Расслабьтесь, включитесь в ситуацию, а потом реагируйте на его реплики так, как вам захочется. Если вас разозлят – злитесь, обидят - обижайтесь. Будьте искренни. Желательно фиксировать, какие слова, жесты партнера создавали ваш настрой, по какой причине менялось отношение к партнеру».

Инструкция наблюдателю: «Ваша задача – фиксировать развитие сюжета, а также следить, чтобы партнеры выполняли инструкции. Если вы считаете, что участник не выполняет задачу, переходит в другую роль, вы можете остановить игру».

После первого цикла роли меняются. Для обсуждения даются следующие ситуации:

· Вы – любитель тюльпанов, выращиваете у себя на участке редкие виды, покупаете луковицы за большие деньги. У вашей соседки, с которой у вас нормальные отношения, есть собака, которая топчет ваши цветы.

· Вы купили на рынке понравившуюся блузку, придя домой и примерив ее, вы поняли, что она вам не подходит. Вы идете в магазин обменивать товар. Вам отказывают.

Вопросы:

Каким было ваше эмоциональное состояние при использовании разных стратегий взаимодействия?

Какая роль вам более близка? Почему?

Какая тактика, на ваш взгляд, применима в реальной жизни, а какого поведения стоит избегать?

Упражнение № 4 «Разозлились — одумались» [20].

Цель: тренировать навык самоконтроля, скорость эмоциональных реакций.

По сигналу «разозлились» участники тренинга напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» — расслабляются и улыбаются.

После нескольких повторений каждый участник высказывает свое мнение о том, что испытывал, выполняя команды.

Вопросы:

Какие сложности возникли при выполнении упражнения?

Удается ли в жизни быстро «переключаться»?

Упражнение № 5 «Мои проблемы» [8].

Цель: создать у каждого члена группы ощущение близости и общности с другими членами группы, а также ощущение возможности преодоления трудностей; укреплять уверенность в собственных силах.

Ведущий рассказывает о том, что в жизни все мы испытываем различные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. Но в то же время, можно вспомнить примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, наше свойство откладывать на потом, когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть уже почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда заблаговременно запланировав, сделали что-то вовремя. Стало быть, все в наших руках. Участникам группы предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одному), а затем рассказать о них.