Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Тренинг снижения стресса для использования в рабочих организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной для курсовой работы темы обусловлена ее чрезвычайной важностью в социально-практическом аспекте. В современную пору научно-технического прогресса люди зачастую оказываются в безвыходном, по их мнению, положении. Ведь из-за социальных ограничений мы зачастую не можем реализовать природно обусловленную реакцию борьбы или бегства, а о том, как преодолеть стресс, не избегая его, не знаем в силу недостаточной осведомленности. Поэтому стресс в наше время – серьезная животрепещущая проблема, которая захватила все сферы человеческой жизни.

Всё чаще стресс настигает людей на рабочем месте. Это связано с тем, что профессиональная нагрузка на сотрудников растет, информационный поток стремительно увеличивается, коммуникативные сети расширяются. Всё это создает постоянное напряжение, бороться с которым становится всё сложнее. Стресс приводит к ухудшению психического и физического здоровья. Кроме того, сотрудник, подверженный стрессу, не в состоянии полноценно выполнять трудовые обязанности, что приводит к снижению производственных показателей, усложняет взаимоотношения между начальником и подчиненными, между сотрудниками, между работниками и их клиентами (заказчиками и т.д.).

Стресс как теоретическая проблема стал поводом для размышления как зарубежных, так и отечественных исследователей. Изучением этой темы занимались такие научные умы, как Г. Селье, У. Кэннон, Дж. Голдстоун, А. Элкин, Ю.В. Щербатых, Ю.В. Юрасова, Д.И. Бурчаков и т.д. Проблема стресса рассмотрена достаточно подробно, в то же время данная проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как стресс на рабочем месте, возникающий в процессе решения профессиональных вопросов, выполнения трудовых задач. Расширение теоретических представлений о профессиональном стрессе необходимо, потому что без них разработка эффективного практического инструментария для решения данной проблемы не представляется возможной.

Проблема стресса представляет не только академический интерес. Она обрела практическую значимость, объединив широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием негативного внешнего воздействия. Накапливающиеся в организме человека продук­ты деятельности стрессовых механизмов способны привести к разрушению механизмов саморегуляции, тем самым нарушая биологические ритмы людей, сбивая гормональные и иммунные функции организма, подверженного стрессу. Для меня выбранная тема имеет личностную значимость, так как в организации, где я осуществляю профессиональную деятельность, всё чаще возникают ситуации, обнажающие остроту проблемы профессионального стресса. Мне также знакомо ощущение, когда из-за излишнего напряжения не удавалось качественно и в срок достичь поставленных трудовых целей.


Цель исследования: изучить причины, особенности диагностики профессионального стресса, создать систему профилактики стресса на рабочем месте.

Задачи исследования:

  • Проанализировать понятие стресса, определить причины стресса;
  • Выявить источники стресса на рабочем месте;
  • Определить признаки здорового и избыточного стресса;
  • Произвести обзор диагностических методик на выявление стресса;
  • Разработать тренинг снижения стресса для использования в рабочих организациях;
  • Сформулировать практические рекомендации по самостоятельному снятию стресса.

Объект исследования: стресс.

Предмет исследования: причины, диагностика и профилактика стресса на рабочем месте.

Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод сравнения, изучение передового психолого-педагогического опыта, классификация, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.

1. Стресс и его характерные особенности

1.1. Понятие стресса, причины стресса

Стресс человека, особенности его протекания и последствий является объектом внимания и изучения специалистов разного профиля – медицины, психологии, управления, педагогики и т.д. Количество публикаций по этой теме неуклонно растет. В то же время, до сих пор нет концептуального и терминологического единства в определении понятия «стресс». По мнению Д. Гантена, стресс напрямую связан с активизацией познавательной сферы, так как человек определяет степень угрозы, затем сопоставляя возникшие сложности со своими возможностями, необходимыми для борьбы с ними [10]. Д.И Бурчаков высказывал мнение о том, что в содержание термина «стресс» должны входить физиологические аспекты, являющиеся основой стресса; эмоционально-психические симптомы; первичные психические реакции [9]. Г. Селье представляет стресс как неспецифическую реакцию организма на требование, которое ему предъявляется. Стресс можно представить в виде единой модели, являющейся цепочкой этапов его возникновения (рисунок 1) [11].

Рисунок 1. Модель стресса

Анализ научной литературы позволяет определить стресс как негативное психоэмоциональное состояние человека, при котором организм не в состоянии полностью приспособиться к неблагоприятным для него условиям внешней среды. Научные исследования стресса, показывающие, как стресс влияет на организм человека, заняли серьезное место в науках о человеке. Воздействие внешнего раздражителя передается в момент столкновения с ним в мозг посредством органов чувств. Тем временем, мозг, активирует силы нервной системы, давая команду надпочечникам по выработке гормонов: адреналин, кортизол и кортикостерон [9].


Стресс на рабочем месте – не что иное, как болезненное психоэмоциональное состояние, возникающее в ходе профессиональной деятельности. Проблема профессионального стресса в современном обществе стоит довольно остро – третья часть работников признает, что регулярно подвергается стрессу на рабочем месте [5]. Стресс на работе нередко носит систематический характер. Постоянно находясь под воздействием стресса, человек не только находится в неблагоприятном эмоциональном состоянии, но и находится в зоне риска возникновения хронических болезней, вызванных постоянным негативным опытом. Стресс также является одной из популярных причин кадровой текучести [13].

Причины профессионального стресса носят различный характер. Существуют те, что имеют место вне рабочей организации. Поскольку каждая организация – это открытая социальная система, то на ее элементы (на специалистов) оказывают влияние факторы внешней среды. Поэтому к профессиональному стрессу могут привести внешние причины – общественные изменения, неприятности в личной жизни, смена политической обстановки и т.д. К примеру, экономический кризис в стране моет привести к тому, что работник, стремясь поправить свое финансовое положение, нагружает себя дополнительной работой. Его организм перестает выдерживать такой режим, возникает стресс [17].

Существуют причины, вызванные групповыми факторами. Это недостаточная групповая сплоченность, не позволяющая специалисту ощущать себя полноправным членом коллектива. Это может случиться в результате неправильных управленческих решений или неприятием со стороны коллектива. Социальная группа может служить причиной стресса в случае конфликтности отношений – между конкретными сотрудниками, сотрудником и руководителем, микрогруппами [12].

Существуют причины, непосредственно связанные с особенностями рабочего места. Это причины, вызванные физическими факторами: высокий уровень шума, духота, тесное помещение. Это психосоциальные причины, сложившиеся в конкретных трудовых условиях – организационные особенности, психологическая атмосфера организации и т.д. [14].

Большое количество причин, приводящих к стрессу, обусловлено разнообразием конкретных форм его проявления, а также обилием источников возникновения стресса. Именно поэтому нами будут рассмотрены конкретные источники стресса на рабочем месте. Понимание причин и источников профессионального стресса даст нам возможность наиболее точно сформулировать рекомендации по диагностике и преодолению стресса на рабочем месте.


1.2. Источники стресса на рабочем месте

Чтобы противостоять стрессу на рабочем месте, необходимо понимать, каковы его источники. Любая организация обладает предпосылками к росту нервного напряжения у сотрудников. В одном учреждении это могут быть независящие от системы управления факторы, такие как особенности расположения административного здания, экология и т.д. [15]. В другом учреждении это могут быть негативные влияния, находящиеся в прямой зависимости от управленческих решений руководства. Рассмотрим наиболее популярные источники стресса на рабочем месте, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Источники стресса на рабочем месте

Группа потенциальных стрессоров

Конкретные источники стресса

Физические условия в организации

Уровень освещенности;

Площадь помещения;

Степень обособленности рабочего места;

Особенности воздуха (влажность, чистота);

Степень безопасности рабочих условий;

Доступ к нужным для работы ресурсам.

Транспортные факторы.

Комфорт поездок на работу и обратно;

Наличие/отсутствие рабочих поездок и их количество.

Наличие/отсутствие необходимых транспортных ресурсов.

Характеристики непосредственно работы.

Характер выполняемой работы;

Высокая/низкая рабочая нагрузка;

Объективные/необъективные требования работодателя;

Принятие решений.

Распределение ролей.

Четкость или расплывчатость границ ролей;

Совместимые/конфликтующие ожидания в связи с различными ролями;

Четкость и адекватность служебных инструкций;

Точное или расплывчатое распределение областей ответственности.

Особенности руководства.

Стиль руководства;

Доступность руководящего состава;

Возможность/недоступность обратной связи с руководителем;

Уважение/отсутствие уважения к руководству или со стороны руководства.

Система вознаграждений в организации.

Особенности оплаты труда;

Оценка труда руководством и коллегами;

Степень эффективности системы мотивации в организации.

Особенности межличностных взаимоотношений.

С коллегами;

С начальством;

С подчиненными;

С прочими работниками вашей организации;

С людьми, имеющими влияние на карьеру работника;

Со специалистами, необходимыми для эффективного выполнения работы.

Профессиональные интересы работника.

Степень вовлеченности;

Уровень удовлетворенности процессом и результатом труда;

Разнообразие и темп работы.

Профессиональная преданность сотрудника.

Вера в организацию как единую систему.

Степень согласия с корпоративными ценностями.

Конфликты с общепринятыми правилами или внутреннее несогласие с ними.

Корпоративная культура.

Ожидаемое и реальное поведение работника;

Уровень интенсивности коммуникации и консультаций;

Организационная стратегия и властные отношения;

Стиль управления.

Профессиональное продвижение.

Темп развития карьеры;

Беспокойство из-за потенциального перевода в другой город/филиал;

Соответствие амбиций и реальной ситуации;

Степень личной влиятельности в организации;

Риск (реальный или гипотетический) перед потерей рабочего места.

Особенности личности сотрудника.

Тип личности работника;

Умение адаптироваться к изменениям;

Наличие необходимых профессиональных и около профессиональных умений и навыков;

Особенности стратегии поведения в проблемных ситуациях;

Умение работать в команде;

Стремление к развитию или его отсутствие.

Степень сопротивляемости стрессу.

Равновесие между профессиональной и личной жизнью.

Противоречивость профессиональных требований;

Специфика одной стороны жизни, препятствующая другой;

Ограничения, связанные с личной или профессиональной жизнью.

Изменения и нововведения.

На работе: неясность по отношению к новым технологиям, расширения бизнеса, диверсификации и т.д.;

Вне работы: незапланированные события личной жизни, влияющие на профессиональную деятельность.


Итак, стресс – это актуальная и весьма распространенная проблема в современном мире. Стресс способен как мобилизовать резервы организма, так и негативно отражаться на самочувствии человека. На рабочем месте немало факторов, способных вызвать стресс. Это влияет не только на сотрудника испытывающего стресс, но и на работу всей организации, так как в состоянии стресса специалист более склонен к ошибкам, просчетам. Он менее энергичен, не сконцентрирован на труде. Именно поэтому так важно изучать стресс не только в обобщенной форме, но и выделяя профессиональный стресс как отдельную полноценную проблему.

2. Диагностика стресса

2.1. Признаки здорового и избыточного стресса

Стресс не всегда негативно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на профессиональной деятельности сотрудников. Стоит отметить, что в небольшом количестве стрессовое воздействие сказывается на человеке положительно – повышается трудовая активность, мобилизуются сильные качества личности. Стоит отметить, что полное отсутствие стресса вовсе не является идеальным условием работы, так как при недостаточном воздействии стрессоров может снизиться производительность труда и профессиональная мотивация.

Под воздействием незначительного стресса организм активизируется – улучшается кровообращение, усиливается нервная возбудимость. Это приводит к росту трудовых достижений. В то же время, сильный стресс действует на организм негативно, снижая общий тонус организма и не давая полноценно выполнять профессиональные обязанности. Стресс неизменно вызывает эмоциональные и физиологические реакции, производящие энергию, применяемые в борьбе с причинами стресса. Но если умеренный стресс неопасен и даже полезен, то избыточный стресс является угрозой для здоровья и эмоциональной стабильности человека [7]. Именно поэтому так важно отличать «здоровый» стресс от «избыточного» стресса (таблица 2).

Таблица 2

Признаки здорового и избыточного стресса

Здоровый стресс

Избыточный стресс

  • Хорошая концентрация на рабочем месте;
  • корпоративное поведение;
  • высокий уровень профессиональных результатов;
  • своевременное решение возникающих проблем;
  • выполнение работы в срок и по графику;
  • высокий уровень осведомленности по рабочим вопросам;
  • уверенность в большинстве принимаемых решений;
  • гармоничные отношения с коллективом;
  • соблюдение профессионального этикета;
  • приятные манеры даже в стрессовых ситуациях;
  • эмпатия к коллегам;
  • проявление чувства юмора в решении возникающих проблем;
  • высокая трудовая мотивация;
  • стремление к планированию, желание придерживаться намеченных планов;
  • заинтересованность и в процессе, и в результате работы;
  • адекватное представление о себе;
  • энергичность;
  • позитивное мышление;
  • спокойное восприятие критики;
  • осознание своей ценности и компетентности.
  • Несобранность;
  • систематические проявления забывчивости;
  • непродуманные профессиональные решения;
  • возрастание уровня тревожности;
  • депрессивное состояние;
  • личностная несовместимость с большинством коллег;
  • нарушение планов и сроков;
  • низкие профессиональные стандарты и самооценка;
  • неэффективное решение рабочих вопросов;
  • излишняя самокритичность;
  • недовольство со стороны начальника, коллег, клиентов;
  • неудачное долгосрочное планирование;
  • снижение производительности труда;
  • потеря чувства юмора;
  • частые и/или серьезные трудовые ошибки;
  • систематические опоздания, прочие нарушения трудового устава;
  • стремление к накапливанию работы при отсутствии объективных причин;
  • эмоциональная нестабильность и раздражительность;
  • нежелание сотрудничать;
  • нервные срывы, неадекватная реакция на критику;
  • хроническая усталость;
  • непредсказуемость действий;
  • резкие энергетические скачки;
  • постоянные перепады настроения;
  • концентрация исключительно на себе;
  • потеря интереса к себе;
  • проблемы со сном и аппетитом;
  • низкий интерес к работе;
  • физическое недомогание;
  • рост непонимания со стороны коллег.