Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Тренинг снижения стресса для использования в рабочих организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После обсуждения ведущий предлагает таким же образом вспомнить о других ситуациях: боязни или раздражения, вызванных критикой в свой адрес; стремления обвинить в своих проблемах других; и др.

Вопросы:

Что в этом упражнении вызвало затруднения?

К каким выводам вы пришли в результате выполнения упражнения?

Что удивительного, интересного вы вспомнили или поняли о себе?

Упражнение № 6 «Зеркало» [7].

Цель – формировать чувство эмпатии, понимание собственных эмоций через эмоции другого человека.

Участники разбиваются на пары. Один участник показывает сначала негативную эмоцию, подключая мимику и жесты, а затем позитивную. Его партнер «отзеркаливает» эти эмоции. Это позволит участникам лучше понять друг друга.

Вопросы:

Легко ли вам далось это упражнение? Почему?

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы «отзеркаливали» эмоции другого человека? Расскажите об этом опыте.

Как понимание эмоций собеседника влияет на ваше собственное эмоциональное состояние?

Упражнение № 7 «Абажур» [10].

Цель – развивать навык управления эмоциями, самостоятельной осознанной стабилизации эмоционального фона.

Нужно удобно сесть, закрыть глаза и представить, что внутри вас горит яркая лампа. Расположена она на уровне груди и сверху накрыта абажуром. Когда свет от лампы направлен вниз, тепло и спокойно. Если лампа светит наверх, она буквально слепит, становится жарко. Но в наших силах регулировать свет лампы. Сначала представляем, что лампа светит наверх, и мы буквально закипаем, но потом лампа начинает светить вниз. Ее свет наполняет нас постепенно.

Мы можем включать разные режимы – то свет радости, то свет нежности, то свет любви. Старайтесь как можно ярче представить все эти чувства. И случится чудо - негодование и тревога пройдут.

Вопросы:

Полностью ли удалось выполнить упражнение? Всё ли получилось?

Что вам показалось наиболее сложным?

Расскажите о своих способах управления эмоциями.

Упражнение № 8 «Чувствую себя хорошо» [10].

Цель: сохранение и поддержание положительного эмоционального настроя.

Ведущий предлагает назвать пять ощущений, позволяющих сказать: «Чувствую себя хорошо». Нужно хорошо представить себе эти ощущения, запомнить их. Затем представить, что подобные ощущения мы откладываем в особо важное место и можем доставать оттуда каждый раз, когда этого очень захочется. Участники рисуют это потайное место и называют ощущения.

Рефлексия каждого из участников.


Вопросы:

Что вы испытывали, когда делились собственным опытом?

Какие новые способы сохранения благоприятного фона вы запомнили?

Как вы думаете, почему важно поддерживать эмоциональную стабильность?

Упражнение № 9 «Аукцион».

Цель – закрепить изученную информацию, систематизировать новые знания.

По типу аукциона участники предлагают как можно больше способов борьбы с плохим настроением, тревожностью, эмоциональной нестабильностью. Аукционист (ведущий) фиксирует их на доске, а участники по желанию фиксируют в свои тетради для записей.

Затем, в ходе обсуждения, участники выводят своеобразный «рейтинг», распределяя лоты по эффективности.

Вопросы:

Какой из перечисленных способов подходит вам больше всего? Почему?

Какая информация тренинга показалась вам наиболее полезной?

Остались ли вопросы, которые нужно рассмотреть повторно или уточнить?

Упражнение № 10 «Импульс» [7].

Цель – стабилизировать эмоциональное состояние участников, укрепить чувство единства группы.

Участники берутся за руки и закрывают глаза. Один участник сжимает ладонь соседа справа, и так по кругу. Затем, тоже с закрытыми глазами, участники по кругу хлопают друг друга по ладони и т.п. Каждый член группы должен почувствовать импульс и высказать свои эмоции в ходе выполнения упражнения.

Вопросы:

Что вы почувствовали, когда выполняли это упражнение? Как вы думаете, почему у вас проявились именно эти эмоции?

Если у вас есть желание сказать о чем-то важном – сделайте это.

Завершающее упражнение № 11 «Письмо».

Цель – подвести итог занятия, провести самоанализ.

Подводя общий итог тренинга, каждый член группы составляет письмо самому себе, отвечая на такие вопросы:

1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы?

2. Что нового я узнал о других?

3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

4. Каким образом я буду это делать?

Закончить тренинг рекомендуется словами: «Если вы хотите что-то сказать, пожелать членам группы, у вас есть такая возможность. Успехов вам в самосовершенствовании!»

3.2. Практические рекомендации по самостоятельному снятию стресса

Каждый сотрудник, который вынужден в профессиональной деятельности сталкиваться со стрессом, должен понимать, как важно научиться бороться с напряжением до того, как оно переросло в серьезную проблему. Приведенные ниже рекомендации, сформулированные в результате анализа научной литературы и опыта авторитетных психологов-практиков, помогут каждому человеку преодолеть стрессовое влияние. Некоторые рекомендации позволят стабилизировать эмоциональное состояние «здесь и сейчас», другие – закрепить полученный эффект, сохраняя спокойствие продолжительное время.


1. Не стоит откладывать решение проблемы, вызывающей стресс. Отказ от решительных действий в преодолении беспокоящей ситуации будет постоянно усиливать ваш уровень стресса. Избегание и откладывание важного, но неприятного решения не помогут продвинуться в поиске психологического комфорта – мысль о том, что значимое дело не выполнено, так и будет беспокоить вас. Поэтому в первую очередь подлежат решению те проблемы, которые беспокоят вас больше всего.

2. Не пренебрегайте планированием. Планирование поможет справляться с трудностями постепенно, не накапливая большое количество небольших и крупных задач и проблем. Профессор Cal Newport, автор книги «Deep Work» уверен, что планирование в профессиональной деятельности способствуют снижению стресса и способствуют сфокусированности на действительно важных целях и событиях. При этом составленный план обязательно должен быть исполнен. Если этого не произойдет, то, согласно эффекту Зейгарника, в памяти человека надолго останутся прерванные дела, порождая чувство вины.

3. Научитесь «переключаться». В момент, когда вы ощущаете нарастание нервного напряжения, стоит отвлечься, резко переключив внимание на другую, не связанную с проблемой, деятельность. Например, после трудного разговора с клиентом, несколько минут обсудить с коллегой новый спектакль или предстоящий корпоратив. Эффективным методом «переключения» является смена интеллектуальной деятельности на физическую активность. Подойдут как несложные упражнения, так и на механические действия – поточить карандаши, привести в порядок рабочий стол.

4. Смена обстановки. Если стрессовая ситуация застала в рабочем кабинете, рекомендуется встать с рабочего места, и извинившись, покинуть помещение. Например, можно выйти соседний кабинет или в уборную. Это может быть любое доступное место, где вы бы могли остаться наедине с собой. Чтобы оказать себе ситуативную помощь, можно смочить лоб, виски и руки прохладной водой. Если есть возможность, можно выйти на улицу и сконцентрироваться на окружающей среде. Необходимо медленно осмотреться, обводя взглядом всё, что привлечет ваше внимание, мысленно описывая каждый объект.

5. Движение поможет вытеснить стресс. Чтобы активизировать кровообращение, будет полезно прогуляться по помещению, пройти в высоком темпе несколько лестничных пролетов, на непродолжительное время покинуть помещение, вдохнув свежий воздух. Если есть возможность, можно выполнить несколько простых упражнений – взмахи руками, повороты головы, наклоны туловища и т.п.


6. Борьба со стрессом через активную деятельность. Оказавшись дома, вы рискуете мысленно вернуться к тревожащей ситуации. Чтобы этого не произошло, следует перейти к какой-либо деятельности. Это могут быть элементарные домашние заботы: стирка, приготовление еды, забота о домочадцах и домашних животных. Положительный эффект может оказать успокаивающая музыка, которая вам нравится. Следует вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней. Концентрация на чем-то одном помогает достичь полной релаксации, получить необходимый заряд положительных эмоций.

7. Замена негативных эмоций положительными впечатлениями. Способов создать позитивное настроение существует достаточно много, и у каждого человека это могут быть свои, уникальные или привычные для многих методы. Это может быть посещение концерта или выставки; любимое хобби; воспоминания о приятных периодах прошлого, перечисление карьерных успехов, живое или виртуальное общение с приятными людьми.

8. Снижение напряжения через расслабление тела. Необходимо добиться расслабленности тела. Для этого следует расслабить мышцы лица, увлажнить губы. Затем расправить плечи, занять удобное положение, сидя или лежа, сконцентрироваться на потребностях своего тела – следить за дыханием, добиться максимального снижения мышечного напряжения. Упражнения, направленные на стабилизацию дыхания, представлены в приложении А.

9. Создание благоприятной атмосферы на рабочем месте и дома. В вашем кабинете это может быть любимый комнатный цветок, фотография любимых людей, приятная заставка на рабочем столе компьютера. Дома больше возможностей для создания благоприятной психологической атмосферы. Можно применить знания из области цветотерапии и ароматерапии. Так, снижают стресс запахи лаванды и цитрусовых, а пастельные цвета стен и мебели помогут сохранить спокойствие.

Таким образом, можно эффективно бороться со стрессом, используя свой личностный потенциал, накопленные знания. Через создание благоприятной атмосферы дома и на работе, через грамотное планирование деятельности и правильную расстановку приоритетов каждому человеку под силу снизить эмоциональное напряжение. Во многих случаях обращение к специалисту является той необходимостью, которая поможет значительно повысить качество жизни. Именно специалист порекомендует наиболее эффективные методы борьбы со стрессом в конкретном случае. Разработанная нами тренинговая программа может быть полезна практикующим психологам, руководителям. Рекомендации, сформулированные нами, помогут каждому человеку, в чью жизнь вошел стресс, снизить его негативное влияние и сохранить спокойствие в любой неприятной ситуации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения научной литературы в рамках исследования, мы выяснили, что профессиональный является многомерным феноменом, который выражается в физиологических и психологических реакциях на напряженную ситуацию на рабочем месте. Возникновение стресса у сотрудников встречается даже в самых передовых, прогрессивных, грамотно управляемых организациях, что обосновано особенностями работы, характером межличностных связей в коллективе, взаимодействием с другими организациями, неблагоприятными экологическими, политическими и другими условиями.

Производственные потери от профессионального стресса и проблем, которые он несет, год от года возрастают во всех сегментах профессиональной деятельности. Современная реальность с ее быстро меняющейся социально-экономической и политической ситуаций всё больше обостряет эту проблему. Нервно-психическая и информационная нагрузка на сотрудников возрастает, рост конкуренции делает трудовые будни всё более напряженными. Из-за постоянного влияния стресса человек быстро расходует психическую энергию, стремительно накапливается психосоматическая усталость, возникает эмоциональное истощение, растет тревожность.

Особое внимание в работе мы уделили диагностике, которая важна для того, чтобы выявить неблагоприятное воздействие стресса как можно раньше, а значит, скорее приступить к профилактическим и коррекционным мероприятиям. Нами были рассмотрены методики, которые, в совокупности, способны отразить текущее психоэмоциональное состояние человека – определить уровень стресса, его причины, последствия, длительность воздействия стрессоров. Также нами подчеркнуто значение умения диагностировать избыточный стресс, отличать его от здорового стресса, который оказывает стимулирующее, мотивирующее влияние на работу сотрудников.

В рамках исследования была создана система профилактики стресса, состоящая из тренинга, который призван наладить связи между сотрудниками, снизить стрессовое напряжение, научить справляться с трудностями, не теряя самообладание. Данный тренинг может быть использован как для сотрудников, трудящихся вместе, так и для работников разных подразделений, у которых диагностирован наиболее высокий уровень стресса. Также нами были сформулированы рекомендации по самостоятельному преодолению стресса, которые может применить каждый сотрудник для гармонизации психоэмоционального состояния как непосредственно в момент стрессовой ситуации, так и после работы, когда трудовое напряжение может негативно отразиться на личной жизни. Данная система, безусловно, может быть доработана и расширена с учетом специфики конкретной организации и личностными особенностями сотрудников, с которыми предстоит взаимодействовать.