Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Эволюция российского предпринимательства. Основные проблемы развития предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим еще пример Японии. По мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская демократия. Экономическая стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".

Действия японских предпринимателей осуществляются не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".

В Японии издавна индивид не наделялся суверенными правами. Главное было в осознании индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства[65]. Интересы группы всегда ставились и ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике[66].

Нельзя не обратить внимание при характеристике методов и тактики японских предпринимателей на такое явление как своеобразная "тойотизация Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии, успешно конкурирующая с американскими автомобильными гигантами на внутреннем рынке США[67].

В узком смысле под "тойотизацией" имеется в виду использование бригадной организации труда, повышающей ответственность каждого работника и его общую эффективность, внедрение жесткой, безукоризненной точной системы поставок всего необходимого предприятия и сбыта его продукции, что делает излишним складское хозяйство и резко уменьшает потери всего производства за счет усилий каждого его участника.

А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств и направлений деятельности всех предприятий Японии, использование которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей[68].

Но мы приведем примеры другого характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.


Первый пример касается учебы японских предпринимателей. Японцы сегодня - самые активные и прилежные ученики в американских школах бизнеса. Они вышли на первое место среди иностранных студентов во всех многочисленных школах бизнеса в США. Количество японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, за пятилетие 1988-1992г. возросло в три раза. Основная цель обучения в США - надо хорошо знать своего конкурента.

Второй пример - благотворительная деятельность японских предпринимателей, переживающая бурный рост в последние годы. В 1989 году соответствующие расходы компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.

В 1990 году в Японии создан клуб " одного процента", т.е. предприятий, которые на филантропические нужды выделяют не менее 1% их прибылей до уплаты налогов[69].

Не только Япония, США, но даже такая развитая страна как ФРГ также огромное внимание уделяет профессиональной подготовке предпринимательского персонала, широкому внедрению современной организации менеджмента и маркетинговым исследованиям сегментации рынков.

3. История возникновения развития предпринимательства и коммерции России

3.1 Эволюция российского и коммерческой деятельности

П предстоит занять место в рыночного хозяйствования. влиянием - административной в России сложились неправильные о предпринимательстве и

Понятия и коммерции перефразировались, действия людей, направленные получение доходов от дела, оценивались порой Получаемая прибыль рассматривалась как нажива.

полной мере предпри и его проявляются рыночных отношениях, с куплей продажей товаров[70].

В становлении деятельности торговых предприятий не учитывать традиции предпринимательства, о возрождении сейчас много говорят[71].

В России, р предпосылки к возникновению предпринимательства появились в вв. Реформы г. создали условия для частного предпринимательства образования рынка силы, акционерных и финансовокредитных предприятий[72].


Административно - государственные методы являлись опорой предприниматель и рыночного хозяйствования Государство сохраняло собой надзор осуществляло направленную предпринимательских Оно опиралось развитую финансовую во главе Госбанком. Проявлялась система подчиненности деятельности в стабилизации и российской экономики. этом сдерживались в погоне прибылью.

Российское предпринимательство путем вытеснения вотчинно - хозяйствования, кустарных мануфактурных предприятий разного рода В соответствии российским законодательством формами предпринимательства единоличные фирмы, дома и общества (частно-групповые, частно-коллективные).

Участники торгового (товарищи) отвечали в случае предприятия всем имуществом, т. несли полную, солидарную ответственность, участники акционерного (акционеры) и товарищества на (пайщики) — ограниченную ответственность пределах своих в основной предприятия[73].

Для того стать участником дома, было простого засвидетельствования купеческих или управах, и считалось открытым. Учреж предприятий акционерно-паевого а также главных условий деятельности осуществлялись с разрешения на основе актов.

Акционерные обществ и товариществ на паях собой два пути от единоличного владения предпринимательства к коллективному[74].

В первом мобилизовывался заинтересованных лиц на этой открывалось новое во-втором пайщики руководствовались расширения и «общественного Зачастую они к ограничению пайщиков, чтобы решающую роль фирме за прежними владельцами. законодательство того различало два торговых домов: товарищества и на вере.

Во втором помимо товарищей, которые несут полную ответственность все дела фирмы, торгового дома также лица, только в своего вклада[75].

Древнерусское созданное в девятого складывается путем восточнославянских племен, вдоль знаменитого пути “из в греки”. являлась одной основ хозяйственной славян.

развития предпринимательства Руси становились в которых массы товаров, отсюда как стране, так за рубеж. городов возникало торговых и поселений. Сюда для торговли бобровники, звероловы, лыкодеры и тогдашние "промышленники". Места получали названия погостов. принятия христианства здесь сделки, заключались договоры, пошла традиция ярмарочной В подвалах церквей необходимый для торговли складывались товары, а хранились торговые договоры[76].


и предприниматели Древней Руси были выделены отдельное сословие. предпринимательской деятельности участие все общества (в числе князья бояре). По византийского императора Багрянородного русские в ноябре вглубь страны, погосты, чтобы византийские товары скупить товары зарубежной торговли следующий год. они возвращались Киев, а Киева на добирались Царьграда. В городе русские пользовались различными Шесть месяцев торговали в и возвращались себе на не ранее Такая предпринимательская велась Русью одно столетие[77]. торговой жизни огромную роль освоении и русских земель.

Русские вели торговлю только с Большая торговля с варягами, которых покупали и железные (особенно мечи топоры), олово свинец, а с арабами, в страну бисер, драгоценные ковры, сафьян, пряности.

Первый русский законов "Русская был пронизан предпринимательства[78]. Он возникнуть только обществе, где важнейшим занятием была а интересы тесно связаны результатом торговых В своде четко были такие понятия краткосрочный и займы, торговая и вклад торговое компанейское торговый кредит другие; давался порядок взыскания с несостоятельного при ликвидации дел[79].

Удачный рост деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных Новгородский предприниматель - Климята (Клемент живший в XII - XIII века, свою широкую деятельность с кредитов. не только кредиты, но брал их.

По вопросу предпринимательского кредита Руси было мнение. Считалось по-христиански брать проценты. Однако люди пытались ростовщичеством под проценты, что зачастую кончалось для плачевно. Позднее Владимиром был введен Устав, резко ограничивал сумму выплачиваемого по кредиту более 20% в и тем самым позиции паразитического предпринимательства, на народной нужде.

В Ивана Грозного символом предпринимательства становится энергичная купцов Строгановых[80]. Самый основатель рода Аника продолжил и до совершенства сольвычегодские варницы построил множество на Кольской Он также большую торговлю иностранными купцами. торговали и народами Урала Приуралья, способствовало началу освоения русскими Урала и Сибири.

Аники строили города, множество разных были инициаторами отрядов Ермака завоевание Сибири, способствовали освобождению от интервентов. прославились не предпринимательской деятельностью, и меценатством[81].

Рядом Строгановыми успешно их многочисленные крупные солепромышленники, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы другие.


XV века, свидетельству многих бывших там, особым изобилием съестных продуктов, свидетельствовало о развитии товарных среди крестьян. изделиями торговали лавках, на и в С глубокой ряд дешевых товаров, изготавливаемых ремесленниками, распространялся по всей стране[82].

купцы вели с Литвой, Хивой, Бухарой, Кафой Азовом и другими странами.

в XVI-XVII веках обладает сильно развитой сетью. В городах, селах, возле монастырей, ярмарках ведут оживленную многие тысячи купцов торговцев, идет интенсивный товарами между отдельными страны, т. е. всероссийский рынок[83].

В веке в торговое, купеческое из разряда людей выделяется особую группу или посадских которая в очередь разделялась гостей, гостиную суконную сотни слободы. Самое и подчетное место принадлежало Звание это от царя крупные предприниматели торговым оборотом меньше 20 в год. были свободны уплаты пошлин, купцами рангом занимали высшие должности, а имели право в свое вотчины.

Члены гостиной суконной сотен пользовались большими привилегиями, занимали место в финансовой но уступали гостям "чести". Гостиные и сотни имели самоуправление, общие дела вершили головы и старшины.

Низший разряд купечества жители черных сотен слобод. Это были ремесленные самоуправляемые организации, производившие товары, которые продавали[84].

Сфера русских купцов предпринимателей XVII была огромна, всю географию освоения России. Москвы брали 6 основных торгово-предпринимательской деятельности купцов: Беломорский Новгородский, Поволжский, Смоленский и

Беломорский шел через по Сухоне Северной Двине Архангельск и Белое море, оттуда в страны. Центрами предпринимательства на пути были: Устюг, Тотьма, Яренск, Усть-Сысольск.

Новгородский (Балтийский) путь шел из в Тверь, Торжок, Волочек, Валдай, Новгород, затем к Балтийскому морю[85].

путь проходил рекам Москва, и Волга, затем через море в Хиву и Бухару[86] Главным предпринимательским на этом был Нижний Новгород.

путь шел из Москвы Нижнего Новгорода до Соликамска. Соликамска купцы двигались до а затем водой до через Туринск Тюмень. Далее шла на мимо Сургута, От Енисейска двигались в Илимского острога Тунгуске и Часть купцов путь и достигая Якутска Охотска, проникая на Амур. предпринимательским центром по торговле Китаем был Нерчинск[87].