Файл: Оперативно розыскная деятельность: гласно и негласно.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой темы обуславливается тем, что вопросы общей теории оперативно-розыскной деятельности, ее методология имеют огромное значение в качественном улучшении оперативно-розыскной практики борьбы с преступностью в современных условиях. Более того, было подчеркнуто исключительное значение ее в доказательственном обеспечении предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам.

Следует также отметить и тот факт, что нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержат предписания, направленные на противодействие не только преступлениям, но и административным правонарушениям. Сам термин «оперативно-розыскная деятельность» (ОРД) означает быстрый, гласный или негласный поиск информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, для решения задач ОРД, которая характеризуется поисковой направленностью этой деятельности. Поэтому прежде чем раскрыть понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, следовало бы рассмотреть ее сущность и дать сравнительный анализ с действующим уголовным, уголовно-процессуальным законодательством и другими юридическими дисциплинами.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности как гласно, так и негласно.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие проведение оперативно розыскной деятельности, нормы регламентирующие порядок предоставление результатов оперативно—розыскной деятельности, а также нормы, регламентирующие контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Целью исследования является анализ особенностей оперативно-розыскной деятельности на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность оперативно-розыскной деятельности;

2. Изучить соотношение уголовно-процессуального судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности;

3. Рассмотреть сущность оперативно-розыскного мероприятия;

4. Определить порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности;

5. Рассмотреть понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Методологическую основу исследования составляют и методы юридического познания, которые относятся как к общенаучным, так и к частнонаучным. В общенаучные методы, используемые в исследовании входят:


– анализ;

– синтез;

– индукция;

– дедукция;

– классификация.

В частнонаучные методы, используемые в исследовании входят:

–метод сравнительного правоведения;

– формально-юридический метод;

– историко-правовой метод;

– метод правового моделирования.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ КАК ГЛАСНО, ТАК И НЕГЛАСНО

1.1 Сущность оперативно-розыскной деятельности

Уголовное право, как отрасль российского права представляет систему юридических норм, характеризующих общественно опасные деяния как преступления и устанавливающих наказание за их совершение.

Криминалистика – наука, разрабатывающая систему специальных приемов, методов и средств собирания, фиксации, исследования и использования судебных доказательств. Уголовный процесс – система юридических норм, регулирующих деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Криминология – наука, изучающая закономерности существования и развития преступности, а также более широкого круга общественных явлений и процессов, связанных с ней.

Однако ни одна из вышеназванных юридических дисциплин не дает ответа на вопрос «Кто виноват?». В отношении кого инкриминировать преступление, кого привлекать к уголовной ответственности и наказанию, чьи следы необходимо обнаружить и исследовать, в отношении кого проводить следственные действия и судебные разбирательства?

На эти и другие вопросы отвечает теория оперативно-розыскной деятельности, поскольку ее сущность составляет поисковая направленность, т. е. деятельность оперативных аппаратов нацелена на поиск информации о лицах, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления, иных лицах и фактах, представляющих оперативный интерес.

Разведывательный (оперативнорозыскной) характер средства ОРД приобретают за счет сочетания с методами конспирации, то есть способами, применяемыми оперативными подразделениями для сохранения в тайне их деятельность, а также создания у объектов ОРД ложных представлений о действительных участниках, сущности и достигаемых результатах оперативно-розыскных мероприятий.


Необходимо отметить, что в уголовно-процессуальном законе 1960 года ставилась задача раскрытия преступлений органами предварительного расследования, однако практически эта норма не работала.

В новом УПК такая задача отсутствует, поэтому раскрытие преступлений, обнаружение лиц, их совершивших, и иных разыскиваемых лиц целиком ложится на оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Тем самым законодатель четко разделил полномочия органов предварительного расследования и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и возложил на последних обязанность выявлять латентные преступления и раскрывать совершенные в условиях неочевидности. Подготовка и совершение преступлений осуществляются скрытно, изощренно, замаскированно, поэтому, применяемые сотрудниками органов внутренних дел оперативно-розыскные меры тоже должны быть замаскированными, скрытными, разведывательными.

В теории ОРД присутствует единодушие по поводу необходимости использования в первую очередь негласных мер.[1]

Вместе с тем следует подчеркнуть, что оперативно-розыскная деятельность направлена не только на борьбу с преступностью, но и на сбор информации в отношении широкого круга проверяемых лиц.

Так, ч. 2-3 ст. 7 Федерального закона об ОРД дает право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных не только на противодействие уголовным и административным правонарушениям, но также и на проверку лиц, допущенных к осуществлению ОРД, к государственной тайне, к работам, связанным с эксплуатацией экологически опасных объектов, либо сбора информации в отношении должностных лиц в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» и др.

Тем самым законодатель закрепил за оперативно-розыскной деятельностью возможность вторгаться в самые различные стороны личной и общественной деятельности человека. В связи с этим раскроем законодательное определение оперативно-розыскной деятельности. «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом… в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств», – записано в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». С нашей точки зрения, следует указать на ряд неточностей и противоречий законодателя в названном определении.


Во-первых, оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только оперативными подразделениями государственных органов, но и другими должностными лицами. Так, например, любой сотрудник полиции в пределах своих полномочий и в соответствии со ст. 12-13 Федерального Закона РФ «О полиции» может проводить оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пп. 1–7 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во-вторых, оперативно-розыскная деятельность не только направлена на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях и на проверку лиц, поведение которых не связано с совершением преступлений. Еще раз обратимся к ч. 2-3 ст. 7 Закона об ОРД, где указано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий также вправе собирать данные, необходимые для принятия решений:

- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

- о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;

- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

- об установлении или поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

- об обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД;

- о предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче удостоверения частного охранника.

Органы, осуществляющие ОРД при наличии запроса, направленного в соответствии с ФЗ №273 от 25. 12. 2008 г. «О противодействии коррупции», другими нормативно-правовыми актами РФ в области противодействия, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

- о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение: государственных должностей РФ и субъектов РФ;

- должностей глав муниципальных образований;

- должностей федеральной государственной службы и гражданской службы субъектов РФ;

- должностей муниципальной службы;

- должностей в госкорпорации, Пенсионном фонде РФ, фонде соцстрахования, обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов; о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.


Таким образом, Законом урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане (ч. 2-3 ст. 7). Эта норма указывает на то, что объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность, прежде всего, направлена на сбор информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и проводят ее в пределах своей компетенции должностные лица государственных правоохранительных органов.

Теперь рассмотрим признаки, присущие ОРД:

1. Оперативно-розыскная деятельность – это самостоятельный вид деятельности. Самостоятельность заключается в том, что это на сегодня единственный в своем роде законодательный нормативный акт органов государственной власти, который дал право спецслужбам решать задачи борьбы с преступностью, используя как гласные, так и негласные методы и применяя при этом специальные технические средства. Гласные методы представляют собой деятельность оперативных подразделений полиции, направленную на подготовку и проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий, при этом используется гласное содействие отдельных граждан и специалистов. К негласным методам относятся использование конфиденциального содействия граждан при подготовке и проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий. Негласные методы, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, строятся на принципе конспирации, который предполагает неразглашение сведений о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих конфиденциальное содействие, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Оперативно-розыскная деятельность реализуется путем свойственных только ей оперативно-розыскных мероприятий, имеющих организационно-упорядоченную форму конкретных оперативно-розыскных действий. Перечень оперативно-розыскных мероприятий, основание, условия их проведения и оформление результатов приведены во 2-й главе Закона об ОРД. Оперативно-розыскные мероприятия направлены в первую очередь на решение задач ОРД и состоят в собирании информации о подготавливаемом, совершенном, совершаемом преступлении и лицах, их подготавливающих или совершивших. Результаты, полученные в ходе проведения ОРМ, могут использоваться в доказывании по уголовным делам, являться поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться органу дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело.