Файл: Оперативно розыскная деятельность: гласно и негласно.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Другим не менее важным признаком является то, что прокурорский надзор может быть рассмотрен как система, состоящая из совокупности относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных элементов. Ими, в частности, служат: цели и задачи, функции и полномочия уполномоченного на то прокурора; субъекты и объекты прокурорского надзора; принципы и правовые средства прокурорского надзора; предмет и пределы такого надзора. Общественные отношения, урегулированные нормами ФЗ об ОРД, тем самым становятся правоотношениями, последние, согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона, выступают предметом прокурорского надзора за ОРД. Как известно, отношения всегда возникают между двумя субъектами. Исходя из этого, назовем некоторые из них: сотрудник оперативного подразделения и его руководитель, утвердивший оперативно-служебные документы; гражданин и оперативное подразделение, кому оказывается лицом содействие; проверяемый, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, и оперативный сотрудник – инициатор их проведения. Обобщая сказанное, отметим, что сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается в осуществлении уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции проверочных действий, направленных на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
Иными словами, сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов. Еще раз акцентируем внимание читателей на том, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сегодня учеными теории ОРД и оперативными работниками воспринимается по-разному. Одни из них относятся одобрительно, а другие высказывают свое недовольство в части расширительного толкования предмета (под предметом прокурорского надзора понимается исполнение законов поднадзорными органами и их должностными лицами – прим. автора) и пределов прокурорского надзора.
Учитывая данное обстоятельство, со своей стороны предлагаем принять следующие меры:
– создать межведомственную рабочую группу по разработке Инструкции по организации и тактике прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;
– провести координационное совещание руководителей правоохранительных органов с повесткой дня: «Современное состояние контроля и надзора за ОРД и мерах по повышению их эффективности»;
– осуществить комплексный научный анализ проблемы контроля и надзора за ОРД. Предлагаем для этого создать из числа наиболее квалифицированных специалистов межведомственный авторский коллектив;
– разработать в установленном порядке типовую учебную программу по вопросам осуществления контроля и надзора за ОРД.
На ее базе обеспечить подготовку сотрудников правоохранительных органов и получение ими дополнительного профессионального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего - от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.
Например, только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.
Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.
ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Так прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлений или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывает под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Норматива-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
- О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2201-1 // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ МВД РФ № 608 от 19.07. 2012 г. «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД РФ».
- Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013.
- Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23. С. 86–92.
- О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2706.
- Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17 апреля 2007 г. // Рос. газета. 2007. 16 мая
- Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек.
- Учебная и научная литература
- Бахты А.С. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 55.
- Белкин А.Р. Теория доказывания: научно-методическое пособие. М., 1999. С. 211.
- Берова Д.М. О функциях следователя в уголовном судопроизводстве // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-7. С. 29–34.
- Захарцев С. И. Теория и правовая регламентация оперативно-разыскного мероприятия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
- Козусев А. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дис. … докт. юрид. наук. М., 2012. С. 44.
- Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / А.Г. Маркушин. М., 2012. С.14; Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е.С. Дубоносов М., 2013. С. 48-49.
- Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 168–170.
- Нагоева М.А. Проблемы использования результатов оперативно-разыскных мероприятий в процессе доказывания по уголовным делам // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. Краснодар, 2015. С. 135–139.
- Настольная книга прокурора / под общ.ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во «Юрайт», 2014. С. 41.
- Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева и Н. П. Галяндина. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 44.
- Родичева Т. П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ : дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 8
- Собирание доказательств в советском уголовном процессе: метод. и правовые проблемы. Саратов, 1986. С. 7–20.
- Чечетин А.Е. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: научно-практический комментарий» / под ред. проф.. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
- Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законом: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 2016. № 1. С. 3.
-
Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / А.Г. Маркушин. М., 2012. С.14; Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е.С. Дубоносов М., 2013. С. 48-49. ↑
-
Приказ МВД РФ № 608 от 19.07. 2012 г. «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД РФ». ↑
-
Белкин А.Р. Теория доказывания: научно-методическое пособие. М., 1999. С. 211. ↑
-
Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 168–170. ↑
-
Белкин А.Р. Теория доказывания: научно-методическое пособие. М., 1999. С. 211. ↑
-
Нагоева М.А. Проблемы использования результатов оперативно-разыскных мероприятий в процессе доказывания по уголовным делам // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. Краснодар, 2015. С. 135–139. ↑
-
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: научно-практический комментарий» / под ред. проф. А.Е. Чечетин. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999. ↑
-
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 55. ↑
-
Захарцев С. И. Теория и правовая регламентация оперативно-разыскного мероприятия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004. ↑
-
О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 // Рос. газета. 2008. 10 сент. ↑
-
Собирание доказательств в советском уголовном процессе: метод. и правовые проблемы. Саратов, 1986. С. 7–20. ↑
-
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349 ↑
-
Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек ↑
-
Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23. С. 86–92. ↑
-
О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2706. ↑
-
7 Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17 апреля 2007 г. // Рос. газета. 2007. 16 мая ↑
-
Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек. ↑
-
Родичева Т. П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ : дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 8 ↑
-
Козусев А. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дис. … докт. юрид. наук. М., 2012. С. 44. ↑
-
Настольная книга прокурора / под общ.ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во «Юрайт», 2014. С. 41. ↑
-
Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законом: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 2016. № 1. С. 3. ↑
-
Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева и Н. П. Галяндина. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 44. ↑
-
О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2201-1 // СПС «КонсультантПлюс». ↑