Файл: Оперативно розыскная деятельность: гласно и негласно.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другим не менее важным признаком является то, что прокурорский надзор может быть рассмотрен как система, состоящая из совокупности относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных элементов. Ими, в частности, служат: цели и задачи, функции и полномочия уполномоченного на то прокурора; субъекты и объекты прокурорского надзора; принципы и правовые средства прокурорского надзора; предмет и пределы такого надзора. Общественные отношения, урегулированные нормами ФЗ об ОРД, тем самым становятся правоотношениями, последние, согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона, выступают предметом прокурорского надзора за ОРД. Как известно, отношения всегда возникают между двумя субъектами. Исходя из этого, назовем некоторые из них: сотрудник оперативного подразделения и его руководитель, утвердивший оперативно-служебные документы; гражданин и оперативное подразделение, кому оказывается лицом содействие; проверяемый, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, и оперативный сотрудник – инициатор их проведения. Обобщая сказанное, отметим, что сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается в осуществлении уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции проверочных действий, направленных на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Иными словами, сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов. Еще раз акцентируем внимание читателей на том, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сегодня учеными теории ОРД и оперативными работниками воспринимается по-разному. Одни из них относятся одобрительно, а другие высказывают свое недовольство в части расширительного толкования предмета (под предметом прокурорского надзора понимается исполнение законов поднадзорными органами и их должностными лицами – прим. автора) и пределов прокурорского надзора.

Учитывая данное обстоятельство, со своей стороны предлагаем принять следующие меры:

– создать межведомственную рабочую группу по разработке Инструкции по организации и тактике прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;

– провести координационное совещание руководителей правоохранительных органов с повесткой дня: «Современное состояние контроля и надзора за ОРД и мерах по повышению их эффективности»;


– осуществить комплексный научный анализ проблемы контроля и надзора за ОРД. Предлагаем для этого создать из числа наиболее квалифицированных специалистов межведомственный авторский коллектив;

– разработать в установленном порядке типовую учебную программу по вопросам осуществления контроля и надзора за ОРД.

На ее базе обеспечить подготовку сотрудников правоохранительных органов и получение ими дополнительного профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего - от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Например, только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Так прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлений или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывает под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Норматива-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"// "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2201-1 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Приказ МВД РФ № 608 от 19.07. 2012 г. «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД РФ».
  6. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013.
  7. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23. С. 86–92.
  8. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2706.
  9. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17 апреля 2007 г. // Рос. газета. 2007. 16 мая
  10. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек.
  11. Учебная и научная литература
  12. Бахты А.С. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 55.
  13. Белкин А.Р. Теория доказывания: научно-методическое пособие. М., 1999. С. 211.
  14. Берова Д.М. О функциях следователя в уголовном судопроизводстве // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-7. С. 29–34.
  15. Захарцев С. И. Теория и правовая регламентация оперативно-разыскного мероприятия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
  16. Козусев А. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дис. … докт. юрид. наук. М., 2012. С. 44.
  17. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / А.Г. Маркушин. М., 2012. С.14; Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е.С. Дубоносов М., 2013. С. 48-49.
  18. Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 168–170.
  19. Нагоева М.А. Проблемы использования результатов оперативно-разыскных мероприятий в процессе доказывания по уголовным делам // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. Краснодар, 2015. С. 135–139.
  20. Настольная книга прокурора / под общ.ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во «Юрайт», 2014. С. 41.
  21. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева и Н. П. Галяндина. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 44.
  22. Родичева Т. П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ : дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 8
  23. Собирание доказательств в советском уголовном процессе: метод. и правовые проблемы. Саратов, 1986. С. 7–20.
  24. Чечетин А.Е. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: научно-практический комментарий» / под ред. проф.. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
  25. Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законом: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 2016. № 1. С. 3.

  1. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / А.Г. Маркушин. М., 2012. С.14; Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е.С. Дубоносов М., 2013. С. 48-49.

  2. Приказ МВД РФ № 608 от 19.07. 2012 г. «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД РФ».

  3. Белкин А.Р. Теория доказывания: научно-методическое пособие. М., 1999. С. 211.

  4. Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 168–170.

  5. Белкин А.Р. Теория доказывания: научно-методическое пособие. М., 1999. С. 211.

  6. Нагоева М.А. Проблемы использования результатов оперативно-разыскных мероприятий в процессе доказывания по уголовным делам // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. Краснодар, 2015. С. 135–139.

  7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: научно-практический комментарий» / под ред. проф. А.Е. Чечетин. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999.

  8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 55.

  9. Захарцев С. И. Теория и правовая регламентация оперативно-разыскного мероприятия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004.

  10. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 // Рос. газета. 2008. 10 сент.

  11. Собирание доказательств в советском уголовном процессе: метод. и правовые проблемы. Саратов, 1986. С. 7–20.

  12. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349

  13. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек

  14. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23. С. 86–92.

  15. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2706.

  16. 7 Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17 апреля 2007 г. // Рос. газета. 2007. 16 мая

  17. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек.

  18. Родичева Т. П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ : дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 8

  19. Козусев А. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дис. … докт. юрид. наук. М., 2012. С. 44.

  20. Настольная книга прокурора / под общ.ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во «Юрайт», 2014. С. 41.

  21. Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законом: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 2016. № 1. С. 3.

  22. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева и Н. П. Галяндина. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 44.

  23. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2201-1 // СПС «КонсультантПлюс».