Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (ООО «Сатурн»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

‾ создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

‾ усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.[7]

Иерархия-это организация как важнейшее средство воздействия на электрические связи подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля и распределения материальных благ.

Культура - это организация, которая развивается и признается обществом, групповыми ценностями, социальными нормами, установками и поведением, ритуалами, которые заставляют человека вести себя именно так, а не иначе.

Рынок - это наличие сети соответствующих горизонтальных отношений, основанных на купле-продаже товаров и услуг, на имущественных отношениях, на балансе интересов продавца и покупателя.

Таким образом, из первой главы можно сделать следующий вывод: выполнение административных функций необходимо, если организация добьется успеха. Практики так же стары, как и организации, а это значит, что на самом деле они очень стары. Глиняные таблички датируются третьим тысячелетием нашей эры F.KR записывайте информацию о сделках и законах древнего Шумера. Этот феномен является наглядным доказательством существования процедур для его обработки. Археологические раскопки позволяют также проследить более древние свидетельства существования организаций: даже до этого люди часто жили организованными группами.

1.3 Общие законы управления

Система социального контроля может рассматриваться на разных уровнях: на макроуровне (народное хозяйство); на региональном уровне (например, экономика субъекта Российской Федерации); на микроуровне (организация, предприятие). В то же время существует ряд общих законов функционирования социальных систем. Эти закономерности объективно отражают существующие, систематически повторяющиеся значимые взаимосвязи между различными элементами и явлениями в управлении.


Законы управления устанавливаются теоретически или эмпирически, а взаимосвязь между целями деятельности и методами их достижения логически обосновывается.

Закономерность - это необходимое, важное, повторяющееся отношение между явлениями в реальном мире, определяющее фазы и формы процесса становления и развития явлений в природе, обществе и духовной культуре.

Закон управления

В соответствии с установившейся практикой законы управления можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективные законы управления рассматриваются как законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Ко второй группе относятся частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также отдельных ее элементов и звеньев. Среди субъективных законов управления можно выделить закон изменения функций управления, закон сокращения количества стадий управления, а также закон преобладания контроля.

Наконец, в третью группу следует включить законы, которые не имеют прямого отношения к управлению, но могут оказать существенное влияние на результаты деятельности организации. К третьей группе законов относятся экономические, правовые, социальные и другие законы. Такие законы могут быть названы " специальными законами".[8]

Общие законы управления включают в себя:

1. Закон соответствия социального содержания Управления, формы осуществления деятельности, являющейся предметом управления;

2. Закон о преференциальной эффективности сознательного и планового управления;

3. Закон единства в системе управления;

4. Закон корреляции между управлением и управляемыми системами;

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе взаимоотношений между ее подсистемами;

6. Закон единства в акте управления законами.

Мы раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Согласно закону о соблюдении социального содержания управления в части осуществления деятельности, являющейся предметом управления, происходит следующее.

У менеджмента есть две стороны. С одной стороны, есть цель, которую преследует процесс управления работой сотрудников, с другой – взаимоотношения со сторонами в процессе ведения той или иной деятельности.


Первая функция означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, поскольку работники в условиях совместной работы вынуждены вступать в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Еще одна особенность, указывающая на то, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают в трудовые отношения между собой. Если возникновение управленческих отношений обусловлено общественным трудом и степенью кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, присущими данной социальной формации.[9]

Закон преимущественной эффективности сознательного, планового управления утверждает, что экономические системы сознательно планового управления являются потенциальными и, по сути, более эффективными, чем системы стихийного регулирования происходящих в них экономических процессов.

Плановое развитие, основанное на использовании объективных экономических законов, обеспечивает возможность оптимального экономического развития в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задачи управления с интересами сотрудников (социальный менеджмент) создают искреннюю заинтересованность в повышении эффективности деятельности организации. Целью управления является достижение наивысшего экономического эффекта в интересах общества при оптимальном использовании ресурсов для лучшего удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система делится на иерархические уровни управления, каждый из которых является подсистемой (или совокупностью подсистем) более высокой иерархической системы. Иерархическая структура организации является основой для систематического развития и поведения.[10]

Сущность закона соотношения административно-управленческих систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления определенному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. Целью управления является экономическая деятельность организации. Субъект управления - это соответствующие органы или структурные подразделения, обеспечивающие целенаправленное управление объектом управления.


Объект и субъект управления проектируются в определенных подсистемах-понятных и управляемых. Эти подсистемы являются неотъемлемыми компонентами системы управления. Они находятся в постоянном взаимодействии. В этом случае наиболее важная и решающая роль принадлежит объекту управления (управляемой подсистеме). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако это условие абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления активизирует производительные силы в отдельной организации и в обществе в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше, при прочих равных условиях, эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой подсистемами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой подсистемы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Контролирующее воздействие органа управления осуществляется в форме прямых команд по субъективному и объективному типу. Для бесперебойного управления заводом этого недостаточно. Обратная связь необходима от четкого объекта к органам управления для управления системой и учета влияния на нее внешней среды.

Если на систему нет обратной связи или она по каким-то причинам не улавливается контролирующим органом, то такая система может со временем выйти из-под контроля и стать неуправляемой.[11]

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равно приложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.


Для того чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

1. Закон изменения функций управления;

2. Закон сокращения числа ступеней управления;

3. Закон концентрации функций управления;

4. Закон распространенности контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.[12]

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а, следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля, существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Всю совокупность законов организации, в зависимости от ее значимости, можно разделить на две наиболее крупные подгруппы. Первая подгруппа включает в себя основные, или основные законы организации. К ним относятся закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Ко второй подгруппе относятся менее важные законы организации, такие как закон порядка сознания, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности. Рассмотрим содержание и сущность вышеприведенных законов.

Первая подгруппа

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.[13]

Согласно этому закону, задачей руководителя организации в первую очередь является поиск наиболее оптимального набора ее элементов.