Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (ООО «Сатурн»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Суть любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе и управленческой, которая проявляется в функциях (лат. functio функционально-обязанности, сфера деятельности, цель, роль). Управление раскрывается в его функциях, которые возникают в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Функции управления являются неотъемлемой частью любого управленческого процесса.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности, формируют весь менеджмент и определяют устойчивый состав конкретных видов деятельности, характеризующихся единообразием целей, действий или объектов его применения.

Они характеризуют общие задачи и направления управленческой работы, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации, от уровня в управленческой иерархии, от роли функциональных подразделений в организации, от типа организации и множества других факторов. Дифференциация функций по администрированию позволяет выделить отдельные задачи и виды деятельности по управлению и регламентировать рациональные правила и процедуры их реализации.

Управленческие функции - это совокупность общих управленческих задач, которые решаются в процессе создания и функционирования организации. Речь идет о таких управленческих задачах, состав и содержание которых в наименьшей степени зависят от специфики деятельности организации (масштаба, отрасли, назначения и др.) и составляют содержание управления.

Функции управления - это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить:

- однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

- целевую направленность этих работ;

- обособленный комплекс выполняемых задач.

Выделяются общие и конкретные (специальные) функции. Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Андрейчиков А.В., Балашов А.П., Веснин В.Р., Егоршин А.П., Исаченко И.И., Ковалев В.В., Маркевич А.Л., Попов В.Н., Репина Е.А., Солдатова И.Ю. Хангер Дж.и др.


Объектом исследования является современный управление.

Предмет исследования - функции современного управления.

Целью данной работы является изучение особенностей управления организациями в современных условиях, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и функции управления;

- Исследовать основные категории теории управления;

- Охарактеризовать общие законы управления;

- Определить технико-экономическую характеристику ООО «Сатурн»;

- Выявить состояние системы управления на предприятии ООО «Сатурн»;

- Проанализировать мероприятия по улучшению системы управления организацией в ООО «Сатурн».

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Основные элементы управления

1.1 Сущность управления

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.[1]

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и после него, требует управления, без которого невозможно не только эффективно функционировать и развиваться, но и существовать. Более того, руководство той или иной организации определяет отношение к другим организациям и в определенной степени влияет на их ответные решения. Это означает, что интересы многих людей, как внутри организации, так и за ее пределами, связаны с управлением.

В условиях рыночных отношений меняются взгляды на характер, роль, значение и ценность работы менеджера. Независимость, инициативность, предприимчивость, творческое мышление и готовность идти на разумные риски, которые выдвигаются в первую очередь.

Особенностью современного менеджмента является его ориентация на эффективное управление экономикой в условиях дефицита ресурсов, а также постепенное сокращение регулирования производства административными методами и интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.


Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.[2]

Лидерство можно понимать как совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) переход к новому и более важному состоянию в организации путем разработки и осуществления целенаправленных действий.

Разработка актов контроля включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации для принятия решений, которая обязательно включает в себя определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.[3]

Менеджмент - это:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Важнейшей задачей людей в аппарате управления является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, рабочей силы, информации) для достижения поставленных целей.


В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык производства как управление и как совокупность принципов, методов, средств и форм производства, управления, направленных на повышение его эффективности и рентабельности.

Управление можно понимать как интеграционный процесс, так как управление призвано учитывать множество задач, например необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент -

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.[4]

По мнению Короткова Э.М. менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Подходы к определению сущности менеджмента

1.2 Этапы развития управления

Наша задача-показать этапы развития менеджмента в ХХ веке в целом, как в мире, так и в России. С некоторыми оговорками автор выделил 8 этапов в развитии лидеров.

Первый этап развития менеджмента начался в начале ХХ века и связан с учением Ф. Тейлора после выхода в свет его книги "Принципы научного менеджмента", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы менеджмента.

Использование системы менеджмента, разработанной Ф. Тейлором, американскими фирмами и Америкой в целом очень наглядно продемонстрировало ее практическую значимость и влияние на развитие экономики.

Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.[5]

Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.


Третий этап развития лидерства был назван "неоклассическим", зародилась и начала развиваться школа "человеческих отношений", а само развитие связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Майо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 годов.в эти годы происходит дальнейшее развитие управленческой мысли, которая направлена на разработку теории организации управления на основе результатов психологических и социологических наук, оказывающих решающее влияние на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что современные количественные методы поддержки управленческих решений разрабатываются под влиянием широкого применения экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники на практике.

Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.).[6]

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлении, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

‾ возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;