Файл: Порядок проведения приватизации (Понятие и сущность приватизации. Субъекты и объекты приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В условиях перехода России к рыночной экономике потребовалось преобразование ее государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления. Понятие «приватизация» для российских граждан является достаточно новым. Но, не смотря на это, данное понятие уже прочно вошло в жизнь российского общества, и процедура приватизации массово применялась на практике большей частью населения России и продолжает, хоть и не так массово как ранее, применяться до сих пор.

На сегодняшний момент практически каждый гражданин родом из СССР принял то или иное участие в приватизации, при этом большая часть государственного имущества перешла в частную собственность. Так, все совершеннолетние граждане в 1992 году приняли участие в приватизации государственной собственности с помощью приватизационных чеков. Главной экономической задачей такой масштабной приватизации в стране было повышение эффективности экономики за счет создания в России института частной собственности, который практически отсутствовал в СССР.

На тот момент, после распада СССР, граждане просто не были готовы к данному этапу приватизации, так как в силу своей неграмотности в финансовых и юридических вопросах просто не смогли правильно и грамотно воспользоваться такими чеками. Итогом этой приватизации стало сосредоточение государственной собственности (заводов, месторождений и т.п.) в руках отдельных граждан, которым такая собственность досталась очень дешево. Так в обществе произошло сильное расслоение. Кроме того имели место и грубые нарушения, и обман, и различные ошибки и проблемы.

Более сознательно граждане приняли участие в приватизации жилого фонда. Решение об участии в такой приватизации принималось каждым совершеннолетним гражданином самостоятельно, в то же время в этой приватизации приняли невольное участие и многие несовершеннолетние на тот момент граждане.

Приватизация жилого фонда продолжается и в настоящий момент. Причем в приватизации жилого фонда,так же как и ранее, предусмотрена бесплатная приватизации, которая периодически продлевается, так как не все граждане еще смогли воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Кто-то осознанно не хочет приватизировать свою квартиру, а кто-то получил квартиру в социальный найм совсем недавно и еще не успел ее приватизировать. Таким гражданам только предстоит участвовать в процедуре приватизации и важно знать при этом все свои права и не допустить ошибки.


Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования приватизации.

Предмет исследования – порядок проведения приватизации по законодательству Российской Федерации.

Цель работы: рассмотреть порядок проведения приватизации по российскому законодательству.

Для раскрытия цели ставятся следующие задачи:

1. раскрыть понятие и сущность приватизации;

2. рассмотреть субъекты и объекты приватизации;

3.проанализироватьзаконодательство России о приватизации;

4.изучить основные способы и формы приватизации;

5. проанализироватьпорядок проведения приватизации жилого фонда.

Методологической основой данной работы является анализ, сравнение и обобщение нормативно-правовой базы, научной литературы, периодических изданий.

При написании работы использовались: нормативно-правовые акты, судебная практика, учебные пособия и учебники, научные исследования, статьи, Интернет-ресурсы.Нормативно-правовые акты использованные при написании работы являются вступившими в силу и действующими на момент написания работы, кроме нормативно-правовых актов, которые утратили свою силу, но используются в работе при написании исторических моментов. Авторы учебников и статей, которые использованы в работе, являются известными учеными и практиками, которых публикуют ведущие российские издательства и используют при обучении ВУЗы, например, Р.Н. Аганина, С.С. Алексеев, И.А. Зенин, П.В. Крашенинников и др.

Кроме того, в работе использовались и официальные сайты государственных структур и учреждений, а также иных официальных ресурсов, на которых публикуется только официальная и достоверная информация,например, Коммерсант.ru., который является проектом известного издательского дома «Коммерсантъ», который издает газеты, журналы, аналитические еженедельники, среди которых, например, «Коммерсантъ», «Регионы», «Огонек», предоставляет сервис для проверки контрагентов – Картотека.ru, которым пользуются различные крупные корпорации, банки, например, Газпром, Сбербанк, субъекты малого и среднего предпринимательства. Кроме того специальные версии Картотека.ru применяются Федеральной налоговой службой России, а также используются для подготовки специалистов в Московском университете МВД России и Институте финансовой и экономической безопасности НИЯУ МИФИ.

Структура работы определяется целью и задачами и состоит из введения, двух глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения, списка использованных источникови приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

1.1. Понятие и сущность приватизации

Институт приватизации является достаточно новым для общества, причем не только для российского. Так, например, в Великобритании массовая приватизация проводилась в 80-х годах прошлого века. Тогда были приватизированы такие государственные компании и корпорации как Роллс-Ройс, Ровер, Ягуар, Бритиш Петролиум, Бритиш Аэропортс, Энтерпрайз Ойл и многие другие. Некоторые из них были полностью приватизированным, например, Роллс-Рой. Другие лишь частично, например, Бритиш Петролиум – только 68,3%, Бритиш Телком – 50,2%.[1]Всего за 10 лет в Великобритании было заключено 169 приватизационных сделок на сумму более 150 млрд.долларов.[2]

При этом в Англии приватизация проводилась несколько иначе, более осторожно, чем в России. Так, для каждого конкретного аукциона были разработаны отдельные законы. Кроме того все совершаемые сделки подлежали обсуждению в парламенте. В год продавалось не более 3-4 компаний. Акции приватизируемых компаний размещать старались именно среди работников таких компаний, в том числе и по льготным ценам. Также была возможность, при желании сохранить государственный контроль за компанией, блокировать изменения в уставе предприятия – институт «золотой акции».[3]

Переход России от командно-административной системы к рыночной был совершенно невозможен без участия на рынке различных организационных структур, которые должны были действовать как в качестве непосредственно собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы.[4]

В России приватизация началась после распада СССР – в 90-х годах прошлого века. Причем масштабы приватизации сразу были массовые. Приватизация проводилась во всех секторах экономики, которые до этого были практически полностью во владении государства.

Законодательная база для осуществления приватизации готовилась еще до крушения СССР. Сама же приватизация государственной собственности была проведена в 1992-1995 годах.


По мнению многих российских и зарубежных ученых и практиков приватизация государственной собственности с самого начала носила именно «варварский» характер и была осуществлена в интересах определенного узкого круга лиц, которые получили в собственность крупные заводы и природных богатства за минимальную сумму. Этим объясняются и масштабность приватизации, и ее темпы. Да и большинство граждан не были готовы к приватизации в силу своей неграмотности в юридических и экономических вопросах. Так, например, Новокузнецкий алюминиевый завод, активы которого оценивались на тот момент минимум в миллиард долларов, был продан за 10 миллионов рублей. В результате такой «варварской» приватизации Россия получил бюджет меньше, чем, например, бюджет Венгрии после приватизации в этой стране.[5]

Приватизация в России – это процесс передачи государственной собственности России (ранее РСФСР) в частную собственность, который проводится в России с начала 90-х годов прошлого века. [6] Приватизации подверглись не только промышленные, сельскохозяйственные предприятия и земли, но и жилой фонд.

Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» (24 декабря 1990 г.) была узаконена в России частная собственность. С этого момента имущество в России может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).[7]

Кроме того, в законе РСФСР «О собственности в РСФСР» было дано первое определение приватизации. Так, согласно статье 25 предприятия, имущественные комплексы, сооружения,здания и иное имущество, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность юридических лиц и граждан.[8]

Первое акционерное общество АО «КАМАЗ» в РСФСР было создано на базе заводов КАМАЗ. При этом согласно Постановлению Совета Министров СССР «О преобразовании производственного объединения «КАМАЗ» в Акционерное общество «КАМАЗ»акции на сумму не менее 51% первоначальной величины уставного фонда АО «КАМАЗ» должны были остаться в общесоюзной собственности и не подлежали продаже.[9] Данное акционерное общество было образовано еще до начала первого этапа приватизации, которое послужило отправной точкой для массовой приватизации в России.

Согласно Закону РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» приватизацию государственного имущества должен был организовывать Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РСФСР),[10] председателем которого в ноябре 1991 года был назначен Анатолий Чубайс.


В ноябре 1991 года начался первый этап приватизации государственной собственности, в основу которого был положен Указ Президента РФ от 29.12.1991 N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», который утвердил «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год». [11]

Приватизация жилого фонда началась немного раньше. Фактически возможность возникновения права собственности у нанимателей жилых помещений и членов их семей появилась с реализацией принятого Советом Министров СССР от 2 декабря 1988 г. Постановления N 1400 «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда.[12]

К 1990 году было приватизировано всего 0,09% жилого фонда.[13] Массовая приватизация жилого фонда началась только с 4 июля 1991 года с принятием Советом РСФСР «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР». Причем приватизация жилых помещений вызвала гораздо больший интерес у российских граждан и была для них более понятной. Благодаря приватизации большинство граждан теперь имеют в собственности свои жилые помещения, которые ранее предоставлялись им по договорам социального найма. Но в то же время приобретение права собственности на жилые помещения, в конечном счете, наложило на этих граждан и весь перечень ответственности и обязанностей: за порчу и утрату, уплата налогов и взносов на капитальный ремонт квартир в МКД, ремонт жилого помещения, обязанность по установке ОДПУ в МКД и т.д.

Правовой основой для приватизации в России служит Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», принятый 4 июля 1991 года. За время действия данного закона в России была приватизирована большая часть государственных и муниципальных жилых помещений. При этом приватизация жилых помещений все это время осуществлялась на бесплатной основе. За это время политика бесплатной приватизации жилых помещений неоднократно продлевалась –в 2006, 2010, 2013 годах, и последний раз в 2016 году бесплатная приватизация была продлена до 1 марта 2017 года.[14] Но в 2017 году было принято очередное решение уже о бессрочном продлении бесплатной приватизации – с 22 февраля 2017 года приватизация жилых помещений больше не ограничивается каким-либо сроком.[15]

С одной стороны такое решение обосновывается тем, что не все граждане смогли реализовать свое право на бесплатную приватизацию, т.е. всегда будут граждане, которые получают жилые помещения в социальный найм. Но граждане, которые получат жилое помещение после марта 2017 года, уже бы не смогли воспользоваться таким правом. С другой стороны посредствам бессрочного продления бесплатной приватизации жилых помещений государство решило свои проблемы, минимизировав тем самым свои расходы на содержание и ремонт жилых помещений, которые являются государственной и муниципальной собственностью.