Файл: Порядок проведения приватизации (Понятие и сущность приватизации. Субъекты и объекты приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сейчас большинство граждан, которым предоставляется жилое помещение в социальный найм стараются приватизировать его, тем самым снижаются расходы государства. Кроме того, после оформления жилых помещений в собственность граждане обязаны уплачивать налог на имущество, что также является выгодным для государства.

Приватизация жилых помещений – это бесплатная, на добровольной основе передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещенийв государственном и муниципальном жилищном фонде.[16]

1.2. Субъекты и объекты приватизации

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация является совокупностью целенаправленных и взаимосвязанных действий некоторыхсубъектов приватизации по передаче определенныхобъектов государственной и муниципальной собственности в собственность частную. Причем такая деятельность осуществляется строго по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных законодательством порядке и формах.[17] Как любая иная управленческая деятельность приватизация структурно также состоит из двух элементов: субъектов и объектов приватизации.

К субъектам приватизации относятся:

1) собственники государственного и муниципального имущества – государство (Российская Федерация), муниципальные образования (городские поселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы либо внутригородские территории города федерального значения);[18]

2) уполномоченные государственные органы и специализированные организации, например, Росимущество;

3) покупателигосударственного и муниципального имущества– любые юридические лица (организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять различные гражданские права и нести различные гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде)[19]и физические лица (люди, которые являются субъектами гражданского права – носители прав и обязанностей).[20]

Исключением являются:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения;


- юридические лица, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25%;

- юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утверждаемый МинфиномРФ;

- юридические лица, в отношении которых осуществляется контроль офшорной компанией или группой лиц, входящих в офшорную компанию.[21]

В процессе приватизации РФ (государство) в лице соответствующих органов реализует одну из своих функций – экономическую функцию. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» Правительство РФ вправе наделить полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества федеральный орган исполнительной власти. Первоначально эти функции осуществлялись Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), чуть позже – Министерством государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 годатаким федеральным органом исполнительной власти, было Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). В 2004 году Минимущество России было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). В 2008 года был ликвидирован Российский фонд федерального имущества, а его полномочияполностью возложены на Росимущество. Т.е. на федеральном уровне был создан единый орган, который с этого момента стал осуществлять управление всей федеральной собственностью.[22]

Как видно, по законодательству продавцами государственного и муниципального имущества в приватизационных отношениях являются сами собственники государственного имущества, т.е. РФ (само государство), ее субъекты и муниципальные образования, но в лице именно соответствующих органов. Росимущество является таким органом на федеральном уровне.[23]

В законодательстве отсутствует определение самого понятия «имущество». В состав имущество обычно относят объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.), а также движимое имущество (например, ценные бумаги). Кроме того, в состав имущества входят и имущественные права (например, доли РФ, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).[24]


Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». В самом законе не установлен перечень имущества, которое может быть приватизировано, но перечисляется имущества, которое не может быть приватизировано. К такому имуществу относятся:

1)земельные участки в составе транспорта, которые предназначены для обеспечения деятельности в речных и морских портах, аэропортах или отведены для их развития, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

2) земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

3) земельные участки в составе земель лесного и водного фонда, а также особо охраняемых природных объектов и территорий;

4) земельные участки в составе земель,которые заражены опасными веществами и подверглись биогенному заражению;

5) земельные участки в составе земель общего пользования, таких как улицы, площади, бульвары, проезды, набережные, автомобильные дороги, парки, скверы, лесопарки, сады, пляжи, водные объекты и другие объекты;[25]

6) объекты, которые обеспечивают нужды органов социальной защиты населения, в том числе дома для престарелых, госпитали и санатории для престарелых и инвалидов;

7)объекты здравоохранения и культуры, которые предназначены для обслуживания жителей соответствующего поселения;

8)объекты социальной инфраструктуры для детей;

9)жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;

10)объекты транспорта и энергетики, которые предназначены для обслуживания жителей соответствующего поселения.[26]

Кроме вышеперечисленного имущества также Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет и перечень того государственного и муниципального имущества, на которое не распространяется данный закон:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены какие-либо объекты недвижимости, в том числе различные имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) имущество, которое находится за пределами территории РФ;

6) имущество в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;


8) имущество в собственность некоммерческих организаций, которые созданы при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и имущество, которое передается государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса РФ иее субъектов, муниципальных образований;

9) имущество, которое закреплено за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение или оперативное управление;

10) имущество на основании судебного решения;

11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у РФ, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) имущество, которое передано центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

13) имущество, которое передано в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса РФ.[27]

В связи с отсутствием точного перечня имущества, которое подлежит приватизации, на практике имеются некоторые сложности. В первую очередь это связано с трудностью определения подлежит ли имущество приватизации, которое необходимо проводить «от обратного», выискивая все имеющиеся признаки. Действующее положение в значительной степени затрудняет применение Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в хозяйственной практике.[28]

1.3 Законодательство России о приватизации

Последние десятилетия после распада СССР в современной России ознаменовались значительными изменениями, как в социальной, так и в экономической сферах. Такие изменения, конечно же, повлекли за собой и модификацию гражданского законодательства, в частности норм, которые регулируютотношения собственности и в том числе переход права собственности при проведении приватизации. При этом законодатель при введении новых норм и изменении уже существующих исходил из позиции того, каким образом строятся отношения между субъектами имущественного оборота в современный период, учитывая правоприменительную практику.[29]

В силу большой значимости процедуры приватизации для любого государства в России существует большое количество нормативно-правовых документов, которые, в той или иной степени, регулируют данную процедуру, процедуру очень сложную и ответственную.Правовое регулирование приватизации выражается в установлении порядка планирования и прогнозирования приватизации, порядка ее проведения, компетенции всех участников данной процедуры, способы приватизации и т.д.


Согласно Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» законодательство России о приватизации состоит, прежде всего, из:

1) Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», который устанавливает основные принципы приватизации, сферу действия данного закона, определяет участников приватизации и их полномочия и т.д.;

2) других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, принимаемых в соответствии с вышеназванным федеральным законом.[30]

Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из:

1) законов субъектов РФ о приватизации, которые приняты в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) иных нормативных правовых актов субъектов РФ, которые приняты в соответствии с вышеназванными законами субъектов РФ. [31]

Кроме того, можно выделить и более подробный перечень нормативно-правовых актов, которые осуществляют правовое регулирование приватизации в России:

1) КонституцияРоссийской Федерации, которая является основным и самым главном законом РФ, хоть и прямо не устанавливает нормы, которые регулируют приватизацию, но устанавливает основные законодательные начала и принципы в России, которые в той или иной мере также оказывают влияние и применяются при проведении приватизации, например:

- гарантируется равенство всех перед законом и судом,[32] в том числе и участников приватизационных отношений;

- гарантирует право частной собственности, которое является необходимым для проведения процедуры приватизации;

- признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности,[33] ведь без возможности существования и защиты этих видов собственности, в принципе, невозможна и приватизация;

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)устанавливает общие начала российского гражданского законодательства и регулирует, в том числе, особенности правового положения различных юридических лиц, например, основные положения акционерных обществ,[34] которые могут быть участниками приватизационных отношений, а иногда и образуются в результате приватизации.При приватизации государственного и муниципального имущества положения, которые предусмотрены ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное.[35]