Файл: Контроль почтовых отправлений, телеграмм и иных сообщений. Отличие от прослушивания телефонных разговоров (Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что с одной стороны, право стремится сделать нормативными сугубо теоретические положения (примером может служить глава вторая проекта УПК РФ), с другой, максимально формализовать правоприменительную деятельность. Проблема нормативности принципов имеет двойственную природу. Законодательное вмешательство, несомненно, усиливает значимость идей относительно должного и сущего в уголовном процессе. Однако унификация нормативного проявления принципов может лишить их возможности дальнейшего развития.

Тот факт, что любой человек имеет право на неприкосновенность своей частной жизни, не вызывает сомнений. Составляющей частной жизни любого лица является соблюдение тайны личной корреспонденции, содержащейся в переписке, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных и иных сообщениях.

Статья 23 Конституции Российской Федерации закрепила право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения, что относит судебный контроль к числу гарантий, препятствующих необоснованным ограничениям указанного права человека и гражданина.

Объектом курсовой работы являются положения, составляющие систему принципов уголовного процесса, а также механизм их реализации на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, в частности, принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. [4]

Предмет курсовой работы составляют проблемные вопросы, возникающие при исследовании системы принципов уголовного процесса, в частности, принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы определить особенности принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Цель курсовой работы обусловила задачи:

- Понятие принципов уголовного процесса;

- Право на тайну телефонных переговоров и корреспонденции в зарубежном законодательстве;

- Понятие и правовое регулирование права тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как принцип уголовного процесса;

- Применение принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в судебной практике.


Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.

1. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

1.1 Понятие принципов уголовного процесса

Под принципами в общей теории права понимаются объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится правовое регулирование в обществе.

В теории уголовно-процессуального права под принципами принято понимать нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех стадий судопроизводства, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач.

Такого взгляда на рассматриваемую проблему придерживается Л.Т. Ульянова, утверждающая, что принципы уголовного процесса - это руководящие идеи, которые определяют построение уголовного процесса.

Профессор В.П. Божьев акцент делает на конституционных принципах уголовного процесса, не выделяя буквально принципы процессуальные (отраслевые).

Аналогичные определения представлены и в другой юридической литературе. Отдельные ученые считают, что под принципами уголовного судопроизводства необходимо понимать закрепленные в уголовно-процессуальном законе основополагающие, исходные положения, определяющие суть и характер досудебного и судебного производства по уголовному делу, осуществляемого уполномоченными государством органами и должностными лицами, а также юридическими лицами и гражданами, вовлекаемыми в уголовный процесс.

В некоторых научных трудах предлагаются более лаконичные дефиниции, сводящиеся к трактовке принципов уголовного судопроизводства как исходных, основных правовых положений, определяющих назначение уголовного судопроизводства и построение всех его стадий, институтов, отдельных процедур (форм).

Термин «принцип» имеет латинское происхождение и буквально означает - начало, основание. Применительно к теме разговора в рамках настоящей публикации его следует интерпретировать как главную идею, ключевую мысль, руководящее положение, которые должны применяться, использоваться или соблюдаться в определенной сфере человеческой деятельности.


Принципом уголовного процесса может быть лишь такое правило, которое:

  • отличается высокой степенью обобщенности частных правил и процессуальных процедур;
  • является объективно необходимым для характеристики природы, сущности и содержания процессуальных процедур;
  • действует на протяжении всего уголовного судопроизводства или в крайнем случае в нескольких основных его стадиях;
  • имеет связь с другими принципами на основе общности процессуальных целей и задач;
  • обладает внутренней согласованностью с другими принципами;
  • имеет самостоятельное содержание.

Таким образом, принципы уголовного процесса - обусловленные общественным развитием исходные правовые положения общего характера, которые в своей совокупности раскрывают природу, сущность и содержание уголовного судопроизводства и лежат в основе организации и функционирования стадий, особых производств и всех уголовно-процессуальных институтов.

В своей совокупности принципы уголовного процесса образуют систему, поскольку они находятся во взаимодействии, взаимообусловленности и взаимосвязи. При этом необходимо иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, все принципы самостоятельны и равнозначны. Во-вторых, в силу объективно-субъективного характера любого закона в целом различные авторы «строят» нередко систему принципов по своему усмотрению, находя в процессуальном законодательстве соответствующие обоснования.

Система принципов отечественного уголовного процесса изложена законодателем в гл. 2 УПК (ст. 7 - 19).

Значение принципов уголовного судопроизводства состоит в следующем. Во-первых, эти принципы обеспечивают организацию и функционирование уголовного судопроизводства в целом, всех его стадий, особых производств и институтов уголовного процесса. Во-вторых, они являются нормативными ориентирами при необходимости использования аналогии права или закона, которая отвергается официальной доктриной.

Принцип защиты (охраны) тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК).

В соответствии с этим принципом только на основании судебного решения допускается: 1) ограничение прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 2) наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи.


1.2 Право на тайну телефонных переговоров и корреспонденции в зарубежном законодательстве

принцип уголовный процесс переписка

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. В обязанность государству вменено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Тем самым на государство накладывается такое обременение, которое можно рассматривать как ограничение в его деятельности. Представляется, что все иные ценности имеют для государства то значение, когда они не могут вовлекаться в качестве противовеса правам и свободам в угоду собственным интересам государства, но обязательно вовлекаются в обоснование пределов осуществления любых прав и свобод. [5]

Интересно в этой связи посмотреть на действующие конституции ряда западных государств.

Статья 5 Конституции Австрийской Республики: «Собственность неприкосновенна. Отчуждение против воли собственника может производиться лишь в случаях и в порядке, определяемых законом». Федеральный конституционный закон от 29 ноября 1988 г. «О защите личной свободы» (ст. 1): «Каждый имеет право на свободу и безопасность (личную свободу).

Никто не может быть арестован или задержан иначе как на основании названных в Федеральном конституционном законе причин и иначе как установленным законом способом.

Лишение личной свободы может быть предусмотрено только на основании закона, если это необходимо с целью принятия мер; лишение личной свободы возможно лишь по мере необходимости, когда и поскольку это не служит принятию мер, но касается обстоятельств дела».

Статья 2 Конституции Федеративной Республики Германии: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон.

Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона».

Статья 5 той же Конституции: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников.

Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются. Цензуры не существует. Границы этих прав устанавливаются предписаниями общих законов, законодательными постановлениями об охране молодежи и правом, обеспечивающим уважение к личности. Искусство и наука, исследование и преподавание свободны. Свобода преподавания не снимает обязанности быть верным Конституции».


Весьма показательны соответственно ст. 8: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без предварительного извещения или разрешения. [7]

Для собраний, проводимых вне помещений, это право может быть ограничено законом или на основании закона», и ст. 9: «Все немцы имеют право создавать союзы и общества. Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов, запрещаются». Не менее рельефную оговорку содержит и ст. 10: «Тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи неприкосновенна.

Ограничения могут быть установлены только на основании закона. Если конкретное ограничение служит защите основ свободного демократического строя или существования Федерации или одной из земель, а также обеспечению их безопасности, то закон может предусмотреть, что факт ограничения не сообщается заинтересованному лицу и что вместо судебной защиты осуществляется контроль со стороны специальных и вспомогательных органов, формируемых народным представительством». Можно было бы и продолжить, указать, например, на нормы о свободе передвижения на всей территории Федерации; свободе избирать профессию, место работы и учебы; неприкосновенности жилища; гарантированности собственности и права наследования и др.

В Германии юридическая техника закрепления ограничений конституционных прав отработана ювелирно. По поводу каждого права здесь же, в той же конституционной норме, содержится прямая оговорка общего характера. В других конституциях оговорки сделаны не прямо, а косвенно. Например, § 10 Конституции Финляндии гласит: «Гражданин Финляндии пользуется свободой слова, правом на опубликование в печати в письменной или иллюстрированной форме без каких-либо препятствий; он пользуется также правом без предварительного разрешения собираться для обсуждения каких-либо общих вопросов или для иных разрешенных целей, а также образовывать объединения для осуществления целей, не противоречащих закону и моральным нормам. Пользование этими правами определяется в законе». Или § 11: «Гражданин Финляндии пользуется неприкосновенностью жилища. Вопросы обоснованности и проведения домашнего обыска определяются в законе». В § 12 говорится: «Тайна переписки, телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров является неприкосновенной, если иное не установлено законом». [9]

Не секрет, что устанавливаемые ограничения прав часто используются или, во всяком случае, могут использоваться в интересах власти или господствующих в обществе классов.